Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Создание международной B2C торговой интернет площадки

Гордиенко Д.А.
Выпускник группы MBA CIO-34
Школы IT-Менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

На сегодняшний день правительство РФ уделяет большое внимание развитию интернета в России. Известно, что в июне 2014 года президент РФ Владимир Путин встречался с представителями крупнейших интернет-компаний. Речь шла о том, что «интернет, куда каждый день заходят треть россиян, должен подлежать регулированию, но без ограничения конституционных прав граждан». Так же, президент уделил внимание тому, что интернет не просто средство общения, но и крупный бизнес, который составляет 8,5% ВВП страны — это свыше 5 трлн руб.

Отдельное место занимает e-commerce или электронная коммерция. Объем рынка электронной коммерции в России вырос за 5 лет (с 2009 по 2013 годы) почти в 2,5 раза – с 210 млрд. рублей до 530 млрд. рублей, тем самым показав очень высокую динамику роста.

Если оглянуться на 2 года назад, то мы увидим, что Темпы роста рынка электронной коммерции в 2012 году почти в 10 раз превысили темпы роста российской экономики в целом: 28% роста рынка электронной коммерции против 3,5% роста ВВП РФ. 9 миллионов россиян ежемесячно совершают платежи в Интернете, 11 миллионов имеют опыт совершения покупок в российских интернет-магазинах, а 87% пользователей Интернета в России хотя бы раз пробовали совершить покупку онлайн. 

На фоне такого интенсивного роста рынка, все больше предпринимателей стараются выйти в онлайн торговлю. Это обусловлено тем, что издержки на организацию интернет-магазина ниже, чем на обычный розничный магазин. И именно поэтому, конкуренция на этом рынке очень жестокая, несмотря на то, что Россия пока еще на стадии развития этого рынка, по сравнению с такими странами как США, Китай, Великобритания, Германия.

Для сравнения, Рынок электронной коммерции в США является наиболее зрелым в мире и, более того, растет существенно быстрее розничной торговли страны в целом: за период 2009-2012 гг. розничная торговля выросла на 20%, электронной коммерции на 47%. С 2009 по 2012 год рынок электронной коммерции вырос с 138 до 203 млрд долларов США.

Рынок электронной коммерции в Китае также развивается очень быстрыми темпами. Ожидается, что уже к 2015 г. его объем сможет достичь размера рынка в США, а по итогам 2016 г. значительно увеличится вплоть до 340 млрд долларов США. С 2009 по 2012 год рынок электронной коммерции  вырос с 23 до 126 млрд долларов США.

Рынок электронной коммерции в России является одним из самых быстрорастущих в мире. По различным прогнозам совокупный среднегодовой темп роста в период 2012-2016 гг. составит от 22% до 35%. С 2010 по 2012 год он вырос с 7 до 13 млрд долларов США.
В качестве примеров успешных интернет гигантов можно привести Amazon (США) и Alibaba Group (Китай).

Alibaba Group – китайская частная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, основной владелец публичной компании Alibaba.com, также включает такие сайты как:

Taobao.com крупнейший в Китае c2c портал, tmall.com, Alibaba.com, Aliexpress.com, а также собственную платёжную систему alipay

Amazon.com – американская компания, созданная в 1994 году, крупнейшая в мире по обороту продаж товаров и услуги через Интернет и один из первых интернет-сервисов, ориентированных на продажу реальных товаров массового спроса.

В России же есть история успеха создания сайта, похожего на amazon – это ozon.ru. Идея ozon.ru была скопирована с модели amazon.com в 1998 году. Проект вышел на самоокупаемость уже через 5 лет после запуска в 2003 году при общем объёме продаж 3,85 млн $.

На фоне позитивной тенденции роста рынка интернет торговли возникла идея создать нечто похожее на успешную китайскую торговую площадку. В основу идеи были заложены модели таких крупных сайтов как taobao.com dealextreme.com, aliexpress.com – все эти сайты предлагают миллионы товаров по низким ценам.

Проведя анализ сайтов, поставщиков, моделей бизнеса, было принято решение создать сайт аналогичный taobao.com. Именно таобао предлагает более 800 млн товаров по очень низким ценам. Особенность taobao в том, что этот сайт ориентирован исключительно на внутренний рынок Китая. И несмотря на множество ограничений, таких как отсутствие английского языка в интерфейсе сайта,  ограничение на платежные системы и невозможность отправки товаров за пределы Китая, taobao очень популярен в России. И рядовой покупатель сталкивается с множеством преград и проблем для совершения покупки на taobao. Основное – это общение с продавцом, доставка товаров в Россию, гарантии доставки посылки, проверка качества товаров, оплата товаров и т.д.

Именно поэтому возникла идея создать сайт, который решит все задачи клиента:

  • облегчит выбор товаров на русском, английском и других языках,
  • предоставит большой выбор платежных систем, таких как VISA/Mastercard, QIWI, Яндекс.Кошелек, банковский перевод и другие популярные в России способы оплаты,
  • предоставит надежную логистику – от выкупа товаров у продавцов с таобао до двери клиента
  • предоставит поддержку клиентов в вопросах подбора товаров и т.д.
  • проверка качества товаров перед отправкой клиенту.

Для решения этой задачи, была создана платформа сайта, которая объединяла в себе несколько систем:

  • подключение к taobao.com – для получения списка товаров и перевода описания товаров с китайского языка
  • подключение к системе логиста для обработки заказов и отслеживания статуса выполнения заказа
  • подключение к платежным системам (VISA/Mastercard, QIWI, Яндекс.Кошелек)
  • система рассылок электронных писем с целью эффективной коммуникации с клиентами.

Создание подобной платформы – технически сложный проект, поэтому для его реализации было привлечено большое количество ресурсов. Проект был поделен на несколько подпроектов:

  • Создание системы подключения к серверам taobao – этот проект включал в себя следующий функционал: получения списка товаров, остатков товаров, фотографии товаров, описание товаров, получение информации о поставщике и его рейтинге. Этот модуль так же позволял осуществлять перевод названий и описаний товаров.
  • Создание административного модуля управления сайтом – этот модуль был необходим для удобства управления сайта. Модератор сайта с помощью этого модуля мог вносить изменения на сайте, регулировать ценообразование, создавать подборки товаров, управлять скидками, пользователями сайта и т.д.
  • Модуль подключения к платежным системам – чтобы пользователь имел возможность оплатить любым удобным способом, начиная от оплаты банковской картой до оплаты по СМС и банковским переводом. 
  • Модуль подключения к логистической компании. Этот модуль необходим для того, чтобы обеспечить возможность подключать к работе несколько логистических центров, просто установив логисту необходимое программное обеспечение. Это позволило наращивать мощности по обработке заказов без серьезных трудозатрат.
  • Система рассылок электронных писем клиентам. Этот модуль выполнял задачу коммуникации с клиентами по электронной почте и использовался для рассылок новостей, акций, опросов.

К сожалению, результаты проекта не соответствовали плановым показателям. причин было несколько: банкротство логиста и в связи с этим потеря времени при переходе к новому логисту; внесение изменений в законодательство, повлекшее за собой приостановку приема платежей через платежную систему. В связи с этим проект пришлось закрыть.

Рубрика: 
Электронный бизнес
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009