Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Построение комплексной автоматизированной системы управления предоставлением услуг общественного пассажирского транспорта в масштабе субъекта Российской Федерации
Мижарёв С.А.
выпускник группы MBA CIO-19
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
На сегодняшний день улучшение параметров работы пассажирского транспорта, состояния транспортной инфраструктуры, эффективность работы транспортных предприятий, обеспечение качественного транспортного обслуживания населения России и повышения уровня безопасности транспортных перевозок является сложной социально-экономической задачей, решение которой требует принципиально новых теоретических и практических подходов. В качестве базового элемента в решении этой задачи лежит построение единой информационной среды управления транспортным комплексом, которая должна обеспечить эффективные каналы обратной связи и наполнить информационные базы, поддерживающие принятие управляющих решений и обеспечение государственного регулирования в сфере транспорта.
Единая информационная среда развития интеллектуальных транспортных систем решает задачи унификации и стандартизации применения и интеграции в составе интеллектуальных транспортных систем различных составляющих элементов идентификации, навигации и позиционирования, телематического мониторинга и видеонаблюдения.
Важным направлением развития инфотелекоммуникационных технологий в сфере транспорта является оснащение транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в том числе автомобильного транспорта, используемого для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
Данная работа посвящена особенностям реализации единой информационной среды управления транспортным комплексом в плане пассажирских автоперевозок на региональном уровне.
Цели и задачи
Целью построения комплексной автоматизированной системы управления предоставлением услуг общественного пассажирского транспорта являются:
- создание центрального сегмента региональной информационной системы транспортного комплекса, обеспечивающего решение задачи дистанционного контроля исполнения перевозчиками транспортной работы, маршрутов и расписаний движения транспорта общего пользования, оборудованного бортовыми навигационно-связными терминалами;
- представление информации через интерфейсы к Интернет-порталу, электронным цифровым табло, мобильным устройствам;
- прием запросов через интерфейсы Интернет-порталов и мобильных устройств.
Задачей построения комплексной автоматизированной системы управления предоставлением услуг общественного пассажирского транспорта являются:
- обеспечение контроля соблюдения договорных условий на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения перевозчиками с Министерством транспорта субъекта Российской Федерации;
- оказание государственных услуг с использованием электронных средств коммуникаций в сфере транспортного комплекса.
Центральный сегмент региональной системы управления
Центральный сегмент региональной системы включает:
- объекты мониторинга – транспортные средства общего пользования, предназначенные для перевозки пассажиров и оборудованные бортовыми навигационно-связными терминалами (БНСТ);
- телематический сервис обмена данными объектов мониторинга с информационно-аналитическими и информационно-управляющими подсистемами по каналам беспроводной связи GSM/ГЛОНАСС/GPRS/SMS;
- геоинформационную подсистему, обеспечивающую централизованное ведение и организацию доступа информационно-управляющих подсистем к Единой системе электронных карт субъекта Российской Федерации и баз данных объектов транспортной инфраструктуры, хранение информации об объектах мониторинга, поступающей из информационно-аналитической и информационно-управляющей подсистем;
- информационно-аналитическую подсистему уровня органа управления, осуществляющего контроль над качеством оказываемых услуг и безопасностью эксплуатации транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры;
- подсистему управления предоставлением информации, осуществляющую обработку и сведение информации из информационно-аналитических подсистем уровня органа управления, осуществляющего контроль за качеством оказываемых услуг и безопасностью эксплуатации транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры и геоинформационной подсистемы, представление сведенной информации через интерфейсы к Интернет-порталу, электронным цифровым табло, мобильным устройствам, прием запросов через интерфейсы Интернет-порталов и мобильных устройств и передачу их в информационно-аналитические подсистемы уровня органа управления.
Требования, предъявляемые к типовому программно-технологическому решению
Типовое программно-технологическое решение (ТПТР), используемое при создании центрального сегмента региональной информационной системы должно содержать следующие функциональные подсистемы:
• Геоинформационная подсистема;
• Информационно-аналитическая подсистема Службы контроля пассажирских перевозок Министерства транспорта субъекта Российской Федерации;
• Подсистема сбора первичной оперативной информации о движении транспортных средств;
• Подсистема управления предоставлением информации;
• Подсистема разработки и публикации административных регламентов предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций;
• Подсистема реестра государственных услуг и государственных функций;
• Подсистема управления исполнением административных регламентов;
• Подсистема информационной безопасности;
• Подсистема администрирования;
Использование системы сбора данных на основе навигационных терминалов, как ключевой аспект успешной реализации автоматизированной системы управления пассажирскими автоперевозками
Для работы в составе автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками используются бортовые навигационно-связные терминалы, которые выполняют следующие основные функции:
1. Контроль движения;
2. Сбор и обработке данных от датчиков состояния узлов и агрегатов транспортного средства;
3. Управление перевозочным процессом;
4. Подготовка и передача данных на бортовые валидаторы системы автоматического контроля оплаты проезда;
5. Управление бортовыми электронными табло;
6. Управлению работой бортовых видеокамер.
Экономическая эффективность внедрения
Внедрение систем спутниковой навигации, помимо эффекта повышения управляемости автотранспортного комплекса и повышения эффективности контрольных функций органов исполнительной власти, имеет и явно выраженный экономический эффект, который проявляется в следующем:
1. Снижение издержек за счет экономии топлива;
2. Сокращение среднемесячного пробега автомобилей;
3. Повышение производительности труда;
4. Снижение иных эксплуатационных издержек;
5. Увеличение сборов по оплате проезда.
Управление рисками
Можно выделить несколько основных групп рисков, которые существенно влияют на успешность проекта в целом. Это проектные риски, финансовые риски, организационные риски и группа технико-производственных рисков.
Организационное обеспечение проекта
После принятия решения заказчиком о внедрении комплексной автоматизированной системы управления предоставлением услуг общественного пассажирского транспорта, определяются критерии, на основании которых производится выбор поставщика программно-технологического решения. Определяется проектная команда и роли, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Подготавливается комплект организационно-распорядительных документов. Определяется порядок ведения нормативно-справочного обеспечения. Определяется порядок проведения опытной эксплуатации системы и порядок приёмки в промышленную эксплуатацию.
Заключение
Правительством Российской Федерации, в рамках проведения административной реформы, большое внимание уделяется повышению качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, повышение прозрачности и эффективности деятельности органов исполнительной власти. В рамках текущей работы была проанализирована теоретическая возможность и рассмотрен практический вариант воплощения принципов административной реформы на примере построения комплексной автоматизированной системы управления предоставлением услуг общественного пассажирского транспорта в масштабе субъекта Российской Федерации.
Copyright © 2010 Мижарёв С.А.
- Войдите на сайт для отправки комментариев