Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Развитие ИТ-инфраструктуры международной компании



Никифоров С.А.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

В настоящее время информационные технологии являются одним из основных инструментов создания конкурентных преимуществ. "В нашу эпоху более жесткой международной конкуренции корпорации часто должны вносить коренные изменения в стратегию, использовать на рынках новые инструменты, с тем чтобы поддерживать или наращивать свою рыночную долю, а также доходность своей деятельности. Сейчас мы являемся свидетелями новой волны глобальной концентрации, обусловленной слиянием и поглощением компаний, особенно в высокотехнологичных отраслях, телекоммуникациях, фармацевтике, международном финансовом секторе. Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках как отдельных корпораций, так и общества в целом.

С развитием электронного ведения бизнеса концепция "самодостаточного" предприятия-монолита сменяется концепцией, основанной на партнерстве рассредоточенной бизнес-структуры, состоящей из "виртуальных" предприятий, объединенных общей сетью поставок и общим процессом создания добавленной стоимости, нацеленных на глобальные рынки сбыта. Традиционные централизованные ИТ-службы уступают место распределенным, фактически образуя конгломерат из разного рода структур, организаций, ресурсов. Но каждая такая структура выполняет определенную роль в информационно-технологическом обслуживании предприятия. Сегодня она может быть представлена центральной ИТ-службой, ИТ-службой департамента, внешней сервисной организацией, внешними ИТ-консультантами и т. д. Часть функций ИТ-служб переходит к производственным подразделениям." Современные методы и подходы в управлении IT любой крупной компании рассматривают IT-департамент как полноценное бизнес-подразделение, участвующее как в повседневной оперативной деятельности, так и в достижении стратегических целей бизнеса. Этого требует один только факт, что мы живем уже не в индустриальную эпоху, а в эпоху информационную.

Современные требования к ИТ-инфраструктуре

Под словосочетанием «Инфраструктура информационных систем» многие понимают разные вещи. Некоторые полагают, что информационная система – это та локальная сеть, что проложена в офисе, которая позволяет видеть другие компьютеры, и передавать файлы. Кто-то видит за этим словосочетанием системы для больших предприятий с тысячами рабочих мест.

"На мой взгляд, самым полным будет следующее определение: инфраструктура информационных систем – это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия.

Информационная инфраструктура:
включает совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи;
обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам."

Маленькая или большая — качественная инфраструктура информационных систем – это такая система, которая обеспечивает всего три ключевых момента:

  1. Доступность для инфраструктуры означает, что всегда можно получить оперативную информацию, найти файл там, где его положили, и пользоваться всеми ресурсами и сервисами круглосуточно и круглогодично.
  2. Надежность – это понятие несколько шире, чем «у-нас-все-всегда-исправно». Так попросту не бывает: все, что может сломаться – обязательно рано или поздно сломается. Другое дело, что это не должно стать катастрофой для бизнеса. Что бы не случилось, пользователь не должен замечать всех этих проблем – данные не исчезнут, базы данных останутся в работе, обмен сообщениями продолжится.
  3. Безопасность – параметр, о котором все говорят, но очень немногие знают, чего же они хотят. Данные, накопленные вашим предприятием слишком ценны, чтобы позволять украсть их или испортить. Их нужно защищать, защищать и еще раз защищать! Причем делать это нужно таким образом, чтобы это не влияло на текущую работу, не вызывало излишних неудобств, и чтобы обоснованные ограничения нельзя было обойти.

Для обеспечения требуемых качеств, а так же постоянно меняющихся требований бизнеса, ИТ-инфраструктура должна обладать еще и значительной способоностью к адаптации. "Анализируя изложенные предложения вендоров IT-рынка, можно сделать вывод о том, что адаптивность, по сути, является сегодня определяющим механизмом, глубоко затрагивающим все бизнес-процессы компании. Адаптивной должна быть не только информационная система, но и менеджмент, управленческие структуры. Уметь адаптироваться к быстро меняющимся внешним обстоятельствам, сохраняя уровень профессионализма и выдавая максимальный результат, должен сегодня каждый сотрудник. Это не только залог успеха компании, но и необходимое условие выживания. Таким образом, в современных "бизнес-джунглях" происходит естественный отбор по критериям, схожим с естественным отбором: выживает тот, кто быстрее и точнее сможет приспособиться к новым условиям существования."

Влияние оргструктуры компании на построение информационных систем

Для того чтобы ИТ-инфраструктура предприятия оказывала реальную помощь бизнесу, ее построение или модернизация должны начинаться с определения критериев, которым она призвана соответствовать, а так же она должна быть «устойчивой» в долгосрочном периоде. Устойчивым можно считать решение, которое не отторгается бизнесом на определенном отрезке времени. Долгосрочная устойчивость архитектуры обеспечивается не только надежностью бизнес-приложений и зрелостью заложенных в них технологий, но и стабильностью определенных бизнес-условий. Можно выделить следующие ключевые условия:
• уровень централизации принятия решений и делегирования полномочий;
• уровень предметной квалификации конечных пользователей и руководителей;
• степень упорядоченности и изменчивости операционных технологий бизнеса;
• масштабы использования данных при принятии решений.

