Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка информационно-технологической стратегии развития финансовых компаний Холдинга в области слияния ключевых бизнес-процессов



Дмитренко А.В.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Автомобильный рынок и сопутствующий ему рынок автокредитования – стремительно развивающиеся рынки в России и во всем мире. Это связано с развитием год от года спроса на данную продукцию и услуги со стороны других секторов экономики. Перечисленные обстоятельства влекут за собой формирование высоко конкурентного рынка и заставляют всех его участников искать новые эффективные решения стратегических задач в целях расширения объема рынка и увеличения прибыли.

Объект исследования – финансовое подразделение Холдинга.

Предмет исследования – стратегия совершенствования технологий и оптимизации ключевых бизнес-процессов.

Актуальность предмета исследования обусловлена тем, что Холдингу, действующему на автомобильном рынке России, необходимо искать новые эффективные решения для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие и быть конкурентоспособным на локальном рынке.

Целью настоящего исследования является разработка информационно-технологической стратегии развития финансовых компаний Холдинга в области слияния ключевых бизнес-процессов, которая позволит обеспечить устойчивое развитие компании в ближней и среднесрочной перспективе.

Предприятия и бизнес линии (Retail, Leasing, Wholesale, Insurance), входящие в Холдинг, создавались в разное время и имеют различные стратегии, схожие организационные структуры и структуры органов управления. Проекты по созданию бизнес линий выполнялись в разное время и без учета уже существующей инфраструктуры. В результате, после перехода из проектной стадии в промышленную эксплуатацию изоляция бизнес линий друг от друга сохранялась и на текущий момент достаточно сильна. Это приводит к тому, что фактически различные подразделения компании дублируют функционал друг друга. В компании отсутствуют стандартизация и единые функциональные центры компетенции, что не позволяет эффективно использовать и перераспределять ресурсы.

Руководством компании определены основные неизменные стратегические бизнес-цели (тренды), которые в первую должен преследовать менеджмент в период оздоровления и подготовки базы для дальнейшего роста бизнеса:
• Объединение компаний на уровне процессов и организационной структуры;
• Экономия (уменьшение OPEX);
• Сокращение непрофильных расходов;
• Уменьшение процентных ставок;
• Возврат конкурентного положения на рынке;
• Увеличение портфеля.

Необходимость таких глобальных преобразований не только в сфере ИТ, но и во всей компании в целом было обусловлено целым рядом причин:
• кардинально изменившаяся финансовая ситуация;
• передел финансового рынка, выражающегося в уходе старых игроков и приходом новых
• необходимость освоения (или создания) новых рынков;
• появление новых рыночных ниш
• сложно предсказуемые изменения.

Это лишь небольшой перечень изменений, характеризующий после кризисную ситуацию в России. Соответственно, компании пришлось быстро и адекватно реагировать на кардинально изменившийся внешний мир.

Несмотря на назревшую необходимость преобразований в организационной структуре компании, развитие информационных систем поддерживающих ключевые бизнес процессы не должно останавливаться. Информационные технологии должны обеспечить необходимую поддержку бизнес-процессов на каждом из этапов развития компании. Решения, принимаемые в ближней и среднесрочной перспективе, должны быть инвариантны по отношению к изменениям, происходящим в компаниях. На данном этапе требуется разработка нестандартной ИТ-стратегии, которая должна показать свои преимущества уже в ближайшем будущем.

В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения аттестационной работы были решены следующие задачи:

  • Дано общее описание компании в части ключевых характеристик бизнеса, а так же историческая справка;
  • Проведена оценка текущей ситуации в области бизнеса компании в части:
    • Анализа финансово экономической деятельности
    • Анализ ситуации в системном управлении
    • Внутренний сопоставительный анализ (Внутренний бенчмаркинг)
    • Зафиксированы стратегические цели и задачи развития компании
  • Сформулированы базовые принципы (методология) реализации внутренних преобразований в бизнес-процессах компании;
  • Описано текущее состояние структуры компании (состояние «AS-IS») в части:
    • Описания организационной структуры компаний;
    • Идентификации бизнес-процессов, которые предстоит унифицировать;
    • Определения степени покрытия бизнес-процессов средствами автоматизации;
  • Предложено будущее состояние структуры компании (состояние «TO-BE») в части:
    • Разработки проекта организационной структуры компании;
    • Разработки проекта подхода к организации бизнес-процессов предприятия;
  • Предложено будущее состояние информационно-технологической составляющей структуры компании (состояние TO-BE) в части:
    • Формулировки особенностей процесса создания информационной системы компании в переходный период;
    • Формулировки принципов создания информационной среды;
    • Определения верхнеуровневой схемы взаимодействия информационных систем предприятия;
    • Разработки ИТ-стандартов компании;
    • Разработки карты планируемого внедрения информационных систем в переходный период;
  • Сформирован план перехода из состояния «AS-IS» в «TO-BE» в части:
    • Формулировки принципов планирования при внедрении информационных систем;
    • Определения списка проектов и из зависимостей;
    • Определения этапности внедрения информационных систем;

В целях обеспечения преемственности и использования опыта накопленного концерном (best practice) в области организации бизнес процессов для финансовых компаний, рекомендовано воспользоваться референтной моделью разработанной головным подразделением концерна – FS Process Reference Model. Модель применена в процессе анализа текущего состояния организационной структуры и бизнес процессов компаний, а также для проектирования их целевого состояния.

При преобразовании процессов компаний применялись следующие подходы:
• Оптимизация и упрощение процессов
• Стандартизация процессов
• Уменьшение числа коммуникаций между подразделениями
• Отсутствие дублирования однотипных функций
• Четкое разделение зон ответственности
• Соблюдение принципа разделения полномочий и принципа «4 глаз»
• Улучшение степени резервирования ключевых процессов
• Синергия (отсутствие дублирования) функций в бизнес приложениях

Для повышения эффективности деятельности бизнес линий предложено внедрение сквозной «сбалансированной матричной» системы управления с приоритетом проектного (продуктового) управления над функциональным, как направления, которое отвечает за создание добавленной экономической стоимости.

Предлагается использовать следующий подход к изменению информационно-технологической составляющей структуры компании – на основе четко сформулированных и утвержденных правил и при минимальном объеме инвестиций связать воедино существующие информационные инфраструктуры предприятий и подчинить их четкой бизнес-логике деятельности Холдинга в целях достижения ключевых показателей эффективности бизнеса. Результатом реализации этого подхода является создание универсальной среды, с помощью которой организуется взаимодействие большого количества разнообразных информационных систем, в основе функционирования которых лежат процессы преобразования данных для повышения эффективности бизнес-процессов.

Выводы

Таким образом, предложенный в данной аттестационной работе вариант стратегии совершенствования технологий и оптимизации ключевых бизнес-процессов охватывает основные этапы на пути достижения целевого состояния бизнес и ИТ архитектуры. А также позволяет организовать работы по достижению поставленных стратегических целей компании, с должным уровнем минимизации рисков, связанных с проведением такого рода работ. Решенные в рамках работы задачи имеют практическое значение для деятельности Холдинга и получили реальное воплощение в жизнь.

Copyright © 2010 Дмитренко А.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2010
Рубрика: 
Банки и фондовый рынок
Автор: 
Дмитренко А.В.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009