Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Разработка корпоративной ИТ-стратегии компании
Малов В.И.
выпускник группы MBA CIO-35
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Стратегическое планирование бизнеса является ключевым фактором, определяющим сам факт его существования в будущем.
Согласование деятельности вспомогательных подразделений и консолидация их усилий в достижении стратегических целей представляется одной из приоритетных задач менеджмента компании.
В данной работе под ИТ-стратегий понимается функциональная стратегия, направленная на реализацию стратегических целей организации посредством комплекса согласованных действий по достижению целевого состояния ИТ.
Разработка ИТ-стратегии, как формализованный процесс, предоставляет ряд преимуществ, как для бизнеса, так и для самого ИТ, например:
- Поддержка конкурентоспособности;
- Повышение экономической эффективности;
- Снижение издержек;
- Повышение прозрачности и управляемости;
- Обеспечение непрерывности;
- Обоснование затрат и повышение отдачи инвестиций (что означает снижение риска недофинансирования);
- Сокращение сроков внедрения новых систем;
- Целенаправленное планирование и внедрение ИТ.
В общем случае, опираясь на видение и миссию, бизнес формулирует стратегические цели, которые транслируются в цели ИТ. Для этого целесообразно в качестве инструментария использовать текущие и целевые представления ИТ-архитектуры.
Далее, проходя этапы анализа текущей ситуации и определения целевого состояния ИТ (через бизнес-цели), прорабатываются варианты достижения цели, лучшие из которых составляют основу для формирования конкретных планов действий (проекты).
Согласно Gartner, достаточно рассмотреть 5 составляющих ИТ-стратегии:
- Портфель приложений - прикладные системы, реализующие бизнес-логику;
- Инфраструктуру ИТ - программно-аппаратную платформу, предоставляющую вычислительные ресурсы для поддержки приложений (серверные системы, ИТ-сервисы, инженерные системы, КСПД);
- Сервисы ИТ - ИТ-услуги, предоставляемые бизнес-подразделениям;
- Сорсинг - источник (внутренних или внешних) ИТ-ресурсов (персонал).
В качестве объекта рассмотрения взята производственная компания, где ИТ являются вспомогательной функцией, в цели которых не входит создание конкурентных преимуществ, но лишь задача их поддержки совместно с маркетинговыми, финансовыми и другими функциональными подразделениями.
Следуя указанному подходу, был проведен анализ деятельности компании, текущего состояния автоматизации вспомогательных и бизнес-процессов, состояния инфраструктуры и системы управления ИТ, что позволило:
- Определить ожидания бизнеса от ИТ;
- Выявить проблемные области и предложить пути решения проблем;
- Определить тип архитектуры ИТ и конфигурации бизнеса (с точки зрения теории конфигураций Г.Минцберга), на основании которых сделать выводы о текущем и целевом состоянии ИТ;
- Создать портфель проектов, реализующих стратегические инициативы.
По каждому из проектов были определены ключевые параметры – сроки, бюджет, важность, влияние на другие проекты, основные этапы.
В частности, в области прикладных систем принято решение о внедрении системы электронного документооборота. Ожидается, что реализация данного проекта позволит повысить качество внутрикорпоративного управления и информационного обеспечения компании, сократить непроизводительные потери рабочего времени персоналом.
Разработка и внедрение системы защиты Персональных данных рассматривается как приоритетный проект в силу законодательных требований в этой сфере.
В области развития инфраструктуры запланировано несколько проектов по модернизации ключевых систем центра обработки данных, например:
- системы хранения данных;
- системы охлаждения;
- системы бесперебойного питания.
Проекты внедрения системы противопожарной защиты и построения резервного WAN канала позволят снизить риски потери данных и повысить уровень доступности ключевых сервисов ИТ.
В процессе работы была выявлена целесообразность увеличения доли аутсорсинга. Предложен проект передачи технической поддержки внешней компании нескольких инфраструктурных систем, требующих, с одной стороны высокой квалификации обслуживающего персонала, с другой – являющихся критичными для ИТ.
В целом, инфраструктурные проекты и проект аутсорсинга рассматриваются в контексте непрерывности сервисов.
Инициативы по линии службы поддержки пользователей реализованы в виде проекта развития процессного подхода, который имеет целью повысить уровень качества управления ИТ и предоставления услуг бизнес-подразделениям. В частности, рассматриваются вопросы внедрения и повышения уровня зрелости процессов в рамках модели ITSM.
Подводя итог, можно сказать, что рассмотренные теоретические и практические аспекты разработки ИТ-стратегии позволили определить роль ИТ, выявить и сфокусироваться на ключевых задачах в рамках процесса стратегического планирования, что конечном итоге положительно отразится на показателях деятельности компании.
- Войдите на сайт для отправки комментариев