Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Создание и развитие ИТ бизнеса по принципу самоорганизующихся систем
Хамидуллина Д.Х.
выпускник группы MBA CIO-36В
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Явление самоорганизации окружает нас, мы наблюдаем его в природе, физических явлениях, математике: биологические системы, химические колебания, возникновение конвенктивных валов, турбулентные вихри; гиперчувствительность решений к начальным условиям начально-краевых задач для уравнения мембраны (данное исследование являлось частью выпускной научной работы в области “Уравнений математической физики”). И вполне естественно, что данное явление со временем вошло в сферу бизнеса, так называемые самоорганизующиеся системы (организации), в связи с чем, для управления подобными системами, доктор экономических наук, профессор БЭГУ Н.П.Беляцкий, сформировал основные принципы фрактального менеджмента; появилось понятие эволюционный менеджмент, предложенный В.Е.Хиценко на основе разработок Стаффорда Бира; концепции ”пусльсирующего” менеджмента, обоснованных А.Ю.Егоровым и Л.Ф.Никулиным.
В книге доктора философских наук, профессор кафедры менеджмента и организационного поведения ИБДА РАНХиГС А.И.Кочетковой ”Основы управления в условиях хаоса” дается следующее определение “фрактальная организация в общем виде – это воплощение (реализованное подобие) ресурсонесущих отношений независимых элементов. Каждый из них является источником ресурсов для другого элемента, а равно и клиентом другого элемента”. Для фрактальной (самоорганизующейся) компании характерны два свойства. Во-первых, гибкость к внешним факторам, как только меняются обстоятельства департаменты, люди мгновенно изменяют свою модель организационного поведения; готовность к эволюции и изменениям любого рода. Во-вторых, самоподобность, то есть каждый департамент, отдел, люди несут в себе все свойства бизнеса. Также предполагается обязательное наличие фрактального руководителя-лидера, “универсала”, центра энергии системы, с мощными целями и способного “заразить” своей философией всех своих сотрудников, без этого такой организации существовать невозможно. Рост и развитие такого бизнеса опирается только на людей, это, по сути, и есть отправная точка, и совершенно не зависит от мощностей, кризиса, изношенности, внешних факторов. Причем нужно понимать, что в данном случае, люди присоединяются к организации исходя из внутренних стимулов, без принуждения; организация обеспечивает внутреннюю свободу творчества сотрудника. Также, нужно отметить, что подобные организации не останавливаются в развитии, оно постоянно присутствует.
В России организации, относящиеся к классу фрактальных систем, развиваются не так активно. Хотя по нашим наблюдениям у наших клиентов, фрактальное управление используется лишь в отдельно взятых департаментах, но не на уровне организации в целом. Подобные компании обладают харизматичным лидером во главе департамента, и именно этот департамент развивается по пути “самоорганизующейся” системы. Но следует также отметить, что не все конструктивные и поведенческие свойства фрактальности носят данные департаменты.
Создание и развитие ИТ бизнеса по принципу самоорганизации, особенно в России, был проблематичен, на наш взгляд, 8-10 лет назад, из-за жесткой, строго функциональной привязанности ИТ специалистов/руководителей, их консерватизма взглядов. Сейчас ситуация меняется, появляется все больше ИТ лидеров, меняющие стандартное (классическое) понимание ИТ подразделений и вообще места ИТ в организации/бизнесе. Они начинают не просто понимать сам бизнес, но и легко создают его сами.
В 2012 году был запущен стартап “IT Solvers” по оказанию услуг в сфере учетных систем (постановка и автоматизация учета). Запуск организации проходил стихийно, набралась команда с лидером-“универсалом” со своей философией и целями, и моментально запустили рабочую группу на площадку к первому клиенту. Один из пунктов нашей философии состоит в том, что ИТ системы должны помогать людям в их работе, в связи с чем в компании наметилась тенденция к очень высокой клиентоориентированности посредством повышения качества предоставляемых услуг и гибкой реакции к пожеланиям каждого клиента. И мы достигли результата: клиенты даже не думают от нас уходить (нам доверяют), база клиентов растет. Затем мы решаем всю нашу инфраструктуру передать на договорное обслуживание, это оказалось дешевле, нежели держать своего ответственного за этот вопрос. И, наконец, запускаем работу с фрилансерами и начинающими программистами, отдавая им некритичные для проектов работы. В итоге, наша организационная структура стала трехчастной или трилистником (согласно Э.Хэнди, теоретика менеджмента). Причем “третий лист” (работа с начинающими программистами), помогает нам охватить объем рынка нашего основного ресурса – потенциальных сотрудников, “заразить”, привлечь все больше сторонников нашей философии и методике нашей работы. К середине 2013 года у нас появляются рабочие группы в пяти городах России. Единственное отличие региональных рабочих групп от головной состоит в специфике нашей страны – наличие часовых поясов – временной разрыв составляет 2-3 часа.
Основные принципы, присущие самоорганизующимся системам, в нашей компании присутствуют, так или иначе, проявляя себя в развитии нашего бизнеса. Гибкость организации к изменяющейся среде, позволяет адекватно и без потерь перестраиваться под сложившиеся обстоятельства.
В результате, на основе нашего опыта создания и развития проекта IT Solvers, можем заключить, что успешное развитие бизнеса в России по пути самоорганизующихся систем возможно также в ИТ направлении.
- Кочеткова А.И. Основы управления в условиях хаоса (неопределенности). Антикризисное управление и создание саморазвивающихся систем. - М.: Рид Групп, 2012.
- Хиценко В.Е., Самоорганизация и менеджмент // Проблемы теории и практики управления.- 1996.- №3
- Войдите на сайт для отправки комментариев