Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка корпоративной ИТ-стратегии компании

Малов В.И.
выпускник группы MBA CIO-35
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ

Стратегическое планирование бизнеса является ключевым фактором, определяющим сам факт его существования в будущем.
Согласование деятельности вспомогательных подразделений и консолидация их усилий в достижении стратегических целей представляется одной из приоритетных задач менеджмента компании.

В данной работе под ИТ-стратегий понимается функциональная стратегия, направленная на реализацию стратегических целей организации посредством комплекса согласованных действий по достижению целевого состояния ИТ.

Разработка ИТ-стратегии, как формализованный процесс, предоставляет ряд преимуществ, как для бизнеса, так и для самого ИТ, например:

  • Поддержка конкурентоспособности;
  • Повышение экономической эффективности;
  • Снижение издержек;
  • Повышение прозрачности и управляемости;
  • Обеспечение непрерывности;
  • Обоснование затрат и повышение отдачи инвестиций (что означает снижение риска недофинансирования);
  • Сокращение сроков внедрения новых систем;
  • Целенаправленное планирование и внедрение ИТ.

В общем случае, опираясь на видение и миссию, бизнес формулирует стратегические цели, которые транслируются в цели ИТ.  Для этого целесообразно в качестве инструментария использовать текущие и целевые представления ИТ-архитектуры.

Далее, проходя этапы анализа текущей ситуации и определения целевого состояния ИТ (через бизнес-цели), прорабатываются варианты достижения цели, лучшие из которых составляют основу для  формирования конкретных планов действий (проекты).

Согласно Gartner, достаточно рассмотреть 5 составляющих ИТ-стратегии:

  • Портфель приложений - прикладные системы, реализующие бизнес-логику;
  • Инфраструктуру ИТ - программно-аппаратную платформу, предоставляющую вычислительные ресурсы для поддержки приложений (серверные системы, ИТ-сервисы, инженерные системы, КСПД);
  • Сервисы ИТ - ИТ-услуги, предоставляемые бизнес-подразделениям;
  • Сорсинг -  источник (внутренних или внешних) ИТ-ресурсов (персонал). 

В качестве объекта рассмотрения взята производственная компания, где ИТ являются вспомогательной функцией, в цели которых не входит создание конкурентных преимуществ, но лишь задача их поддержки совместно с маркетинговыми, финансовыми и другими функциональными подразделениями.

Следуя указанному подходу, был проведен анализ деятельности компании, текущего состояния автоматизации вспомогательных и бизнес-процессов, состояния инфраструктуры и системы управления ИТ, что позволило:

  • Определить ожидания бизнеса от ИТ;
  • Выявить проблемные области и предложить пути решения проблем;
  • Определить  тип архитектуры ИТ и конфигурации бизнеса  (с точки зрения теории конфигураций Г.Минцберга), на основании которых сделать выводы о текущем и целевом состоянии ИТ;
  • Создать портфель проектов, реализующих стратегические инициативы.

По каждому из проектов были определены ключевые параметры – сроки, бюджет, важность, влияние на другие проекты, основные этапы.

В частности, в области прикладных систем принято решение о внедрении системы электронного документооборота. Ожидается, что реализация данного проекта позволит повысить качество внутрикорпоративного управления и информационного обеспечения компании, сократить непроизводительные потери рабочего времени персоналом.

Разработка и внедрение системы защиты Персональных данных рассматривается как приоритетный проект в силу законодательных требований в этой сфере.

В области развития инфраструктуры запланировано несколько проектов по модернизации ключевых систем центра обработки данных, например:

  • системы хранения данных;
  • системы охлаждения;
  • системы бесперебойного питания.

Проекты внедрения системы противопожарной защиты и построения резервного WAN канала позволят снизить риски потери данных и повысить уровень доступности ключевых сервисов ИТ.

В процессе работы была выявлена целесообразность увеличения доли аутсорсинга. Предложен проект передачи технической поддержки внешней компании нескольких инфраструктурных систем, требующих, с одной стороны высокой квалификации обслуживающего персонала, с другой – являющихся критичными для ИТ.

В целом, инфраструктурные проекты и проект аутсорсинга рассматриваются в контексте непрерывности сервисов. 

Инициативы по линии службы поддержки пользователей реализованы в виде проекта развития процессного подхода, который имеет целью повысить уровень качества  управления ИТ и предоставления услуг бизнес-подразделениям. В частности, рассматриваются вопросы внедрения и повышения уровня зрелости процессов в рамках модели ITSM.

Подводя итог, можно сказать, что рассмотренные теоретические и практические аспекты разработки ИТ-стратегии позволили определить роль ИТ, выявить и сфокусироваться на ключевых задачах в рамках процесса стратегического планирования, что конечном итоге положительно отразится на показателях деятельности компании.

Рубрика: 
IT-стратегия
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009