Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Эффективное использование информационных технологий в малом бизнесе
Осипов С.В.
выпускник группы MBA CIO-20
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
За последние годы я видел немало компаний Среднего и Малого Бизнеса (СМБ). Можно уверено сделать печальный вывод – недостаточное внимание к IT-инфраструктуре компании на старте выливается через некоторое время в довольно серьезные проблемы – от торможения роста до приостановки деятельности компании (естественно, это не относится к IT-компаниях).
Со стороны собственников и руководителей бизнеса отношение к IT весьма неоднозначно. Для одних это мода, которой надо следовать только потому, что это современно, для других – престиж и одно из средств повышения стоимости активов предприятия. Но еще больше таких предпринимателей, для кого информационные технологии представляют исключительно головную боль и неоправданные дополнительные расходы.
Объектом исследования данной аттестационной работы является молодая, развивающаяся компания. В настоящий момент компания находится на начальной стадии и ведет свою деятельность первый год. Основное направление – это оказание профессиональных косметологических услуг и торговля косметологическими средствами (как розничная, так и через интернет-магазин). Активно участвуя в ее открытии и запуске в работу, я старался избежать стандартной болезни малого бизнеса – отсутствие долгосрочной стратегии. Мы изначально заложили в стратегию развития организации жесткие требования к IT-системам. В большинстве случаев, в небольших компаниях отсутствует сформировавшаяся база знаний лучших практик, четко выстроенных бизнес-процессов. Мы попытались избежать этого избежать.
Безусловно, малые и средние компании стремятся экономить, ведь они тратят на автоматизацию личные деньги своего владельца, которые могли бы быть направлены на развитие бизнеса. Поэтому им важно выбрать такое решение, которое: решит их текущие бизнес-задачи; разумно по цене; предоставляет возможность беспроблемного масштабирования при росте бизнеса. При такой постановке вопроса разумно рассматривать информатизацию в комплексе, а не так, что сейчас купим какой-нибудь сервер, а потом подумаем над программным решением.
Итак, какие IT-системы чаще всего требуются на первых этапах развития компании СМБ? И как с минимальными затратами (либо без оных) обеспечить их использование? Многие компании на своем опыте убедились, что внедрение информационных технологий не приносит преимуществ само по себе. Однако, технологии в этом не виноваты, поскольку, несмотря на стремительное изменение их технических параметров (рост скорости, объемов, расстояний, снижение стоимости и т.д.) не столько они сами, сколько способ их применения определяет конечный результат их использования в бизнесе. Надо сказать, что большинство IT-проектов заканчиваются неудачно. Среди основных причин неудач можно назвать:
• цели – неясны;
• ожидания – не обоснованы и не реалистичны;
• необходимые условия – не обеспечены;
• роли и ответственность участников – нечетки.
В своем проекте мы решили внедрять информационные системы с самого начала работы организации. Это решает ряд проблем. Все сотрудники изначально привыкают работать в той или иной системе, есть время и возможность на доработку и изменения в работе информационных систем.
Я считаю, что внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами делает гигантский скачок в развитии компании.
Одно из направлений работы моей компании – это организация продаж через Интернет. Несмотря на все сложности, в России интернет-торговля тоже развивается и перспективы у нее вполне радужные. Многие крупные магазины открывают свои on-line проекты. Но для эффективных интернет-продаж необходимы хорошо продуманные нестандартные варианты организации деятельности и правильно расставленные акценты. Интернет – это джунгли, и для того чтобы здесь выжить, необходимо учитывать несколько параметров. Нужен правильный маркетинг, чтобы привлекать клиентов, и программа лояльности, чтобы их удерживать; нужна логистика, чтобы вовремя доставлять товар и обеспечивать его широкий ассортимент; нужна IT-поддержка для корректной работы сайта. Эффективный интернет-магазин напоминает внушительных размеров машину, все механизмы которой хорошо отлажены. Работу интернет-магазина можно свести к трем основным блокам: логистика, программное обеспечение, маркетинг. В этой работе я рассматриваю все эти блоки и их взаимодействие между собой.
Другой, не менее важной, задачей была правильная организация учета. Необходимо заранее продумать как будет устроен учет и движение товара в организации, как будет происходит связь с интернет-магазином и салоном. Задача усложняется тем, что планируется открывать сеть салонов-магазинов и вся информация должна стекаться в единый центр.
В этой работе я рассматриваю основные IT-системы, необходимые практически любой современной компании. Рассматривается проблема выбора и правильного внедрения той или иной системы. Все вопросы рассматриваются со стороны руководства (собственника), а не со стороны IT-руководителя. Это позволяет взглянуть на IT-системы под другим углом. Я специально не затрагиваю функциональные особенности того или оного продукта – этот вопрос сильно зависит от вида деятельности конкретной компании. Цель этой работы – показать, что эффективное использование информационных систем позволяет значительно сократить издержки и, соответственно, увеличить прибыль компании с самого начала ее работы.
Copyright © 2010 Осипов С.В.
- Войдите на сайт для отправки комментариев