Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Управление IT в российским филиале западной компании
Гуров Д.В.
Выпускник группы МВА CIO-36В
Школы IT-Менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В настоящей дипломной работе рассматриваются вопросы, связанные с управлением ИТ в российских филиалах крупных иностранных компаний.
В связи с глобализацией мировой экономики, глобализацией и интернационализацией мировых брендов все больше иностранных компаний открывают свои филиалы и представительства в России. А с развитием информационных технологий именно своевременность и бесперебойность получения информации является основой успешного ведения бизнеса, особенно территориально распределенного. В связи с этим руководству ИТ в крупных компаниях уделяется особое внимание. Именно на ИТ службу в каждом филиале, и, в частности, на ее руководителя возлагается вся ответственность за информационное пространство компании, своевременность и бесперебойность таких важных для бизнеса сервисов, как телефония, электронная почта, интернет. От качественно подобранного ИТ персонала и от работы ИТ службы в целом зависит, получит ли центральный офис своевременные и актуальные данные о финансовой и коммерческой деятельности своих филиалов, смогут ли бизнес-партнеры и клиенты получить необходимую информацию от компании.
Роль ИТ в современном мире меняется. Сейчас с ИТ неразрывно связана деятельность как самой крупной иностранной компании, так и совсем небольшой частной торговой фирмы. В связи с этим, первоочередная задача успешного и грамотного руководителя ИТ-службы не только обеспечивать работоспособность техники, сервисов, оказывать необходимую помощь пользователям, но и проактивно развивать ИТ компании, обеспечивая надежный плацдарм для достижения бизнесом своих стратегических целей и предлагая новые современные и эффективные инструменты для развития.
Руководя ИТ службой российского филиала западной компании ИТ менеджеру приходится решать целый круг очень непростых задач. Это и подбор персонала, желательно со знанием иностранного языка, и работа с конфликтами интересов центрального офиса и филиала - регионального ИТ менеджера и своего местного управляющего. И трансляция западных бизнес – процессов и подходов к работе на российских пользователей. Но, основной, на мой взгляд сложностью является именно разность российского и западного менталитетов, подходов к ведению дел. Именно на умении эффективно интегрировать западные правила игры и русскую ментальность, нашу «особенную стать», и строится плодотворная и продуктивная работа руководителя в российском филиале западной компании.
В теоретической части данного исследования рассматриваются ключевые различия российских и западных ИТ служб, общие принципы построения работы ИТ российского филиала западной компании, а также различия в мотивации российских и зарубежных ИТ специалистов.
В практической части исследования автор на примере собственного опыта работы в двух крупных иностранных компаниях – ассистентской компании Allianz Global Assistance и производственного концерна ZF Friedrichshafen AG - показывает эффективные методы организации работы ИТ департамента российского филиала западной компании.
Исследование проводится по трем направлениям.
- Организация эффективной работы внутри ИТ департамента. В данной части исследования рассказывается о психотипах сотрудников и соответствии этих психотипов занимаемым должностям. Также здесь рассматривается разность менталитетов российских и зарубежных подчиненных. Умение эффективно работать с российскими и европейскими сотрудниками, гармонично сочетать их сильные и слабые стороны является, на мой взгляд, ключевым моментом в деле успешной организации работа ИТ службы.
Разность подходов русских и европейских сотрудников к различным аспектам работы отражена в следующей таблице:
Аспекты работы |
Русский |
Европеец |
Ценность компании |
- Ценится исключительно специфика компании |
- Ценится большое число сравнимых альтернатив в разных компаниях |
Ценность себя, как сотрудника в компании |
- Незаменимый сотрудник на любой позиции |
- Легко заменимый сотрудник |
Аспекты работы |
Русский |
Европеец |
Взаимодействие с коллегами |
- Открытое |
- Осторожное |
Взаимодействие с непосредственным руководителем |
- Изначально недоверительное, пока руководитель не заслужит авторитета |
- Изначальное уважение и соблюдение субординации |
Информирование руководства о проблемах |
- Максимально поздно |
- Максимально рано |
Инициативность |
Самостоятельно |
По соглашению с руководителем |
Следование нормам и правилам |
По понятиям |
По закону |
Отношение к изменениям в компании |
- Негативно |
- Позитивно, с энтузиазмом |
Решение стандартной задачи |
- Отсутствие интереса |
- Стабильное отношение к задаче |
Решение нестандартной задачи |
- Хороший результат, иногда неожиданно |
- Средний результат |
Отношение к неудачам |
- Избегание мелкого риска |
- Избегание крупного риска |
-
Организация эффективной работы с руководителем. Рассматриваются вопросы взаимодействия ИТ руководителя с руководителем организации. Западный топ-менеджер, как правило, более демократичен и больше пронизан идеалами и миссией компании. Он предоставляет ИТ руководителю больше свободы и самостоятельности в принятии решений, но при этом ответственность при работе с ним также очень высока. Такого топ-менеджера хорошо привлекать к ИТ-проектам, хотя бы косвенно в качестве административного ресурса.
Русский топ-менеджер в российском филиале западной компании, как правило, статусник. Он в большей степени сосредоточен на реализации своих собственных потребностей, чем на интересах компании. Отсюда строится и модель эффективного взаимодействия с таким руководителем – обязательное уважение к его мнению, даже если он объективно не прав, комплименты, акцент на его личных выгодах.
-
Организация эффективной работы со смежными подразделениями и пользователями. Здесь очень важно воспитать пользователей в своей компании в традициях работы западного бизнеса. Если ИТ руководителю удастся это сделать, он очень сильно упростит жизнь как себе, так и своему подразделению в общем. Важно понимать, что российские пользователи склонны к гиперболизации своих проблем, а также предпочитают личное обращение по любому вопросу, даже косвенно связанному с ИТ, непосредственно к ИТ руководителю. Хорошей практикой здесь является введение на предприятии системы регистрации заявок. Это дисциплинирует пользователей и делает работу службы техподдержки более организованной и легко планируемой.
Результаты работы автора в качестве руководителя ИТ департамента компании Allianz Global Assistance были оценены ежегодным внутренним аудитом, проводимым в компании по направлениям «Информационная безопасность» и «Менеджмент в ИТ». Российскому филиалу по совокупности показателей эффективности были присвоены:
- 2 место по результатам внутреннего аудита информационной безопасности за 2011 и 2012 год
- 2 место по результатам внутреннего аудита менеджмента ИТ за 2012 г
- Войдите на сайт для отправки комментариев