Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Создание и развитие корпоративной инфраструктуры ИТ для группы компаний
Стариков А.В.
выпускник группы MBA CIO-35
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Реорганизация бизнеса, объединение предприятий в группу компаний влечет за собой изменение как самой ИТ инфраструктуры, так и её системы управления.
ОАО «Башнефтегеофизика» представляет собой группу компаний, работающих на геофизическом рынке услуг. В группу компаний входит 10 бизнес–подразделений, осуществляющих полный технологический цикл геолого-геофизических исследований в разведочной геофизике.
Исторически сложилось, что каждое подразделение в группе компаний Общества самостоятельно решает задачи и внутренние проблемы в области ИТ. Многие достигли больших успехов, связанных с применением ИТ в своих основных бизнес-процессах, что позволило повысить эффективность использования ресурсов в текущей деятельности. Но, к сожалению, эти решения оставались эффективными только на локальном уровне.
Сейчас большое значение приобретают корпоративные сервисы, охватывающие все подразделения группы компаний Общества.
Таким образом, для эффективного управления и развития информационных технологий для группы компаний в конкурентной среде становится актуальным вопрос создания и развития корпоративной инфраструктуры ИТ для всей группы компаний Общества.
Целью данной работы является разработка плана действий по реорганизации существующей ИТ-инфраструктуры, изменение методов взаимодействия между ИТ-службой и бизнесом, создание централизованной системы управления ИТ-службами подразделений группы компаний Общества. Объектом исследования является группа компаний ОАО «Башнефтегеофизика». Предметом исследования данной работы будет корпоративная ИТ-служба для группы компаний.
Для достижения поставленной цели решались следующие основные задачи:
- проанализированы теоретические основы, современные тренды в области управления и организации ИТ-служб, изучен опыт аналогичных компаний;
- выполнен анализ внутренней и внешней среды группы компаний;
- изучены технико-экономические показатели деятельности, особенности управления ИТ, мотивация персонала;
- cделан анализ действующей ИТ инфраструктуры и её системы управления, существующих рисков;
- на основании выполненного анализа разработаны возможные альтернативы, определены цели, основные положения и планы по реализации.
В выпускной работе описываются основные существующие подходы по организации взаимодействия между ИТ службой и бизнесом.
В частности, рассмотрена классификация моделей сорсинга, предложенная компанией Gartner.
Указаны причины, заставляющие бизнес обращается к сорсингу, а так же преимущества, которые может получить бизнес от инсорсинга или аутсорсинга.
Фундаментом для любого предприятия или службы является организационная структура.
Организационная структура ИТ службы выстраивается на тех же принципах, что и любая другая производственная структура.
В процессе выполнения выпускной работы была рассмотрена классификация существующих оргструктур в применении к ИТ-подразделениям.
Другим важным вопросом рассмотренным в работе являются стандарты управления ИТ.
При реорганизации действующей инфраструктуры ИТ необходимо учитывать существующие методические рекомендации по повышению качества предоставляемых ИТ услуг.
Поскольку библиотека ITIL является свободно распространяемой, то она является наиболее применяемым сегодня подходом к управлению ИТ- услугами, который применим ко всем секторам и организациям любого размера.
Большой объем актуальной информации для принятия решения при выборе системы управления и организационной структуры для ИТ службы может быть получен в рамках анализа внешней и внутренней среды группы компаний Общества.
Оценка рисков в области ИТ является потенциальным источником для запуска процессов по реструктуризации как самой службы, так и её системы управления.
Важным является анализ действующей организационной структуры, степень её соответствия сложившимся условиям и задачам перспективного развития.
По результатам выполненных исследований руководству компании было предложено создать корпоративную ИТ инфраструктуру для группы компаний Общества с централизованной системой управления всеми ИТ подразделениями.
В основе корпоративной ИТ инфраструктуры должны лежать следующие принципы:
- формирование перечня услуг ИТ по каждому направлению и согласование их с бизнесом;
- централизованная система управления ИТ-службой;
- наличие корпоративного ЦОД;
- специализация персонала ИТ-службы по направлениям работ;
- регламенты и стандартизация;
- регистрация всех действий и событий в области ИТ;
- управление ИТ активами (оборудование, ПО, коммуникации, информация, специалисты).
В качестве модели взаимодействия бизнеса и ИТ предлагается выбрать модель предоставления услуг по основным ИТ- сервисам силами отдельной ИТ- службы компании, с возможностью привлечения внешних провайдеров для второстепенных или общедоступных ИТ услуг.
Организационная структура ИТ-службы будет использовать смешанный дивизиональный подход, когда в удаленных филиалах имеются функциональные ИТ подразделения, при этом общие ИТ-функции управления и контроля реализуются в центральном офисе. Запуск новых проектов, развитие ИТ технологий осуществляется на принципах проектной деятельности, с привлечением в команду собственных и внешних специалистов в соответствии с поставленной задачей.
Уровень зрелости ИТ подразделений группы компаний ОАО «Башнефтегеофизика» не позволяет внедрить полноценную систему управления ИТ на базе ITIL. Однако отдельные элементы, в частности модуль ITSM (IT Service Management, управление ИТ-услугами) необходимо использовать при формировании инфраструктуры ИТ группы компаний ОАО «Башнефтегеофизика». Это позволит сосредоточиться на клиенте и его потребностях, на услугах, предоставляемых пользователю информационными технологиями, а не на самих технологиях.
Корпоративная ИТ-служба будет предоставлять услуги, в соответствии с сформированным каталогом услуг, подразделениям входящим в группу компаний ОАО «Башнефтегеофизика». Соглашение об уровне услуг SLA (Service Level Agreement) внутри группы компаний заключается между корпоративной ИТ-службой и подразделениями, обладающие статусом юридического лица.
После принятия решения о реорганизации ИТ отделов в единую корпоративную службу и выбора оргструктуры, стандартов предоставления услуг, разрабатывается план тактических действий, который позволит достичь указанной цели.
Любой проект по реорганизации независимо от области его применения связан с рисками. Эти риски стараются предусмотреть на этапе проектирования и предпринять необходимые действия для их минимизации.
Особо стоит отметить поддержку происходящих изменений в области инфраструктуры ИТ со стороны топ менеджмента компании, их понимание необходимости данной реорганизации в рамках группы компаний ОАО «Башнефтегеофизика». Это является хорошим подспорьем для успешной реализации всего проекта.
- Войдите на сайт для отправки комментариев