Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Бизнес-план инвестиционного проекта сбора данных об энергопотреблении в сфере ЖКХ
Морсин А.А.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
Бизнес-план был разработан для российской компании, которая занимается построением автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учёта электроэнергии и мощности (АСКУЭ), разработкой и производством оборудования и программного обеспечения для автоматизированных систем.
Основная деятельность компании сосредотачивалась на построении систем АИИС КУЭ крупных промышленных предприятий и энергосистем – субъектов оптового рынка электроэнергии, что объективно обуславливалось потребностью рынка в подобных системах. Ситуация изменилась с вступлением в силу «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии», после чего потребность в автоматизации учёта ощутили и небольшие предприятия. Проводимая реформа ЖКХ предполагает переход на полную оплату потреблённых ресурсов бытовыми потребителями, что актуализирует совершенствование учёта и в этой сфере.
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует (а также на других рынках), составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Исходя из того, что построение систем АСКУЭ для ЖКХ является новым, неосвоенным сегментом рынка для компании, данный бизнес-план призван дать ответ на следующие вопросы:
• Будет ли компания инвестировать ресурсы в проекты на рынке создания АСКУЭ ЖКХ?
• Является ли конкретное предприятие ЖКХ(описанное в бизнес-плане) достаточно привлекательным для открытия проекта?
Проблема (описание текущей ситуации)
Автоматизированные информационно-измерительные системы коммерческого учета электрической энергии (мощности) (АСКУЭ) предназначены для автоматического сбора, обработки и хранения данных со счетчиков электроэнергии (входящих в состав АСКУЭ), передачи их в центр сбора и отображения полученной информации в удобном для анализа виде.
Внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) позволяет существенно снизить трудозатраты по сбору, передаче, документированию информации, сократить технические потери электроэнергии, обеспечить оперативный контроль выполнения диспетчерского графика нагрузок
В соответствии с Постановлением правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования энергетики» и Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. одной из первоочередных задач в деле повышения эффективности использования энергетических ресурсов является их достоверный учет, выявление и снижение потерь, обеспечение контроля качества поставляемых ресурсов, в том числе электроэнергии, обеспечение оплаты за потребленные ресурсы в соответствии с фактически потребленным объемом.
19 августа 2010 г. Заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов сделал важное сообщение, которое касается всех потребителей энергоресурсов. Министерство регионального развития скорректировало проект "Правил предоставления услуг ЖКХ", согласно которому граждане, не установившие счетчики на газ и воду до 2012 года, будут платить больше "с января 2012 года на 20%, а с 2013 года – на 40%. С 1 января 2011 года при отсутствии индивидуального прибора учета... размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема (количества) коммунального ресурса, умноженного на повышающий коэффициент 2, а при отсутствии прибора учета более одного года – на повышающий коэффициент 4" (раздел 3, пункт 22 «Правил предоставления услуг ЖКХ»).
Данное заявление может спровоцировать лавинообразный спрос на наиболее дешевые приборы учета, и как следствие у всех потребителей будут установлены приборы учета разных производителей, связать которые в единую систему не удастся никогда. В итоге, совокупные расходы на услуги ЖКХ значительно превысят существующий уровень за счет повышения эксплуатационных расходов на ручной сбор показаний приборов учета.
Предлагаемое решение
Выход компании на рынок создания АСКУЭ ЖКХ с комплексным недорогим решением будет весьма актуальным и своевременным.
Адаптация технологий, применявшихся в построении систем учёта для субъектов оптового рынка, при использовании на объектах розничного рынка электроэнергии и ЖКХ снижает технологические риски, позволяет задействовать существующие наработки и богатый опыт их внедрения (при условии адаптации не только технической, но и экономической составляющей) для успешного выхода на рынок ЖКХ и занятия на нём лидирующих позиций.
В качестве отправной точки предлагается выполнить пилотный проект на одном из предприятий ЖКХ, со следующими характеристиками:
• Количество точек учёта: 4990
• Распределённость системы: 300 км2
• Срок реализации: 2 года.
Какие преимущества получит компания:
• В соответствии с расчетами указанными в бизнес-плане, рентабельность проекта будет выше 10%
• Будет выработано и опробированно типовое решения для использования в других аналогичных проектах.
• Компания заявит о себе на рынке АСКУЭ ЖКХ
Обоснование эффективности внедрения АСКУЭ для организаций ЖКХ и бытовых потребителей:
• Организация достоверного учета и оперативного контроля за потреблением электроэнергии по каждой квартире и по жилому дому в целом.
• Исключение хищений электроэнергии за счет оперативного контроля баланса потребления жилого дома.
• Интеллектуальные счетчики обеспечивают возможность перевода потребителей на многотарифный учёт электроэнергии, что является прямым требованием ФЗ №261. Переход на систему ночного тарифа стимулирует население к энергосбережению и снижает пиковые нагрузки на сети электропередач в утренние и вечерние часы, а значит, и расходы на ремонт сетевого хозяйства.
• Отказ от системы выписки счетов за потребленную электроэнергию самими жильцами и переход на выписку счетов энергоснабжающей организацией.
• Обеспечение автоматизации процесса выписки счетов жильцам за фактически потребленную электроэнергию.
• Сокращение затрат на персонал, контролирующий показания квартирных счетчиков.
• Снижение потерь электроэнергии, за счет контроля и анализа потребления дома в целом и уменьшения нерационального расхода энергии в нежилых помещения дома (на лестничных площадках, при освещении входов в подъезды, в подвалах и т.п.).
Выводы
Только внедрение современных комплексных автоматизированных систем учета позволит предприятиям ЖКХ наладить оперативный, достоверный и объективный учет поставляемых ресурсов, обезопасив их от несанкционированного потребления или искажения показаний приборов.
Партнерство с предприятиями ЖКХ в решение данных задач, позволит компании освоить смежный сегмент рынка, диверсифицировать производство и с уверенностью смотреть в будущее.
Copyright © 2010 Морсин А.А.
- Войдите на сайт для отправки комментариев