Перечисленные условия складываются независимо от участников ИТ-проекта, и их изменение может объективно привести архитектуру всей или части информационной системы в неустойчивое состояние.

Информационные системы являются неотъемлемой частью всего бизнеса, и их устойчивость необходимо рассматривать в рамках устойчивости бизнеса в целом. Поэтому признание объективности естественного отбора устойчивых ИТ-решений неизбежно требует и признания разнообразия устойчивых форм организации бизнеса. Понимание объективных законов отбора должно опираться на классификацию встречающихся на практике устойчивых форм организации бизнеса и архитектур информационных систем.

Оценка текущего состояния ИТ-инфраструктуры компании

Целью диагностики является определение текущего состояния системы, которое станет начальной точкой при построении планов ее развития. Одним из механизмов оценки состояния инфраструктуры, является методика MOF. "Модель оптимизации инфраструктуры создана Microsoft с использованием передового опыта, накопленного как индустрией, так и самой Microsoft. Она основана на модели зрелости инфраструктуры (Infrastructure Maturity Model] от Gartner и модели зрелости архитектуры (Architecture Maturity Model) от MIT. Главная цель, стоявшая перед Microsoft при разработке модели оптимизации инфраструктуры, заключалась в том, чтобы найти простой и гибкий способ применения этих моделей, который можно было бы легко задействовать в качестве эталонного теста для определения технических возможностей инфраструктуры и ее ценности для бизнеса.

Первый шаг в применении этой модели на практике – оценка уровня зрелости ИТ-инфраструктуры организации в терминах данной модели, а следующий – планирование пути развития инфраструктуры для достижения нужного уровня ее зрелости."

Концепция развития ИТ-инфраструктуры

Развитие информационных технологий должно быть согласовано с стратегическими планами развития компании. В архитектуре информационных систем должна быть отражена как структура комании, так и ключевые бизнес процессы. Необходимо применять системы, которые могут работать в стремительно меняющихся условиях продолжительное время без необходимости в модификации базовых блоков.

Технологические задачи, решаемые в рамках проектов по совершенствованию и интеграции ИТ-инфраструктуры, можно разделить на следующие направления:

  • Необходимость совершенствования процессов управления парком персональных компьютеров (например, при увеличении\уменьшении численности сотрудников, замене устаревших компьютеров);
  • Стандартизация пользовательского программного обеспечения на персональных компьютерах (перевод на одну современную версию операционной системы, пакета офисных приложений и другого клиентского программного обеспечения) с целью обеспечения однородности технологической платформы;
  • Совершенствование ИТ-инфраструктуры (обеспечение единой авторизации пользователей, улучшение качества функционирования автоматизированных рабочих мест и серверов (оборудование и программное обеспечение)) и повышение ее управляемости (консолидация сведений о количестве и конфигурациях эксплуатируемого оборудования и программного обеспечения, возможности дистанционного управления аппаратно-программными комплексами и дистанционного развертывания программного обеспечения) – в целях повышения защищенности и отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры;
  • Обновление парка серверов – сокращение затрат на администрирование и техническую поддержку, а так же на серверное оборудование.

Общая реорганизация инфраструктуры должна опираться на передовые методики ITIL. Цели проектов должны соответствовать методики SMART. Все проекты должны оцениваться на степень достижения желаемого результата.Любые изменения проводимые в системе необходимо экономически обосновывать для бизнеса.

Заключение

Основной задачей ИТ-службы является предоставление бизнесу своеврменных и качественных ИТ-услуг. Для достижения необходимых критериев качества, ИТ-услуги должны базироваться на современной ИТ-инфраструктуре.

Расходы на информационные технологии сегодня составляют существенную долю капитальных затрат, и здесь, как и по всем направлениям деятельности, необходим анализ возможных путей экономии средств. Существенной экономии можно добиться благодаря более эффективному использованию ИТ-систем и специалистов.

При разработке проектов развития ИТ-инфраструктуры, проводится анализ текущего состояния ИТ-системы, включающий в себя оценку уровня информационной безопасности и зрелости ИТ-услуг. Разрабатывается целевая архитектура ИТ, требования к уровням развития ИТ-сервисов с учетом их важности для бизнеса и требуемых затрат на обеспечение зрелости.

"Рекомендуется проводить оптимизацию ИТ-инфраструктуры подразделения вместе с анализом и оптимизацией ИТ-процессов компании. Проектирование инфоструктуры ИТ всегда зависит от состава функций и/или процессов ИТ-подразделения (особенно сильна эта зависимость в оргструктурах с процессным взаимодействием). Поэтому наибольший эффект компания может получить, если при проектировании основывается на регламентированных и эффективных ИТ-процессах."

Copyright © 2010 Никифоров С.А.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2010
Рубрика: 
IT-служба предприятия
Автор: 
Никифоров С.А.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009