Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Построение модели информационного взаимодействия «Бюро-проектант - Завод-строитель» судов
Гапанюк В.В.
Выпускник группы ИТМ-11
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Согласно Программе развития судостроительной промышленности на период 2013 - 2030 гг. одной из ключевых задач является повышение конкурентоспособности отрасли за счет улучшения качества и сокращения сроков строительства судов. Для решения поставленной задачи необходимо ускорить сроки выпуска и повысить качество рабочей конструкторской документации (РКД), ускорить сроки выполнения работ согласно полученной заводом документации (строительство судна), а также упрочить дисциплину исполнителей (конструкторского бюро и завода-строителя) при реализации заказов. Помимо этого стоит необходимость повышения эффективности контроля за выполнением графиков поставок материалов и комплектующего оборудования контрагентскими организациями, по вине которых чаще всего происходит срыв сроков строительства судов. Кроме того, необходимо существенно сократить затраты на разработку РКД и строительство судов за счет повторного использования конструкторских данных, сокращение времени проектирования, применения технологических 3D-моделей судов, сокращения издержек, вызванных ошибками в РКД, и более эффективного управления ресурсами судостроительных предприятий.
Достижение указанных целей невозможно без использования современных информационных технологий. Между тем сфера ИТ в судостроительной отрасли требует наибольшего внимания.
В качестве объекта предметной области для анализа текущей ситуации с ИТ в отечественном судостроении была взята судостроительная корпорация, состоящая из проектных организаций (конструкторских бюро), заводов-строителей судов и головного офиса организации. В результате анализа был выявлен целый ряд проблем, таких как:
- неразбериха с электронными данными об изделии;
- отсутствие методологии работы с электронными данными;
- низкая управляемость процессами работы с данными;
- сложность подготовки данных для автоматизированных систем завода-строителя судов в конструкторском бюро;
- отсутствие полномерных электронных 3D моделей судов;
- сложность в получении и использовании данных заводом-строителем от конструкторских бюро ввиду разнобоя PDM-систем, используемых в проектных организациях;
- сложность синхронизации сетевых графиков бюро-проектанта и завода-строителя вследствие наличия слабой интеграции;
- отсутствие единой среды передачи информации;
- отсутствие интерфейсов между системами;
- наличие слабой IT-инфраструктуры и отсутствие полномасштабного использования современных систем управления производством на заводе-строителе судов;
- отсутствие полноценных механизмов контроля выполнения графиков выпуска РКД и постройки судна (иными словами, отсутствие системы управления процессом проектирования и постройки);
- как результат вышеперечисленного – отсутствие единого информационного пространства.
На основании анализа проблемной области в работе были сформированы требования к концептуальному решению, которое должно представлять собой интегрированную информационную систему, обеспечивающую следующие возможности:
- создание единого информационного пространства для взаимодействия основных участников процесса создания судна;
- для бюро-проектанта:
- управление проектами;
- структурированное хранение большого объема конструкторских данных;
- подготовка, использование и хранение полномерных электронных 3D моделей судов;
- подготовка данных для автоматизированных систем завода-строителя судов;
- сокращение времени, затрачиваемого сотрудниками бюро-проектанта на поиск требуемой информации;
- повторное использование конструкторских данных;
- управление изменениями в документации;
- оперативное согласование документации;
- автоматизированное формирование комплектов документов под управлением PDM-системы для последующей передачи заводу – строителю;
- для завода-строителя судов:
- получение и обработка данных от конструкторского бюро;
- структурированное хранение данных, полученных от бюро-проектанта, и управление изменениями в получаемой документации;
- управление ресурсами при строительстве;
- синхронизация сетевых графиков: графика выпуска РКД бюро-проектантом и графика постройки судна заводом-строителем с целью обеспечения ритмичности процесса создания судна;
- контроль процесса создания судна головным офисом [или руководством] корпорации (контроль за ходом выполнения графика выпуска РКД, сроками и основными затратами на строительство судна).
В работе были определены критерии выбора инструментария для построения концептуального решения, исходя из которых был осуществлен анализ существующих на рынке информационных систем и выбраны те из них, которые наиболее удовлетворяют предъявляемым требованиям.
В результате в работе предложено два варианта концептуального решения, которое позволит обеспечить прозрачную информационную связь между бюро-проектантом и заводом-строителем судов, а также предоставит головному офису корпорации (руководству корпорации) надежный инструмент контроля за ходом выполнения графика выпуска РКД и сроков постройки судна и средство контроля основных затрат на строительство. Кроме того, был предложен план внедрения концептуального решения.
Для определения возможного положительного эффекта от внедрения предложенного решения в работе было приведено сравнение ориентировочной стоимости лицензий, внедрения и технической поддержки требуемого программного обеспечения со среднем уровнем зарплат в отечественном судостроении. Также были определены возможные положительные качественные и количественные показатели внедрения предлагаемого решения. При этом необходимо отметить, что проект даст экономический эффект через 2-3 года после внедрения и будет успешным только в случае заинтересованности в нем первых лиц предприятия (корпорации). Причем заинтересованность должна выражаться в наличии соответствующего рабочего места руководителя.
В заключении стоит отметить, что в результате выполнения работы была обоснована целесообразность внедрения предложенной модели информационного взаимодействия «бюро-проектант – завод-строитель судов» как средства достижения задач Программы развития отечественного судостроения на период с 2013 до 2030 гг.
- Войдите на сайт для отправки комментариев