Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


ИТ стратегия универсального среднего банка



Суворов А.В.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

Согласно И.Ансоффу, в 20-м веке основные события, происходившие в экономике, «становились все более непривычными и быстрыми, возможности их предвидения и предупреждения уменьшались, а методы реагирования на них дорожали». Это означает, что процессы планирования и адаптации фирм к меняющейся рыночной действительности носят все более сложный характер, а цена ошибки в выстраивании соответствия между стратегией фирмы и ее окружением многократно возрастает.

Единственным адекватным ответом на возрастающий темп изменений в окружающей среде и растущую сложность и неопределенность рыночной действительности стала попытка снизить меру хаоса внутри компании, придать ей некоторую определенность путем определения бизнес-, а также подчиненных ей, стратегий. Именно стратегический менеджмент, понимаемый как совокупность намерений и действий, которые придают фирме устойчивую и долгосрочную конкурентную позицию в условиях сложности и неопределенности рыночной среды, позволяет компаниям опережать своих конкурентов в скорости и эффективности адаптационных процессов.

Бизнес-стратегия

Стратегия – это набор последовательных или одновременных выборов наиболее приоритетных изменений в условиях органиченных ресурсов компании с целью достижения заявленных компаний бизнес-целей. Бизнес-стратегия является самой общей стратегией и включает в себя, как составную часть, в том числе, и ИТ-стратегию.

ИТ-стратегия и ИТ-архитектура

Основой для разработки способа объединения и синхронизации функциональных и бизнес-потребностей организации с возможностями ИТ служит ИТ-архитектура. ИТ-архитектура описывает определенное состояние информационных технологий в компании.

ИТ-архитектура является попыткой структурировать, и в конечном счете уменьшить, экспоненциально растущую сложность ИТ-систем. Результатом отсутствия ИТ-архитектуры может стать то, что организация будет иметь изолированные, разобщенные операции и системы, что приводит к дублированию, несовместимости и радикальному росту косвенных, не периодических и, часто, не наблюдаемых затрат. Последнее свойство радикально снижает управляемость ИТ в компании и, в конечном итоге снижает авторитет ИТ-подразделения. По данным META Group, «планирование архитектуры и обеспечение следования принятым стандартам может до 30% уменьшить расходы на ИТ».

ИТ-Стратегия является способом перевода из текущей ИТ-архитектуры в целевую ИТ-архитектуру. Предметом ИТ-стратегии является выработка не только последовательности, цепочки связанных ИТ-архитектур, но и определения правил таких переходов.

ИТ-архитектура обеспечивает определенный уровень стабильности, возможности сохранять соответствие прикладных систем потребностям бизнеса, соответствие ИТ-инфраструктуры потребностям прикладных систем. ИТ-стратегия, с другой стороны, определяет процесс управляемых изменений ИТ-архитектуры, которые необходимы для достижения бизнес-целей.

Основания для разработки ИТ-стратегии

Прямым следствием одного из законов теории систем является то, что максимизация полезности системы не может быть достигнута за счет максимизации полезности каждого из ее элементов. Оптимальная для системы ИТ-стратегия состоит из близких к оптимальным решений для ее элементов. Именно по этому ИТ и соответствующее подразделение, которые являются по своей сути интеграторами отдельных функций бизнеса, сталкиваются со значительным сопротивлением при попытке произвести оптимизацию ИТ систем в интересах всего предприятия.

Закон больших систем состоит в том, что для больших систем связи между элементами становятся важнее самих элементов. Достаточно часто встречающийся в реальной жизни пример проявляется в условиях, когда два и более подразделения начинают делить ограниченные ресурсы компании. При наличии двух и более развитых подразделений, управляемых командами сильных менеджеров, компания в целом, как система работает менее эффективно, чем компания, состоящая из менее развитых подразделений, управляемые менее эффективными менеджерами.

Таким образом, любая стратегия это путь компромиссов между подразделениями компании. В ходе определения любой, и особенно, ИТ-стратегии происходят множественные конфликты, борьба за ресурсы, за приоритет отработки запросов бизнес-подразделений по развитию ИТ-поддержки своих функций. Основной результат построения ИТ-стратегии, как ни странно, состоит, по большей части, не в зафиксированном плане изменений ИТ-архитектуры, а в более общей картине принятых решений. Совершенно аналогично как в проектном менеджменте громадное количество усилий отводится на построение реалистичного плана выполнения проекта, в то время как реальная ценность этого процесса состоит не в разработанном плане, а в множестве проработанных и отброшенных альтернативных планов. Поэтому при неизбежном нарушении выполнения плана, всегда можно перейти на один из ранее проработанных субоптимальных планов. Если при этом план-график проекта был разработан сторонней компанией, очевидно неизбежно возникнут дополнительные затраты и сложности, которые с легкостью могут привести к краху проекта. Совершенно аналогичная ситуация и с ИТ-стратегией. ИТ-стратегия должна разрабатываться высшим и средним менеджментом компании, возможно с привлечением аутсорсеров, и ее основная ценность состоит в распространении знаний о том какую пользу могут принести информационные технологии компании, повышении уровня ИТ-компетенций и снижении уровня инфантилизма бизнес-менеджеров.

