Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Организация проектного управления в блоке ИТ авиаперевозчика (на примере ОАО «Аэрофлот»)
Умаханов А.М.
выпускник группы MBA CIO-36A
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
К настоящему времени Управление Проектами (УП) стало признанной во всем мире профессиональной деятельностью. Методология и средства УП широко используются во всех сферах целенаправленной и проектно-ориентированной деятельности. За последние 30 лет УП сформировалось как новая парадигма управленческой деятельности и стало своеобразным культурным мостом в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве стран разных континентов с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой.
В рамках данного исследования рассматривается политика УП ИТ-блока ОАО «Аэрофлот». На сегодняшний день ОАО «Аэрофлот» является безусловным лидером российского рынка авиаперевозок и одной из наиболее успешных авиакомпаний Европы. В 2013 году услугами авиакомпании воспользовалось более 20,9 млн человек. Общее количество пассажиров, перевезенных совместно с дочерними авиакомпаниями в рамках Группы «Аэрофлот», составило 31,4 млн человек. По итогам 2013 года Группа компаний «Аэрофлот» занимает 37 % российского рынка по пассажиропотоку (без учета иностранных авиакомпаний) и 23 % по перевозке грузов.
Увеличивающееся количество клиентов, жесткая конкуренция требуют непрерывного развития услуг и сервисов, в том числе внедрение новых информационных систем, предоставляющих весомые конкурентные преимущества ОАО «Аэрофлот» на рынке авиаперевозок, а также возможность повысить лояльность и привлечь новых клиентов. Учитывая это, с каждым годом поступает всё больше заявок в ИТ-блок ОАО «Аэрофлот» со стороны структурных подразделений на внедрение новых информационных систем и модернизацию существующих. По сути, каждая такая заявка является отдельным проектом, требующим обоснования, согласования функциональных требований, бюджета, выделения ресурсов, заключения договоров со сторонними организациями, далее разработки, тестирования и сдачи в эксплуатацию. Сейчас можно с уверенностью сказать, что различных информационных систем в ОАО «Аэрофлот» становится всё больше, сложность выполняемых проектов возрастает.
Среди предпосылок внедрения проектного управления в ИТ блоке ОАО «Аэрофлот» следует выделить:
- Большое количество внутренних подразделений бизнес-заказчиков;
- Сложность и разнородность ИТ-проектов;
- Определение приоритетности задач;
- Значительное количество ежегодно реализуемых ИТ-проектов;
- Отслеживание сроков исполнения ИТ-проектов;
- Сложности с планированием ресурсов.
При непосредственной поддержке руководства был определен и реализован следующий поэтапный подход:
- Определены принципы и основы формирования портфелей проектов;
- Актуализирована методология проектного управления;
- Сформирована эффективная организационная структура реализации проекта;
- Проведен реинжиниринг инструментария – информационной системы управления проектами (ИСУП);
В основу реализации проектного управления были заложены следующие принципы:
- Подразделения бизнес-заказчиков разделены на несколько функциональных контуров (Коммерческий блок, Производственный блок и др.);
- Бизнес-заказчиком в каждом портфеле проведено ранжирование проектов по приоритетности (1-2-3) и дополнительным параметрам проекта;
- В ИТ-блоке и бизнес-подразделении назначен ответственный за проект;
- Ответственность за инициацию проекта, подготовку инициирующих документов и обеспечение финансирования возложена на бизнес-подразделение;
- Установлены регулярность проведения совещаний по портфелю проектов и форма представления отчета;
- Актуализированы поэтапные процедуры;
- Для каждого проекта сформирован профиль проекта. Профиль проекта задает набор и определяет требования к элементам управления, которые должны быть использованы при управлении конкретным рассматриваемым проектом;
- Определены вехи проекта:
А) базовые вехи (используются для контроля реализации проекта командой проекта);
Б) вехи для руководства (используются для контроля реализации проекта руководством ИТ/ Компании, отражаются в отчетах ИСУП);
- Сформирован полный перечень документационного сопровождения проекта. Перечень содержит документы, по умолчанию формируемые в рамках каждого проекта, а также документы, наличие которых в конкретном проекте определяется его профилем.
Подводя итоги реализации, можно сказать, что сформирован согласованный с «бизнесом» подход к реализации ИТ-проектов: начиная с инициации проекта и подготовки сопутствующих документов до сдачи проекта в эксплуатацию. Вовлечены в процесс принятия решения по ИТ-проектам руководители топ-уровня, в роли Руководителя портфеля. Актуальная информация о реализации проекта находится в ИСУП. Создана информационная среда проекта и среда профессионального общения пользователей во время ведения проектов, а также созданы предпосылки для создания экосистемы Базы Знаний по проектному управлению. Организована актуализация планов проектов посредством автоматически рассылаемых по электронной почте обменных форм, содержащих в себе выбранные ключевые задачи и поручения, а также автоматическую обработку и фиксирование статусов и докладных материалов.
Имплементация концепции проектного управления в ИТ-блоке ОАО «Аэрофлот» предоставила бизнес-подразделениям инструментарий по принятию обоснованных управленческих решений при реализации ИТ-проектов.
- Войдите на сайт для отправки комментариев