Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектными рисками в образовательных IT проектах

Гиреев Х.И.
Выпускник группы МВА CIO-36
Школы ИТ-Менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Каждый проект в чем-то уникален и среда, в которой он ведется, часто отличается значительной неопределенностью. Поэтому принятие решений в условии неопределенности и риска, это каждодневная  задача для руководителя проекта. Даже сегодня многие руководители проектов предпочитают не задумываться о рисках. Работы многих из руководителей можно представить в виде автомобильного навигатора: точный маршрут, расчет времени, индикация на какой стадии проекта «Добраться до пункта назначения» находится водитель и т.д. Но разве мы не знаем где, обычно бывают пробки к тому времени, когда мы туда доедем? Разве мы не знаем, что человек со стажем вождения 1 день попадет с вероятность в 1% в аварию и вообще не доедет. Разве мы не знаем про светофоры, которые не всегда горят зеленым светом? Но люди предпочитают навигаторы показывающие меньшее время в пути, а не те, что дают информацию: «Время в пути от 30 до 90 минут вероятность доехать до пункта назначения 93%».   Но ситуация меняется, на сегодняшний день в России, управление проектными рисками начинает занимать заслуженное, почетное место в списке задач, решаемых в рамках управления проектом. Том Демарко в своей книге [1] пишет: «Проект без риска — удел неудачников. Риски и выгода всегда ходят рука об руку». Также довольно часто можно встретить следующую цитату: «Риск это проблема, которая еще не возникла, а проблема — это риск, который материализовался»[2].  Риск-менеджмент становится неотъемлемой  частью управления проектами. Вообще, возникновение понятия «риск-менеджмента» можно отнести к 1955 г. Обоснование необходимости смещения приоритетов от страхования к управлению рисками проявляется в ряде публикаций  к примеру в Russell «Gallagher Risk Management: A New Phase of Cost Control», The Harvard Business Review, 1956. А начало формирования профессиональных и общественных организаций, занимающихся вопросами риска, относится к 1975 г. («Сообщество страхования и  управления риском», «Общество анализа риска» – 1980 г., «Лондонский институт управления риском» – 1986, «Всемирная ассоциация профессионалов в области риска» – 1996 г.) В последнее время множество авторов и ассоциаций стали писать об управлении рисками и ведется разработка стандартов риск-менеджмента, которые включили бы в себя общепринятые термины и понятия, лучшие мировые образцы управления рисками и одновременно служил бы инструментом накопления и передачи знаний и опыта риск-менеджеров.

В тоже время, наше государство проводит большое количество реформ в сфере образования, что отражается на увеличении количества проектов в этой направлении. Частный капитал, также начинает вкладывать деньги в стартапы, направленные на создание образовательных IT продуктов.  Так как люди, как и раньше, понимают, что хорошие образование и владение профессиональными навыками востребованы на рынке труда. Помимо стандартных рисков, возникающих при реализации IT проектов, возникают и специфические риски, связанные с созданием образовательных продуктов.  Основная проблема для успешного завершения образовательных IT проектов, это отсутствие опыта у руководителей проектов в данной области. Трудно найти руководителя хотя бы с двумя IT проектами в сфере образования, поэтому многие специфические риски не поддаются идентификации вплоть до их возникновения и часто приводят к летальному исходу для проекта. Иногда они обнаруживаются после «Вскрытия трупа» проекта. На практике, многие руководители проектов не применяют (не понимают необходимости)  рекомендованные различными методологиями методы для управлению проектом, что также приводит к возникновение потерь времени и ресурсов при реализации проекта. К сожалению, у автора в наличие полные данные только по пяти проектам, что затрудняет проведение  всестороннего изучения проблемы рисков в образовательных проектах. Да и построение универсальной всеобщей классификации рисков проекта не представляется возможным. Гораздо важнее определить комплекс рисков, потенциально опасных для инвестора в конкретной отрасли и оценить их. Проведя анализ успешных российских и западных образовательных IT проектов, определен основной фактор успешного образовательного IT проекта, а значит, можно определить риски связанные с этим фактором. Также, стоит учесть, что руководители проектов стараются в качестве критериев успешности проекта выбрать легко достижимые цели, но автор для всех проектов выбирает один критерий успешности, который, по его мнению, должен удовлетворять пожеланиям спонсоров проекта, а также дает возможность и руководителям проекта показать себя с лучшей стороны. Главный критерий для всех проектов, рассмотренных автором, это выход на самоокупаемость через 2 года, при полном завершении и стабильной работе всего обещанного функционала. В результате анализа проблематики управления проектными рисками, а также анализа проектных рисков в образовательных IT проектах, был выявлен главный фактор успешности – это образовательный контент. Согласитесь, без хорошего, интересного для целевой аудитории, легкоусвояемого, объемного,  обширного и желательно уникального контента тяжело представить удачный образовательный IT проект. А значит, возникают риски связанные с его созданием, хранением, отображением, защитой и пополнением. В своей работе, автор рассматривает реальные примеры возникновения неучтенных рисков, а также их последствия. Проведена работа по приоритезации данных рисков, а также даны рекомендации, по предотвращению или минимизации потерь от возникновения данных рисков. Данные полученные автором могут помочь руководителям образовательных IT проектов избежать серьезных потерь или полностью рисков связанных со спецификой разработки образовательных IT проектов, а также верно расставить приоритеты при разработке. Также показано, что крайне важным этапом в формировании системы управления проектными рисками является разработка процедур реагирования на риск. Общими рекомендациями при выполнении указанного этапа является то, что разрабатываемые стратегии по управлению риском должны, во-первых, согласовываться с природой риска и полученной оценкой его потенциальных последствий, во-вторых, необходимо комплексное использование различных инструментов. В результате возможно достижение целей разработки этих стратегий: устранение или минимизация потенциального влияния риска и увеличения контроля над ним с учетом возможностей инвестора.

Помимо выше перечисленного, в дипломной работе рассмотрен пример трансформации отношения к риску в рамках проекта, начиная от принятия ранее не идентифицированного риска и его отрицательного влияния на цели проекта, дальнейшую разработку плана действий на случай повторного появления риска и его переоценке, заканчивая трансформацией основного плана работ по проекту с изменением взгляда на суть риска и трансформацией его из риска с отрицательными последствиями в возможность с положительными последствиями для целей проекта.

  1. Том ДеМарко, Тимоти Листер, «Вальсируя с Медведями. Управление рисками в проектах по разработке программного обеспечения», М., Компания p.m.Office, 2005.
  2. «Microsoft Solutions Framework. Дисциплина управления рисками MSF», вер. 1.1, 2002

 

Рубрика: 
Управление проектами
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009