Подавляющее большинство ИТ-систем не позволяют получить прибыль, они лишь создают возможность для бизнеса повысить свою эффективность. Будут ли увеличен кредитный портфель, кредитные риски снижены, а персонал, обслуживающий бизнес-процессы оптимизирован, зависит от бизнес-подразделений. И ИТ-стратегия позволяет увязать эти взаимно принятые и ИТ и бизнесом на себя обязательства. Именно процесс обсуждения и составляения ИТ-архитектуры и ИТ-стратегии предприятия позволяют произвести стратегическую синхронизацию бизнеса и ИТ (Business-IT strategic alignment), позволяющую компании быть системой, а не набором своих подразделений.

Цель, ограничения и подход к разработке ИТ-стратегии универсального среднего банка

Цель ИТ-стратегии банка состоит в эффективной поддержке развития бизнеса. Наиболее существенным моментом бизнес-стратегии является нацеленность на увеличение количества филиалов, обладающих определенной, изменяющейся во времени, самостоятельностью. Несмотря на то, что банк имеет стандартный список банковских продуктов, с определенными параметрами графика погашения, например, для ипотечных сделок, филиалы, в зависимости от величины бизнеса, имеют право не только изменять процентные ставки, но и модифицировать практически все параметры банковских продуктов, а в некоторых случаях и создавать новые продукты. Это требование, определяет операционную модель бизнеса как координационную для данных филиалов, поскольку различие в продуктовой линейке часто порождает различие на уровне бизнес-процессов. Вторым принципиальным моментом является общее количество планируемых филиалов – 50-55. Это значительно превышает управленческие возможности координационной операционной модели. При этом, планируемое бизнесов количество филиалов, имеющих уникальные продукты и уникальные бизнес-процесса не более 10%, что означает, что остальной бизнес имеет унификационную операционную модель.

Таким образом ИТ-стратегия должна поддержать фактически две разнородные операционные модели бизнеса, при этом, один и тот же филиал может, в зависимости от его бизнес-результатов, переходить из группы в группу.

ИТ-поддержка должна предоставляться по требованию и быть адаптивной. Под адаптивностью здесь понимается возможность быстро реагировать на запросы бизнеса по расширению ИТ-поддержки при росте бизнеса или при увеличении его уникальности для филиалов, входящих в группу с координационной операционной моделью, а с другой стороны – быстро и эффективно преобразовывать ИТ-поддержку при переходе филиала в группу с унификационной операционной моделью, снижая общие затраты филиала. При этом уровень ИТ-поддержки должен быть адекватным бизнесу – т.е. не должно возникать ситуаций, когда бизнес не способен выполнять свои функции из-за ИТ.

Для обеспечения управляемости 50 бизнес-единицами, бизнес-стратегия устанавливает необходимость внедрение новых ИТ-технологий, в том числе для оперативного и адекватного управления ликвидностью и рисками банка, а также для обеспечения единой координации всех подразделений и эффективности корпоративного управления. Отдельной и принципиальной задачей определена необходимость увеличения количества и повышения качества предоставляемых банковских продуктов, в том числе разработка и внедрение комбинированных банковских продуктов, а также составление и сбор корпоративной отчетности, включающей обязательную и управленческую отчетность.

Существенной особенностью ИТ-поддержки, согласно корпоративной бизнес-стратегии, является наличие продуктов с индивидуальными характеристиками. Так, в бизнес-стратегии заявлено что для юридических лиц – клиентов банка «будут развиваться новые виды кредитных продуктов с использованием гибких инструментов минимизации рисков, адаптированных к особенностям и условиям бизнеса заемщика», аналогично в части депозитов юридических лиц заявлено, что «будут учитываться региональные особенности». Это означает, что филиалы, входящие в унификационную операционную модель, в части данных продуктов, будут работать в рамках координационной операционной модели.

Заключение

ИТ-стратегия – эффективный инструмент менеджмента, позволяющий с одной стороны произвести стратегическую синхронизацию бизнеса и ИТ (Business-IT strategic alignment), с другой стороны – инструмент глубокого анализа таких свойств предприятия как системы как интеграция и стандартизация, а также реальная эффективность бизнес-процессов. Высокая конкуренция и нарастающая турбулентность экономической среды обитания любой компании определяют необходимость использования ИТ-стратегии, основная ценность которой состоит в распространении знаний о пользе информационные технологии компании, повышения уровня ИТ-компетенций бизнес-менеджеров.

Copyright © 2010 Суворов А.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2010
Рубрика: 
Банки и фондовый рынок
Автор: 
Суворов А.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 7.5 (4 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009