Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Информационная поддержка жизненного цикла изделий авиационной промышленности, как один из ключевых ресурсов стратегии развития авиастроения в России



Мануйлов С.В.
выпускник группы MBA CIO-19
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Мировой рынок авиастроения: современное состояние и перспективы

Сегодня главными игроками на рынке гражданского авиастроения являются компании Boeing, Airbus, новейшими разработками которых являются Boeing 787, и Airbus 380. Их конкурентные преимущества заключаются в экономичности, экологичности, большей доходности на 1 пассажира, сокращении стоимости владения, улучшении ряда других характеристик.

"Так как Airbus и Boeing являются ключевыми игроками на рынке авиастроения, характер конкуренции между этими корпорациями определяет вид всей отрасли в настоящем, а их стратегии на будущее задают направление ее развития. Обе компании ежегодно публикуют прогнозы на ближайшие 20 лет, из которых можно узнать, как каждая компания видит тенденции на рынке авиаперевозок и перспективы рынка авиастроения."

Согласно прогнозу компании Boeing общая емкость рынка новых гражданских самолетов в мире в следующие 20 лет составит 3,6 трлн. долларов США, а к 2029г. потребность мирового рынка в новых пассажирских и грузовых самолетах возрастет до 30 900 единиц. Из объема рынка новых самолетов в мире 46,8% займут узкофюзеляжные машины ($1,68 трлн.), 45,4% – широкофюзеляжные самолеты ($1,63 трлн.), 6,1% - на сверхвместительные широкофюзеляжные самолеты типа Boeing 747 ($0,22 трлн.), и 1,7% – на региональные самолеты ($0,06 трлн.).[1]

"По оценкам Airbus, объем пассажиропотока в период 2009-2028 годов будет расти на 4,7% в год. Для соответствующего увеличения объемов пассажирских перевозок потребуются поставки 24951 новых самолетов, число мест в которых превышает 100. Соответственно общий объем рынка составит $3,1 трлн. Как и Boeing, Airbus полагает, что рынок узкофюзеляжных самолетов будет быстро расти в период 2009-2028 годы, и, по расчетам европейской компании, поставки самолетов такого типа достигнут 39% ($1,2 трлн.), доля небольших широкофюзеляжных самолетов составит 27% ($0,82 трлн.), 19% рынка ($0,57 трлн.) будет за большими широкофюзеляжными самолетами и 15% рынка ($0,48 трлн.) за средними широкофюзеляжными самолетами.[2]"

На текущий момент перед российской авиационной промышленностью стоит задача вернуться на рынок гражданских самолетов и укрепить свои позиции на рынках военной и транспортной авиации. В области гражданской авиации наиболее перспективными считаются проект регионального самолета SSJ-100 (окончание сертификации) и проект прорывного продукта для наиболее массовых ниш мирового рынка МС-21 (эскизное проектирование). Согласно стратегии развития авиастроения РФ, к 2025 году Российская доля в мировом производстве гражданской авиации должна составлять не менее 10%. Чтобы обеспечить ожидаемый результат, необходимы условия роста производства и продаж российской авиатехники, как во внешней среде, так и внутри отрасли.

"Необходимыми внешними условиями являются:

  • ускоренное социально-экономическое развитие страны, обеспечивающее динамичный рост располагаемых доходов и, как следствие, транспортной подвижности населения;
  • стимулирование со стороны государства развития в России грузовых и пассажирских авиационных перевозок, в том числе за счет поддержки системы авиализинга, а также государственной поддержки, в первую очередь региональных и местных воздушных перевозок;
  • развитие авиационной инфраструктуры в интересах полноценного использования внутреннего рынка;
  • совершенствование аэропортовой деятельности – в первую очередь гражданских аэродромов регионального и местного значения, включая меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  • поддержание благоприятного инвестиционного климата в высокотехнологичных и стратегических отраслях экономики и реализация государственной инновационной политики.
    Необходимыми условиями, которые должны быть созданы внутри отрасли, являются:

  • обеспечение конкурентных преимуществ (цена и качество продукта, доступность послепродажного обслуживания, финансовые инструменты поддержки продаж) производимой продукции в выбранных для позиционирования рыночных нишах (продуктовых и географических);
  • создание условий для обеспечения инвестиционной привлекательности отрасли, включая снижение издержек в производстве воздушных судов и комплектующих к ним;
  • проведение гибкой политики международного сотрудничества, сочетающей закупки комплектующих с их возможной локализацией у мировых лидеров производства самолетных систем и агрегатов, участие в технологических цепочках зарубежных авиастроительных компаний, вхождение в стратегические альянсы и совместные проекты с этими компаниями;
  • опережающее развитие или заимствование критических технологий самолетостроения, необходимых для создания конкурентоспособного продукта на фоне проведения последовательной политики государственной поддержки авиационной науки и национальной технологической базы авиастроения;
  • ускоренное технологическое перевооружение, поддержка (в необходимых случаях) импорта новейшего производственного оборудования, необходимого для производства конкурентоспособной продукции авиастроения;"
  • развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров.[3]

    Система управления жизненным циклом изделия

    "Обеспечить конкурентные преимущества выпускаемых изделий, можно за счет следующих факторов: повышения степени удовлетворения требований заказчика, сокращения сроков создания изделия и снижения материальных затрат на его изготовление и эксплуатацию." При этом главным направлением в конкурентной борьбе становится не только снижение себестоимости продукции, а в большей степени повышение качества продукции и максимальное ее соответствие конкретным требованиям конкретного потребителя. Способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка становится главным козырем в конкурентной борьбе.

