Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление IT в российским филиале западной компании

Гуров Д.В.
Выпускник группы МВА CIO-36В
Школы IT-Менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В  настоящей дипломной работе рассматриваются вопросы, связанные с управлением ИТ в российских филиалах крупных иностранных компаний.

В связи с глобализацией мировой экономики, глобализацией и интернационализацией мировых брендов все больше иностранных компаний открывают свои филиалы и представительства в России.  А с развитием информационных технологий именно своевременность и бесперебойность получения информации является основой успешного ведения бизнеса, особенно территориально распределенного. В связи с этим руководству ИТ в крупных компаниях уделяется особое внимание. Именно на ИТ службу в каждом филиале, и, в частности, на ее руководителя возлагается вся ответственность за информационное пространство компании, своевременность и бесперебойность таких важных для бизнеса сервисов, как телефония, электронная почта, интернет. От качественно подобранного ИТ персонала и от работы ИТ службы в целом зависит, получит ли центральный офис своевременные и актуальные данные о финансовой и коммерческой деятельности своих филиалов, смогут ли бизнес-партнеры и клиенты получить необходимую информацию от компании.

Роль ИТ в современном мире меняется. Сейчас с ИТ неразрывно связана деятельность как самой крупной иностранной компании, так и совсем небольшой частной торговой фирмы.   В связи с этим, первоочередная задача успешного и грамотного руководителя ИТ-службы не только обеспечивать работоспособность техники, сервисов, оказывать необходимую помощь пользователям, но и проактивно развивать ИТ компании, обеспечивая надежный плацдарм для достижения бизнесом своих стратегических целей и предлагая новые современные и эффективные инструменты для развития.

Руководя ИТ службой российского филиала западной компании ИТ менеджеру приходится решать целый круг очень непростых задач. Это и подбор персонала, желательно со знанием иностранного языка, и работа с конфликтами интересов центрального офиса и филиала - регионального ИТ менеджера и своего местного управляющего. И трансляция западных бизнес – процессов и подходов к работе на российских пользователей. Но, основной, на мой взгляд сложностью является именно разность российского и западного менталитетов, подходов к ведению дел. Именно на умении эффективно интегрировать западные правила игры и русскую ментальность, нашу «особенную стать», и строится плодотворная и продуктивная работа руководителя в российском филиале западной компании.

В теоретической части данного исследования рассматриваются ключевые различия российских и западных ИТ служб, общие принципы построения работы ИТ российского филиала западной компании, а также различия в мотивации российских и зарубежных ИТ специалистов.
В практической части исследования автор на примере собственного опыта работы в двух крупных иностранных компаниях – ассистентской компании Allianz Global Assistance и производственного концерна ZF Friedrichshafen AG -  показывает эффективные методы организации работы ИТ департамента российского филиала западной компании.
Исследование проводится по трем направлениям.

  1. Организация эффективной работы внутри ИТ департамента. В данной части исследования рассказывается о психотипах сотрудников и соответствии этих психотипов занимаемым должностям. Также здесь рассматривается разность менталитетов российских и зарубежных подчиненных. Умение эффективно работать с российскими и европейскими сотрудниками, гармонично сочетать их сильные и слабые стороны является, на мой взгляд, ключевым моментом в деле успешной организации работа ИТ службы.

Разность подходов русских и европейских сотрудников к различным аспектам работы отражена в следующей таблице:

Аспекты работы

Русский

Европеец

Ценность компании

- Ценится исключительно специфика компании
- Компании сильно отличаются друг от друга

- Ценится большое число сравнимых альтернатив в разных компаниях
- В большинстве компаний понятно, чего ожидать от должности

Ценность себя, как сотрудника в компании

- Незаменимый сотрудник на любой позиции
- Много ярких индивидуальностей

- Легко заменимый сотрудник
- Стандартизированная модель специалиста

Аспекты работы

Русский

Европеец

Взаимодействие с коллегами

- Открытое
- Безусловное, прямое

- Осторожное
- Наблюдательное
- Максимально корректное

Взаимодействие с непосредственным руководителем

- Изначально недоверительное, пока руководитель не заслужит авторитета
- Ярко выраженная нелюбовь к лозунгам и громким призывам

- Изначальное уважение и соблюдение субординации
- Строгое следование всем прямым указаниям, пока не превышен некий уровень некомпетентности

Информирование руководства о проблемах

- Максимально поздно
- Предпочтительно все решать самостоятельно, «не вынося сор из избы»

- Максимально рано
- Предпочтительно информировать руководство обо всех проблемах

Инициативность

Самостоятельно

По соглашению с руководителем

Следование нормам и правилам

По понятиям

По закону

Отношение к изменениям в компании

- Негативно
- Поиск подвохов

- Позитивно, с энтузиазмом
- Поиск новых возможностей развития

Решение стандартной задачи

- Отсутствие интереса
- Среднее качество исполнения
- Непредсказуемые сбои

- Стабильное отношение к задаче
- Ожидаемый результат

Решение нестандартной задачи

- Хороший результат, иногда неожиданно
превосходный
- Энтузиазм

- Средний результат
- Боязнь нового и боязнь показать некомпетентность перед руководством

Отношение к неудачам

- Избегание мелкого риска
- Страх небольших ошибок
- Умение рисковать по полной

- Избегание крупного риска
- Легкое отношение к мелким проблемам

  1. Организация эффективной работы с руководителем. Рассматриваются вопросы взаимодействия ИТ руководителя с руководителем организации.         Западный топ-менеджер, как правило, более демократичен и больше пронизан идеалами и миссией компании. Он предоставляет ИТ руководителю больше свободы и самостоятельности в принятии решений, но при этом ответственность при работе с ним также очень высока. Такого топ-менеджера хорошо привлекать к ИТ-проектам, хотя бы косвенно в качестве административного ресурса.

Русский топ-менеджер в российском филиале западной компании, как правило, статусник. Он в большей степени сосредоточен на реализации своих собственных потребностей, чем на интересах компании. Отсюда строится и модель эффективного взаимодействия с таким руководителем – обязательное уважение к его мнению, даже если он объективно не прав, комплименты, акцент на его личных выгодах.

  1. Организация эффективной работы со смежными подразделениями и пользователями. Здесь очень важно воспитать пользователей в своей компании в традициях работы западного бизнеса. Если ИТ руководителю удастся это сделать, он очень сильно упростит жизнь как себе, так и своему подразделению в общем. Важно понимать, что российские пользователи склонны к гиперболизации своих проблем, а также предпочитают личное обращение по любому вопросу, даже косвенно связанному с ИТ, непосредственно к ИТ руководителю.  Хорошей практикой здесь является введение на предприятии системы регистрации заявок. Это дисциплинирует пользователей и делает работу службы техподдержки более организованной и легко планируемой.

Результаты работы автора в качестве руководителя ИТ департамента компании Allianz Global Assistance были оценены ежегодным внутренним аудитом, проводимым в компании по направлениям «Информационная безопасность» и «Менеджмент в ИТ». Российскому филиалу по совокупности показателей эффективности   были присвоены:

  • 2 место по результатам внутреннего аудита информационной безопасности за 2011 и 2012 год
  • 2 место по результатам внутреннего аудита менеджмента ИТ за 2012 г
Рубрика: 
IT-служба предприятия
Ваша оценка: Пусто Средняя: 5 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009