Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Построение модели информационного взаимодействия «Бюро-проектант - Завод-строитель» судов

Гапанюк В.В.
Выпускник группы ИТМ-11
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ

Согласно Программе развития судостроительной промышленности на период 2013 - 2030 гг. одной из ключевых задач является повышение конкурентоспособности отрасли за счет улучшения качества и сокращения сроков строительства судов. Для решения поставленной задачи необходимо ускорить сроки выпуска и повысить качество рабочей конструкторской документации (РКД), ускорить сроки выполнения работ согласно полученной заводом документации (строительство судна), а также упрочить дисциплину исполнителей (конструкторского бюро и завода-строителя) при реализации заказов. Помимо этого стоит необходимость повышения эффективности контроля за выполнением графиков поставок материалов и комплектующего оборудования контрагентскими организациями, по вине которых чаще всего происходит срыв сроков строительства судов. Кроме того, необходимо существенно сократить затраты на разработку РКД и строительство судов за счет повторного использования конструкторских данных, сокращение времени проектирования, применения технологических 3D-моделей судов, сокращения издержек, вызванных ошибками в РКД, и более эффективного управления ресурсами судостроительных предприятий.

Достижение указанных целей невозможно без использования современных информационных технологий. Между тем сфера ИТ в судостроительной отрасли требует наибольшего внимания.

В качестве объекта предметной области для анализа текущей ситуации с ИТ в отечественном судостроении была взята судостроительная корпорация, состоящая из проектных организаций (конструкторских бюро), заводов-строителей судов и головного офиса организации. В результате анализа был выявлен целый ряд проблем, таких как:

  • неразбериха с электронными данными об изделии;
  •  отсутствие методологии работы с электронными данными;
  •  низкая управляемость процессами работы с данными;
  •  сложность подготовки данных для автоматизированных систем завода-строителя судов в конструкторском бюро;
  • отсутствие полномерных электронных 3D моделей судов;
  • сложность в получении и использовании данных заводом-строителем от конструкторских бюро ввиду разнобоя PDM-систем, используемых в проектных организациях;
  • сложность синхронизации сетевых графиков бюро-проектанта и завода-строителя вследствие наличия слабой интеграции;
  • отсутствие единой среды передачи информации;
  • отсутствие интерфейсов между системами;
  • наличие слабой IT-инфраструктуры и отсутствие полномасштабного использования современных систем управления производством на заводе-строителе судов;
  • отсутствие полноценных механизмов контроля выполнения графиков выпуска РКД и постройки судна (иными словами, отсутствие системы управления процессом проектирования и постройки);
  • как результат вышеперечисленного – отсутствие единого информационного пространства.

На основании анализа проблемной области в работе были сформированы требования к концептуальному решению, которое должно представлять собой интегрированную информационную систему, обеспечивающую следующие возможности:

  • создание единого информационного пространства для взаимодействия основных участников процесса создания судна;
  • для бюро-проектанта:
  • управление проектами;
  • структурированное хранение большого объема конструкторских данных;
  • подготовка, использование и хранение полномерных электронных 3D моделей судов;
  • подготовка данных для автоматизированных систем завода-строителя судов;
  • сокращение времени, затрачиваемого сотрудниками бюро-проектанта на поиск требуемой информации;
  • повторное использование конструкторских данных;
  • управление изменениями в документации;
  • оперативное согласование документации;
  • автоматизированное формирование комплектов документов под управлением PDM-системы для последующей передачи заводу – строителю;
  • для завода-строителя судов:
  • получение и обработка данных от конструкторского бюро;
  • структурированное хранение данных, полученных от бюро-проектанта, и управление изменениями в получаемой документации;
  • управление ресурсами при строительстве;
  • синхронизация сетевых графиков: графика выпуска РКД бюро-проектантом и графика постройки судна заводом-строителем с целью обеспечения ритмичности процесса создания судна;
  • контроль процесса создания судна головным офисом [или руководством] корпорации (контроль за ходом выполнения графика выпуска РКД, сроками и основными затратами на строительство судна).

В работе были определены критерии выбора инструментария для построения концептуального решения, исходя из которых был осуществлен анализ существующих на рынке информационных систем и выбраны те из них,  которые наиболее удовлетворяют предъявляемым требованиям.
В результате в работе предложено два варианта концептуального решения, которое позволит обеспечить прозрачную информационную связь между бюро-проектантом и заводом-строителем судов, а также предоставит головному офису корпорации (руководству корпорации) надежный инструмент контроля за ходом выполнения графика выпуска РКД и сроков постройки судна и средство контроля основных затрат на строительство. Кроме того, был предложен план внедрения концептуального решения.

Для определения возможного положительного эффекта от внедрения предложенного решения в работе было приведено сравнение ориентировочной стоимости лицензий, внедрения и технической поддержки требуемого программного обеспечения со среднем уровнем зарплат в отечественном судостроении. Также были определены возможные положительные качественные и количественные показатели внедрения предлагаемого решения. При этом необходимо отметить, что проект даст экономический эффект через 2-3 года после внедрения и будет успешным только в случае заинтересованности в нем первых лиц предприятия (корпорации). Причем заинтересованность должна выражаться в наличии соответствующего рабочего места руководителя.

В заключении стоит отметить, что в результате выполнения работы была обоснована целесообразность внедрения предложенной модели информационного взаимодействия «бюро-проектант – завод-строитель судов» как средства достижения задач Программы развития отечественного судостроения на период с 2013 до 2030 гг.

Рубрика: 
Корпоративные системы управления
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (6 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009