Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Повышение эффективности работы ИТ-подразделения в автобизнесе
Сумерин А.А.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
Все больше компаний обращают внимание на Сбалансированную Систему Показателей (ССП) – концепцию управления и оценки, предложенную Д. Нортоном и Р. Капланом в 1996 году. На сегодняшний день система показала свою эффективность, на основе результатов внедрения в более чем ста средних и крупный компаний во всем мире.
Интерес российских компаний к СПП вызван следующими причинами:
- Эффективность существующей системы недостаточна для выполнения поставленных перед компанией задач;
- Отсутвие комплексной, слаженной и прозрачной системы тактического управления, необходимой для повышения результативности компании;
- Отсутвие четкой системы перевода стратегии компании в конкретный план действий;
- Управление на основе только финансовых показателей не выдерживает проверки быстроменяющимся рынком.
СПП предлагает методологию, основанную на системе оценок финансовых и нефинансовых показателей работы компании, которые являлись бы ключевыми для ее деятельности и долгосрочного развития.
Перед ИТ-директором была поставлена задача разработки СПП для ИТ-подразделения компании и выполнения трех основных задач:
• Внедрение ССП в ИТ-подразделении, использование её как системы управления и оценки работы ИТ-подразделения;
• Повышения эффективности работы ИТ-подразделения в компании;
• Последующей интеграции СПП ИТ-подразделения в общекорпоративную систему сбалансированных показателей.
Теоретическая часть
Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Это основной принцип любой системы оценочных критериев. Если компания хочет не только выжить, но и преуспеть, то ее системы оценки и управления должны строиться исходя из стратегических задач и возможностей.
Методология ССП предлагает разделить все важнейшие, ключевые показатели деятельности компании на четыре составляющие:
• Финансовая. Показатели финансовой деятельности компании.
• Клиентская. Показатели, оценивающие отношение клиента к компании и продукции.
• Внутренние бизнес-процессы. Показатели производственных, операционных процессов компании.
• Обучение и рост. Показатели соответствия персонала, поставленным перед компанией задачам.
Авторами методологии было показано, что концентрация усилий компании на правильно выбранных ключевых показателях результативности приводит к резкому повышению эффективности работы и последующему росту доходов.
В данной работе стояла задача применить методологию СПП для ИТ-подразделения.
Методическая часть
Для разработки ССП для ИТ-подразделения была создана проектная группа из руководителей направлений во главе с ИТ-директором. Работа велась втечении 2 месяцев и состояла из следующих этапов:
• Ознакомление членов группы с теоретическим материалом касательно СПП;
• «Мозговой штурм» для поиска показателей, которые могли быть использованы как ключевые;
• Обсуждение предложенных показателей, выбор с каждым руководителем наилучших показателей для его направления;
• Разработка методики расчета показателей, интервалов замеров, целевых значений показателей, структуры отчетности;
• Утверждение выбранных показателей участниками проектной группы;
• Инициализация процесса улучшения показателей по результатам дальнейшего практического использования.
Итогом работы стала разработка схемы ключевых показателей результативности в каждой составляющей ССП.
Схематично разработанная система представлена на рисунке:
Практическая часть
Практическая часть внедрения и оценки рассчитана на срок 12 месяцев. На момент написания работы, продолжительность проекта составляла 9 месяцев.
Процесс внедрения состоял из следующих этапов:
• Первичный замер всех показателей по разработанной методологии;
• Анализ полученных результатов, выявление проблем и препятствий на пути к целевым значениям;
• Разработка подробного плана действий для достижения целевых значений показателей там, где это необходимо, установка сроков выполнения намеченных мероприятий;
• Реализация разработанного плана назначенными ответственными сотрудниками;
• Контрольный замер в конце срока отведенного в плане по каждому показателю;
• Отслеживание динамики изменения значений показателей, оценка эффективности предпринятых мер.
В итоге была внедрена система, которая объективно показывает состояние ключевых показателей работы ИТ-подразделения. На основе фактических данных, был разработан и частично реализован план по достижению показателями их целевых значений.
Итоги
По итогам проведенной работы были достигнуты следующие цели:
- Внедрена система сбалансированных показателей, осуществляется оценка и управление на основе данных системы;
- Выросла эффективность ИТ-подразделения за счет концентрации усилий на конкретных целях, важных для бизнеса. За первые 6 месяцев были достигнуты целевые значения по 6 показателям из 13, еще 4 близки к своим целевым показателям, что дает основание полагать, что при соответствующей работе, целевые показатели будут достигнуты в течении следующих 6 месяцев;
- Подготовлен плацдарм для последующей интеграции в общекорпоративную систему компании.
Внедрение ССП в ИТ-подразделении предлагает иную систему управления с очевидными преимуществами, дает ИТ-директору возможность сосредоточить усилия всего отдела в нужном направлении, на достижении главных для всей компании показателей.
В дополнение к системе управления ССП используется как система оценки, с помощью которой отслеживаются определяющие параметры работы всего отдела.
Список литературы
- Роберт Каплан, Дэйвид Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Пер. с англ. – Издательство: Олимп-Бизнес, 2006г. – 304 с.
- Роберт Каплан, Дэйвид Нортон. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. Пер. с англ. – Издательство: Олимп-Бизнес, 2007 г. – 512 с.
- Дэвид Парментер. Ключевые показатели эффективности. Пер. с англ. – Издательство: Олимп-Бизнес, 2009 г. – 264 с.
- Внедрение сбалансированной системы показателей. Пер. с англ. – Издательства: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2008 г. – 408 с.
- Питер Брукс. Метрики для управления ИТ-услугами. Пер. с англ. – Издательства: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2008 г. – 288 с.
- Елена Ветлужских. Стратегическая карта, системный подход и KPI. Инструменты для руководителей. Издательства: Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2008 г. – 208 с.
- Материалы сети интернет
Copyright © 2010 Сумерин А.А.
- Войдите на сайт для отправки комментариев