Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Управление IT в российским филиале западной компании
Гуров Д.В.
Выпускник группы МВА CIO-36В
Школы IT-Менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В настоящей дипломной работе рассматриваются вопросы, связанные с управлением ИТ в российских филиалах крупных иностранных компаний.
В связи с глобализацией мировой экономики, глобализацией и интернационализацией мировых брендов все больше иностранных компаний открывают свои филиалы и представительства в России. А с развитием информационных технологий именно своевременность и бесперебойность получения информации является основой успешного ведения бизнеса, особенно территориально распределенного. В связи с этим руководству ИТ в крупных компаниях уделяется особое внимание. Именно на ИТ службу в каждом филиале, и, в частности, на ее руководителя возлагается вся ответственность за информационное пространство компании, своевременность и бесперебойность таких важных для бизнеса сервисов, как телефония, электронная почта, интернет. От качественно подобранного ИТ персонала и от работы ИТ службы в целом зависит, получит ли центральный офис своевременные и актуальные данные о финансовой и коммерческой деятельности своих филиалов, смогут ли бизнес-партнеры и клиенты получить необходимую информацию от компании.
Роль ИТ в современном мире меняется. Сейчас с ИТ неразрывно связана деятельность как самой крупной иностранной компании, так и совсем небольшой частной торговой фирмы. В связи с этим, первоочередная задача успешного и грамотного руководителя ИТ-службы не только обеспечивать работоспособность техники, сервисов, оказывать необходимую помощь пользователям, но и проактивно развивать ИТ компании, обеспечивая надежный плацдарм для достижения бизнесом своих стратегических целей и предлагая новые современные и эффективные инструменты для развития.
Руководя ИТ службой российского филиала западной компании ИТ менеджеру приходится решать целый круг очень непростых задач. Это и подбор персонала, желательно со знанием иностранного языка, и работа с конфликтами интересов центрального офиса и филиала - регионального ИТ менеджера и своего местного управляющего. И трансляция западных бизнес – процессов и подходов к работе на российских пользователей. Но, основной, на мой взгляд сложностью является именно разность российского и западного менталитетов, подходов к ведению дел. Именно на умении эффективно интегрировать западные правила игры и русскую ментальность, нашу «особенную стать», и строится плодотворная и продуктивная работа руководителя в российском филиале западной компании.
В теоретической части данного исследования  рассматриваются ключевые различия российских и западных ИТ служб, общие  принципы построения работы ИТ российского филиала западной компании, а также  различия в мотивации российских и зарубежных ИТ специалистов.
  В практической части исследования автор на примере  собственного опыта работы в двух крупных иностранных компаниях – ассистентской  компании Allianz Global Assistance и производственного концерна ZF Friedrichshafen AG -  показывает эффективные методы организации  работы ИТ департамента российского филиала западной компании.
  Исследование проводится по трем направлениям.
- Организация эффективной работы внутри ИТ департамента. В данной части исследования рассказывается о психотипах сотрудников и соответствии этих психотипов занимаемым должностям. Также здесь рассматривается разность менталитетов российских и зарубежных подчиненных. Умение эффективно работать с российскими и европейскими сотрудниками, гармонично сочетать их сильные и слабые стороны является, на мой взгляд, ключевым моментом в деле успешной организации работа ИТ службы.
 
Разность подходов русских и европейских сотрудников к различным аспектам работы отражена в следующей таблице:
| Аспекты работы | 
 Русский  | 
 Европеец  | 
| 
 Ценность компании  | 
 - Ценится    исключительно специфика компании  | 
 - Ценится    большое число сравнимых альтернатив в разных компаниях  | 
| 
 Ценность себя, как сотрудника в компании  | 
 -    Незаменимый сотрудник на любой позиции  | 
 - Легко    заменимый сотрудник  | 
| 
 Аспекты работы  | 
 Русский  | 
 Европеец  | 
| 
 Взаимодействие с коллегами  | 
 - Открытое  | 
 - Осторожное  | 
| 
 Взаимодействие с непосредственным руководителем  | 
 - Изначально    недоверительное, пока руководитель не заслужит авторитета  | 
 -    Изначальное уважение и соблюдение субординации  | 
| 
 Информирование руководства о проблемах  | 
 -    Максимально поздно  | 
 -    Максимально рано  | 
| 
 Инициативность  | 
 Самостоятельно  | 
 По соглашению с руководителем  | 
| 
 Следование нормам и правилам  | 
 По понятиям  | 
 По закону  | 
| 
 Отношение к изменениям в компании  | 
 - Негативно  | 
 - Позитивно,    с энтузиазмом  | 
| 
 Решение стандартной задачи  | 
 - Отсутствие    интереса  | 
 - Стабильное    отношение к задаче  | 
| 
 Решение нестандартной задачи  | 
 - Хороший    результат, иногда неожиданно  | 
 - Средний    результат  | 
| 
 Отношение к неудачам  | 
 - Избегание    мелкого риска  | 
 - Избегание    крупного риска  | 
- 
Организация эффективной работы с руководителем. Рассматриваются вопросы взаимодействия ИТ руководителя с руководителем организации. Западный топ-менеджер, как правило, более демократичен и больше пронизан идеалами и миссией компании. Он предоставляет ИТ руководителю больше свободы и самостоятельности в принятии решений, но при этом ответственность при работе с ним также очень высока. Такого топ-менеджера хорошо привлекать к ИТ-проектам, хотя бы косвенно в качестве административного ресурса.
 
Русский топ-менеджер в российском филиале западной компании, как правило, статусник. Он в большей степени сосредоточен на реализации своих собственных потребностей, чем на интересах компании. Отсюда строится и модель эффективного взаимодействия с таким руководителем – обязательное уважение к его мнению, даже если он объективно не прав, комплименты, акцент на его личных выгодах.
- 
Организация эффективной работы со смежными подразделениями и пользователями. Здесь очень важно воспитать пользователей в своей компании в традициях работы западного бизнеса. Если ИТ руководителю удастся это сделать, он очень сильно упростит жизнь как себе, так и своему подразделению в общем. Важно понимать, что российские пользователи склонны к гиперболизации своих проблем, а также предпочитают личное обращение по любому вопросу, даже косвенно связанному с ИТ, непосредственно к ИТ руководителю. Хорошей практикой здесь является введение на предприятии системы регистрации заявок. Это дисциплинирует пользователей и делает работу службы техподдержки более организованной и легко планируемой.
 
Результаты работы автора в качестве руководителя ИТ департамента компании Allianz Global Assistance были оценены ежегодным внутренним аудитом, проводимым в компании по направлениям «Информационная безопасность» и «Менеджмент в ИТ». Российскому филиалу по совокупности показателей эффективности были присвоены:
- 2 место по результатам внутреннего аудита информационной безопасности за 2011 и 2012 год
 - 2 место по результатам внутреннего аудита менеджмента ИТ за 2012 г
 
- Войдите на сайт для отправки комментариев