Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Разработка ИТ-стратегии производственной единицы агропромышленного холдинга
Орёл Р.Д.
выпускник группы MBA CIO-19
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Выпускная аттестационная работа посвящена исследованию проблемы разработки ИТ-стратегии производственного предприятия, входящего в структуру агропромышленного холдинга, в условиях отсутствия явно сформулированной бизнес-стратегии. Главная особенность изучаемой проблемы заключается в многомерности взаимосвязей различных аспектов бизнес-среды и отсутствии явно выраженных корелляций между ними. В настоящий момент происходит попытка мирового сообщества в области информационного менеджмента сформировать фундаментальный слой в области разработки стратегии ИТ. Для этого существует несколько предпосылок:
- стратегия ИТ – очень молодое направление в отношении детерминации стратегии предприятия как целого, возникшее в силу перехода из постиндустриального общества в информационное;
- скорость и масштаб охвата информационными технологиями различных сфер жизнедеятельности человека увеличиваются в геометрической прогрессии с каждым годом;
- появилась возможность анализа достижения успеха корпораций и лидирующих предприятий в своих отраслях в мировом масштабе, что складывает основу возникновения базовых концепций практик, гипотетически приводящих организацию к заведомо лидирующим позициям в соосности с развитием всех ее составных частей.
Текущее состояние теоретических основ разработки и внедрения стратегии информатизации предприятия на сегодняшний момент основывается на рассмотрении практик применения стратегического ИТ-менеджмента в исторически достигнувших высот организациях. Эта точка зрения, несомненно, отражает аспект узости подхода и ограничивает его применения с учетом Российских реалий на практике в большинстве отечественных предприятий. Еще одним из основных аспектов дифференциации подходов к разработке стратегии ИТ является межотраслевой набор ключевых факторов, влияющих на деятельность предприятия, который во множестве случаев отображает нетривиальность адаптирования уже существующих практик к конкретному предприятию.
ИТ-стратегия не может существовать в отрыве от направленности на достижение бизнес-целей, иначе ее смысл утеривается. С другой стороны, она должна быть нацелена и на ИТ-аспекты. На этот счет в работе раскрывается сущность стратегии ИТ как основного инструмента планомерного воздействия на архитектуру предприятия в процессе его развития.
Для решения задачи разработки ИТ-стратегии в условиях неопределенности использовался архитектурный подход, позволяющий системно подойти к анализу корелляции ИТ- и бизнес-аспектов и снижающий уровень неопределенности за счет уменьшения выборки решений.
Основным инструментом описания архитектуры были выбраны два высших уровня описания архитектуры модели Захмана, которые позволили подойти к выстраиванию стратегии в контексте тезауруса бизнеса и сформировать базис для рассмотрения ИТ-аспектов.
Для создания модели процесса управления жизненным циклом ИТ-стратегии использовался процесс, предложенный Giga Group, который позволил наиболее просто и эффективно довести его до представителей как бизнеса, так и ИТ-персонала.
Разработка стратегии по Giga
Задача разработки ИТ-стратегии сводится к области интеллектуального анализа требований бизнеса и возможности ИТ удовлетворить эти требования в долгосрочной перспективе. В условиях отсутствия явно сформулированной стратегии, а также недоступной для ИТ-службы, ключевым этапом является этап сбора информации, относящейся к бизнесу.
Для решения задачи формирования информационного базиса на основе бизнес-потребностей для идентификации проблемных зон организации с точки зрения ИТ был использован метод, основывающийся на применении матрицы 7х5, предложенной Gartner Group.
1. На первом этапе разработки ИТ-стратегии необходимо провести идентификацию потребностей бизнеса по следующим категориям:
• География бизнеса
• Организация принятия решений в компании
• Горизонт планирования
• Существующие бизнес-процессы и системы
• Виртуализация бизнеса
• Клиенты и заказчики
• Финансирование ИТ
2. На втором этапе производится достоверное и актуальное описание ИТ-систем в контексте верхних уровней абстракции архитектуры предприятия. Для этого был применен также подход Gartner Group, определяющий основные элементы ИТ-стратегии:
• ИТ-инфраструктура
• ИТ-сервисы
• Портфель приложений
• Интеграция бизнес-процессов
• Сорсинг
3. Далее формируется матрица корелляции между семью выделенными категориями и обозначенными основными областями ИТ-стратегии.
4. На четвертом этапе производится анализ степени определенности и взаимосвязей между компонентами ИТ-стратегии.
5. Степень неопределенности выставляется изначально для каждого из полей матрицы. Для определения количественного и качественного значения каждого поля применяется методика ранжирования посредством параметризации, которая может основываться на любом из доступных для организации анализе (например, SWOT и PEST). В случае получения степени неопределенности вне заданного диапазона, работа переходит на новую итерацию до тех пор, пока не будет достигнуто заданное значение.
Наглядность данного метода была продемонстрирована в виде «стратегического поля», применение которого показало высокие результаты в практической деятельности. Одним из ключевых свойств данного инструмента является возможность создать предпосылки для разработки качественной ИТ-стратегии, нацеленной на создание архитектуры предприятия, отвечающей множеству требований бизнеса. Предложенная модель интерпретации матрицы Gartner Group имеет компактный вид и наглядно отображает взаимодействие бизнеса и ИТ-службы.
«Стратегическое поле»
Применение указанной методики показывает возможность создания ИТ-стратегии на предприятии в отсутствии общей стратегии. Данный подход был применен на производственном предприятии в структуре агропромышленного холдинга. Однако, данный инструментарий с легкостью могут использовать представители ИТ всевозможных отраслей. Как показывает практика, результата можно добиться уже в самом начале внедрения стратегического управления информационными технологиями и создать мощный фундамент для развития ИТ-службы, деятельность которой будет направлена на обеспечении информационными ресурсами предприятия на пути достижения его целей.
Copyright © 2010 Орёл Р.Д.
- Войдите на сайт для отправки комментариев