Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Разработка ИТ–стратегии в кредитной организации
Кравчинский С.А.
выпускник группы MBA CIO-36B
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Современный рынок банковских услуг в Российской Федерации - это очень высококонкурентная среда. Для того, чтобы выжить и развиваться в изменчивой банковской среде, кредитные организации стараются использовать самые передовые информационных технологии, которые воспринимаются бизнесом как «необходимый ресурс», используя который можно выстроить гибкую и управляемую организационную структуру с возможностями быстрого реагирования на динамично изменяемые рыночные сценарии. Информационные технологии также рассматриваются как инструмент снижения затрат операционной деятельности. Немаловажное значение имеют информационные технологии как средство построения эффективных коммуникаций как между сотрудниками внутри организации, так и внешних связей с партнерами, клиентами, поставщиками.
Благодаря применению в банковской среде инновационных информационных технологий стали возможны не только количественное, но и качественное расширение рынка, в том числе связанное с широким использованием интернет-технологий, устройств самообслуживания, терминалов приёма наличных денег и банкоматов электронных платежных систем, платежей с использованием пластиковых карт, электронных денег. Удовлетворение этих потребностей бизнеса и в дальнейшем будет способствовать активному внедрению в кредитных организациях самых передовых технологий сбора, обработки и хранения данных, последних достижений в области шифрования и защиты информации, инновационных сетевых технологий.
Особенно важную роль банковские информационные технологии играют в процессах реинжиниринга и совершенствования работы кредитных организаций, способствуя оптимальной организационно-технологической настройке бизнес-процессов банка. Большинство кредитных организаций в России универсальны и оказывают достаточно однообразные услуги, однако организационные структуры, стиль работы, методы обработки информации, технологии предоставления услуг уникальны для каждого банка. Очевидно, что залогом успешного развития любого бизнеса являются его гибкость, способность к адаптации в соответствии с изменяющейся внешней средой. Разумное использование современных информационных технологий может стать фундаментом для обретения конкурентного преимущества, платформой для создания новых услуг, и, в итоге, способствовать увеличению рыночной доли, занимаемой кредитной организации либо повышению её капитализации.
При современном уровне развития рыночных отношений во всех отраслях основная цель департамента информационных технологий любой организации состоит в обеспечении технологической базы сбалансированного развития и содействии бизнес-структурам в достижении конкурентного преимущества за счет повышения качества обслуживания клиентов и оптимизации внутренних бизнес-процессов. Для коммерческих кредитных организаций достижение конкурентного преимущества перед монополистами отрасли - необходимое условие выживания. Таким образом, одними из принципиальных направлений деятельности департамента информационных технологий становятся взаимодействие с бизнес-подразделениями, совместная проработка стратегии и тактики развития, оценка экономических аспектов деятельности департамента информационных технологий.
Предметом исследования данной работы является область отношений между департаментом информационных технологий и бизнесом. Рассматриваются возможности корреляции и подстройки стратегии развития департамента информационных технологий в кредитной организации под стратегию развития бизнеса. В основе развития подразделения информационных технологий любой организации, прежде всего, лежат потребности и цели бизнеса. Сформированные бизнесом требования используются при анализе рынка информационных систем и выборе наиболее подходящих решений, в том числе и организационных.
В рамках работы был проведен анализ деятельности кредитной организации, имеющейся структуры ИТ Департамента, архитектуры информационной системы, имеющихся регламентных документов. По результатам исследования предложены меры по совершенствованию системы управления ИТ, используемых приложений, сетевой инфраструктуры.
Направления совершенствования:
- Приведение подразделения информационной безопасности в соответствие требованиям регулятора и отраслевому стандарту СТО БР;
- Оптимизация управления процессом собственных разработок программного обеспечения;
- Реинжиниринг и оптимизация процессов операционной деятельности, развитие собственного фронт-офисного программного продукта, направленного на сокращение операционных издержек;
- Расширение функциональности используемых устройств самообслуживания (банкоматов, терминалов приёма наличных);
- Оптимизация процессов открытия новых офисов, филиалов, точек обслуживания, развитие региональной сети;
- Развитие электронного банкинга (увеличение количества и качества услуг, оказываемых дистанционно).
Разработка ИТ стратегии проводилась в соответствии с бизнес-стратегией развития Банка. Для возможности реализации столь масштабных проектов предложены структурные изменения в рамках Департамента ИТ. В частности, предлагается создание структурного подразделения «Отдел управления проектами». Отдел управления проектами представляет собой проектный офис, то есть структурное подразделение, определяющее стандарты бизнес-процессов, связанных с управлением проектами и группами взаимосвязанных проектов (портфелями проектов), при этом принимающее во внимание:
- специфику управления портфелем проектов;
- влияние проектов друг на друга;
- специфику в подходах к планированию ресурсов для портфелей проектов;
- управление изменениями в портфеле проектов.
С момента создания Отдела управления проектами все дальнейшие проекты организуются и сопровождаются сотрудниками Отдела с привлечением штатных работников иных подразделений согласно планам и по необходимости.
В процессе работы над стратегией развития ИТ были достигнуты следующие результаты:
- Обозначены горизонты развития ИТ в кредитной организации, формализованы целевое состояние и взаимосвязь с бизнесом;
- Структурированы, упорядочены и формализованы процессы собственных разработок;
- Выявлена необходимость структурных изменений внутри Департамента ИТ.
В результате проделанной работы получен портфель ИТ проектов, рассчитанный на 3 года, основанный на современных технологических и управленческих стандартах с учетом требований бизнес-стратегии кредитной организации.
Проведенный анализ организационной структуры, основных бизнес-процессов позволил выявить узкие места и проблемные области в операционной деятельности кредитной организации. Комплексной оптимизации подверглись деятельность некоторых подразделений и внутренние бизнес-процессы. Реализация сформулированной ИТ стратегии позволит кредитной организации получить надежный технологический фундамент для дальнейшего успешного роста и развития.
- Войдите на сайт для отправки комментариев