    Значительного улучшения вышеперечисленных факторов конкурентоспособности можно добиться благодаря использованию информационных технологий. "Они позволяют обеспечивать ускорение процессов проектирования и производства продукции за счет автоматизации и информационной интеграции, т.е. сокращать длительность сроков разработки и выхода продукции на рынок.

    Для обеспечения согласованной работы всех предприятий, участвующих в проектировании, производстве, реализации и эксплуатации авиационной техники, используется соответствующая информационная поддержка всех этапов жизненного цикла (ЖЦ) промышленных изделий. Такая поддержка получила название CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support — непрерывное сопровождение и поддержка ЖЦ изделий)." Сегодня получил распространение другой термин — PLM (Product Life Management — управление ЖЦ изделия). "Основной смысл концепции PLM заключается в повышении конкурентоспособности продукции за счет эффективного управления информационными ресурсами. Это достигается благодаря преобразованию ЖЦ изделия в высокоавтоматизированный процесс, интегрированный путем информационного взаимодействия всех его участников."

    Эффективность управления данными с помощью PLM - технологий обеспечивается, прежде всего, представлением информации в такой форме, которая позволяет легко и однозначно воспринимать ее всеми участниками ЖЦ изделий. Это требование распространяется на любую документацию, используемую в разных процедурах этапов ЖЦ.

    Применение PLM как формы организации и информационной поддержки изделия на протяжении всего жизненного цикла повышает эффективность процессов входящих в жизненный цикл изделия за счет следующих факторов:
    • Повышения управляемости процесса разработки и изготовления изделия;
    • Повышения точности прогноза ожидаемых результатов работ;
    • Снижения себестоимости изделия (или его модификации) и сокращение сроков его разработки благодаря полной интеграции инженерных процессов, на последовательных этапах жизненного цикла;
    • Обеспечение удовлетворения требований, предъявляемых к изделию, включая летно-технические характеристики, экономические характеристики, требования органов сертификации и т.д.
    • Уменьшение стоимости опытных работ и стоимости подготовки производства;
    • Повторного использования оригинальных данных об изделии;
    • Обеспечение требований сертификационных органов;
    • Минимизации стоимости совокупного владения изделием на стадии эксплуатации.

    Внедрение системы PLM – задача, прежде всего организационная. Для успешного внедрения системы помимо, технической базы, программного обеспечения, обучения персонала, необходима серьезные реорганизация бизнес-процессов в компаниях, задействованных в жизненном цикле изделия.

    Расчет экономической целесообразности использования системы управления жизненным циклом изделия

    Для того чтобы детально понять, что дает использование системы управления ЖЦ изделия, было принято решение рассчитать и сравнить время и средства затраченные на авиационную программу без системы управления жизненным циклом изделия и авиационную программу в которой была использована система управления жизненным циклом изделия.

    Вначале были проанализированы все этапы ЖЦ изделия и определены временные и материальные затраты на каждом из этапов. Затем было определено, на какие этапы в значительной степени может повлиять система управления жизненным циклом изделия. После этого были оценены временные и материальные затраты на внедрение в работу предприятий концепции PLM. И был произведен расчет авиационной программы реализованной с использованием системы управления жизненным циклом.

    Сравнение авиационных программ показало, что использование системы управления ЖЦ изделия в значительной степени, сокращает время выхода изделия на рынок, затрачиваемые ресурсы, и повышает соответствие характеристик изделия требованиям заказчика. Все эти преимущества способствуют достижению стратегических целей, стоящих перед авиационной промышленностью Российской Федерации.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Boeing: Long-term market -- Overview [Электронный ресурс] / Boeing. — Электрон. дан. — 2010. — Режим доступа: http://www.boeing.com/commercial/cmo/index.html, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
    2. Global Market Forecast 2009-2028 [Электронный ресурс] / Airbus. — Электрон. дан. — 2010. — Режим доступа: http://www.airbus.com/en/corporate/gmf2009/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ.
    3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» до 2025 года [Текст]: Утвержден решением совета директоров ОАО «ОАК» 12 февр. 2008 г. (протокол №9)

    Copyright © 2010 Мануйлов С.В.

  • К оглавлению >>

    Группа: 
    MBA CIO, осень 2010
    Рубрика: 
    Корпоративные системы управления
    Автор: 
    Мануйлов С.В.
    Ваша оценка: Пусто Средняя: 7.4 (5 голосов)
    Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009