Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Синергетический эффект взаимодействия IT-служб альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ
Корнилов Д.В.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Основной целью данной работы являлась разработка оптимальной структуры информационных систем для нового совместного проекта Renault-Nissan-АвтоВАЗ в России по проектированию, сборке, продаже и технической поддержке автомобилей «эконом» класса, и демонстрация синергетического эффекта взаимодействия IT-служб альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ в разработке и в последующей эксплуатации разработанной структуры.
Стратегия группы Renault-Nissan в России направлена в первую очередь на обеспечение своего длительного присутствия на местном автомобильном рынке. Поскольку российская экономика сильно зависима от цен на нефть и сырье, имеется высокая нестабильность курса рубля, что в свою очередь тяжело сказывается на импорте и на положении производителей с неразвитой локализацией производства комплектующих.
Чтобы решить эту проблему Renault построила в 2005 году свой первый завод Автофрамос по производству автомобилей, наиболее востребованных в самом прибыльном рыночном сегменте – бюджетной категории entry, но при этом быстро выяснилось, что мощности Автофрамоса оказались недостаточными, чтобы отвечать планам группы занять 8% рынка до 2015 года.
Вторая проблема заключается в том, что расположение завода в Москве не позволяет развивать локальную сеть поставщиков, необходимую для изготовления недорогих автомобилей бюджетного модельного ряда.
Поэтому Renault принимает решение вступить в альянс с АвтоВАЗ, которое позволит группе увеличить свои продажи и одновременно откроет важный для Renault доступ к сети местных поставщиков.
В ноябре 2009 года был принят план мероприятий по реструктуризации, в котором предусматривалось выделение новых финансовых вложений с российской стороны, а со стороны Renault – предоставление технологий и ноу-хау для производства на АвтоВАЗе в Тольятти автомобилей Lada, Renault и Nissan, увеличив таким образом объемы производства (до 300000 автомобилей дополнительно в год).
В соответствии с планом, альянсом были сформулированы следующие бизнес-требования к структуре информационных систем российского проекта:
- Интегрировать в новой структуре информационные системы, обеспечивающие следующие виды деятельности: закупки и инженерия по локализации запасных частей, таможенное оформление, система управления цепочками поставок, послепродажное сопровождение, внутренняя логистика, методология Renault по производству автомобилей и система производства, управление качеством, финансовый и управленческий учет. Данные домены являются особенно важными, поскольку участвуют в расчете себестоимости и рентабельности производства автомобиля и его продажной цены.
- Система послепродажного сопровождения также выступает одним из главных потенциальных источников прибыли для альянса, и поэтому включена в число первых развертываемых и интегрируемых ИС.
- Системы производства Renault, послепродажного сопровождения и качества являются принципиально важными для интеграции в новую структуру ИС с точки зрения поддержания имиджа компании Renault в России и мире.
- Двумя другими важнейшими требованиями к проектированию структуры информационных систем со стороны бизнеса являются временные и финансовые ограничения.
Для достижения основной цели и решения задач работы были рассмотрены следующие подходы, методики и аналитические инструменты:
• методология построения архитектуры предприятия в контексте ИТ (Структура Захмана, TOGAF, FEA, Gartner)
• методики управления изменениями в организации в контексте ИТ (Джадсона, Коттера, Голпина, Арменакиса)
• методики построения ИС методом структурной и объектно-ориентированной декомпозиции
• методы и технологии реинжиниринга ИС
Применение методик TOGAF и Gartner позволило описать и проанализировать текущее состояние информационных систем в компаниях АвтоВАЗ и Renault в России, алгоритмы определения типа оргструктуры и моделей организационного поведения Кочетковой помогли описать и проанализировать организационную структуру ИТ-служб компаний.
Для разработки структуры информационных систем для российского проекта применены следующие методики: методология Gartner построения архитектуры предприятия в контексте ИТ, методология STSC реинжиниринга ИС, методология объектно-ориентированной декомпозиции (моделирование на UML) для разработки новых ИС или глубокой переработки существующих ИС, методология управления изменениями Коттера и Арменакиса в области осуществления проекта разработки общей структуры ИС, методология управления изменениями ITIL в части модификаций существующих ИС, а также последующей эксплуатации ИС, инфраструктуры и технической поддержки пользователей.
В результате в получившуюся структуру ИС вошли без существенного изменения системы как Renault, так и АвтоВАЗ. Есть также несколько систем, которые будут серьезно переработаны.
Для разработки организационной структуры ИТ-служб российского проекта были применены методы интервьюирования топ-менеджеров компании Renault (для определения видения будущей оргструктуры бизнесом), методики Коттера и Арменакиса (для осуществления проектных и будущих изменений наиболее продуктивным и эффективным способом), исследования Кларка и Швейгера (для минимизации потенциального отрицательного влияния эмоциональных и поведенческих реакций на ход проекта и его последующее функционирование).
Предложенная единая организационная структура ИТ-службы проекта способна максимально эффективно осуществлять развертывание и последующую эксплуатацию целевой структуры ИС.
На основании методик управления изменениями Коттера и Арменакиса и методологии ведения проектов PMBOK был предложен детальный план перехода от существующей структуры ИС к целевой.
В части технологического обеспечения перехода к целевой структуре применены все методики, использованные в разработке проектируемой структуры: архитектура – Gartner, реинжиниринг – SCTC, разработка – UML.
В результате анализа проблем и рисков (организационно-личностные, финансовые, социально-политические, построения информационных систем и технические) был предложен план устранения противоречий, решения вопросов и ухода от рисков (или их минимизации).
Для оценки эффективности совместной работы ИТ-служб применяется метод оценки временных и стоимостных показателей выполнения проекта по разработке структуры ИС методами опроса и анализа статистики. Полученные данные говорят о наличии достаточно выраженного синергетического эффекта от совместной деятельности ИТ-служб по сравнению с работой каждой из служб в отдельности.
Для анализа эффективности разрабатываемой структуры ИС применяется метод оценки соответствия разработанной системы требованиям бизнеса, а именно: целевая инфраструктура должна решать поставленные бизнес-задачи при требуемых ограничениях по бюджету и времени. Проведенный анализ целевой структуры ИС показал, что эта структура полностью соответствует поставленным требованиям.
Для расчета окупаемости инвестиций применяется метод вычисления окупаемости капиталовложений без учета ставки дисконтирования. Проведенный расчет для серверной фермы показал экономическую целесообразность инвестирования в локальную инфраструктуру ИТ.
Для прогнозирования синергетического эффекта от взаимодействия ИТ-служб в последующей эксплуатации спроектированной структуры ИС применяется метод анализа статистики по схожим проектам и метод экспертной оценки. Прогнозируемый синергетический эффект проекта на АвтоВАЗе позволит сэкономить большие денежные средства на сокращении простоев производственных информационных систем.
Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:
- Возможность применения лучших практик и ИТ-подсистем от каждой из компаний альянса позволяет получить единую структуру информационных систем нового проекта, наиболее полно учитывающую требования бизнеса, начиная с обеспечения основных бизнес-процессов средствами ИТ и заканчивая максимально эффективным использованием всех выделенных на проект ресурсов.
- При разработке сложных проектов интеграции двух компаний на уровне единой структуры информационных систем, совместная работа ИТ-служб будет носить достаточно выраженный синергетический эффект по сравнению с работой каждой из служб в отдельности.
- В целом эксплуатация локальных информационных систем, построенных и поддерживаемых ИТ-службами альянса совместно – более эффективна по сравнению с реализованными монопроектами.
Copyright © 2010 Корнилов Д.В.
- Войдите на сайт для отправки комментариев