Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление проектом: «Создание стартапа - сайта заказа эвакуатора по территории СНГ.

Фательников Г.А.
Выпускник группы ITM-23A
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ.

Ежегодно на дорогах России растёт количество автомобилей. Если на начало 2000-х годов на дорогах было около 20 миллионов автомобилей, то в 2013 году их количество перевалило за 50. Бурное развитие дилерских сетей, кредитные программы, привели к тому, что сегодня автомобиль может приобрести практически каждый человек.  Похожая тенденция отмечается  и в других странах  СНГ. И хотя продажи новых автомобилей ежегодно растут, например в 2012 году в России было продано порядка 2,9 миллиона новых автомобилей, необходимо отметить, что по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» средний возраст легковых автомобилей в 2012 году в России составил более 11 лет, грузовых — более 17 лет. В других странах СНГ  показатели возраста автомобилей несколько выше. Например, в Украине и Казахстане средний возраст легковых автомобилей – 18 лет.

Большинство узлов автомобиля имеет ограниченный ресурс на эксплуатацию. Как правило, этот ресурс заложен производителем в гарантийный пробег или срок эксплуатации автомобиля. Это означает, что по истечении гарантийного срока, автомобиль теряет статус надежного транспортного средства, так как в любой момент в его узлах может возникнуть неполадка. Таким образом, подавляющее большинство автомобилей, находящихся сегодня в эксплуатации могут сломаться в самый неподходящий момент.  При этом времена, когда каждый водитель возил в багажнике ремонтный комплект на все случаи жизни, безвозвратно ушли и редкий владелец автомобиля сможет (или пожелает) самостоятельно устранить более-менее серьёзную неисправность своего автомобиля непосредственно на дороге. Кроме того,  неисправности связанные с участием автомобиля в  дорожно-транспортном происшествии обычно невозможно устранить на месте.  На сегодняшний день лучшим помощником водителю, которому необходимо вызвать помощь на дороге, становится всемирная сеть интернет, доступная практически везде, в том числе и получивших широкое распространение телефонах/смартфонах.

Целью данного проекта является создание интернет портала, позволяющего любому человеку, в случае необходимости, найти и вызвать ближайший к месту поломки или дорожно-транспортного происшествия эвакуатор, при этом иметь возможность выбора по таким параметрам как: тип и  грузоподъёмность эвакуатора, цена и режим работы.

Перед началом проекта был проведён анализ конкурентной среды, который показал, что в Российском сегменте глобальной сети, а также в сегментах сети СНГ подобного уровня ресурсов нет. Кроме того, до начала работ по проекту была получена поддержка от друзей и знакомых — владельцев парков эвакуаторов, то есть от непосредственных участников рынка. Они выразили свою заинтересованность в создании подобного ресурса и помогли сформировать бизнес-модель. Таким образом,  условия выхода на рынок сложились весьма благоприятные и проект, в целом, имеет все шансы на право стать успешным, где критерии успеха, которые для себя определили авторы проекта — это, прежде всего, прибыльность, а также экспериментальная проверка идей и получение практического опыта запуска интернет проектов.

При формировании бизнес-модели проекта были определены основные этапы, приблизительные сроки их завершения, определены основные исполнители, разграничены обязанности. Основную работу разработчика и технологического эксперта (в том числе и по поисковому продвижению) взял на себя мой друг, с которым был начат этот проект. Для поиска и составления базы потенциальных клиентов привлечена группа фрилансеров, для написания статей для сайта привлечена команда копирайтеров с текстовых бирж. Организатором, руководителем, а также спонсором проекта выступил я.

Получение коммерческой прибыли от проекта ожидается после продвижения сайта в выдаче поисковых систем (Yandex и Google), за счёт взимания платы за размещение рекламной информации с организаций и физических лиц, предоставляющих подобные услуги. Для целевых потребителей – автовладельцев, все возможности сайта будут бесплатными.

             Основные этапы проекта:

  1. Формирование бизнес-идеи проекта.
  2. Анализ потребительского рынка.
  3. Консультации с представителями соответствующего бизнеса.
  4. Составление бизнес-модели проекта, анализ вложений и примерного срока окупаемости.
  5. Анализ рисков данного проекта.
  6. Анализ рекламной компании, выбор методов продвижения сайта в поисковых системах.
  7. Составление технического задания на разработку.
  8. Выбор технологии для разработки сайта.
  9. Разработка и запуск сайта.
  10. Привлечение клиентов.
  11. Выбор методов и организация финансового взаимодействия с поставщиками услуг.
  12. Регистрация индивидуального предпринимателя.
  13. Наполнение страниц сайта и поисковое продвижение.
  14. Сопровождение проекта.

Каждый стартап — это, прежде всего, рисковый проект. В данном случае, основными рисками, кроме отсутствия должного опыта, а также невозможности заранее просчитать все сложности  с которыми придётся столкнуться, авторы проекта приняли считать: затягивание сроков реализации, непопадание в область интересов клиентов и недостаточная активность целевой аудитории (автовладельцев). Чтобы избежать данных рисков, на всех этапах работы  активно использовалась помощь консультантов (участников рынка эвакуации). От них мы выяснили интересы подобного бизнеса, получили первоначальные требования и консультации по вопросам реализации функциональных возможностей сайта. Для увеличения числа посетителей разработка портала велась с учётом технических особенностей продвижения в поисковых системах, а также удобству его использования конечными потребителями. С целью получения обратной связи от клиентов и посетителей на сайте сделана специальная форма. Кроме того, для выполнения рутинной работы, которая отнимает больше всего времени, были наняты сторонние сотрудники. Таким образом, риски проекта – средние. Основными статьями расходов в проекте стали: работа фрилансеров, копирайтеров, поисковое продвижение, приобретение доменного имени, хостинг. Разработка и дизайн выполняются собственными силами. 

С самого начала реализации проекта продумывалась стратегия продвижения сайта в поисковых системах. В силу различных причин был выбран один из наиболее дорогих, но в то же время самых эффективных в долгосрочной перспективе, метод продвижения статьями. Для этих целей на текстовых биржах была привлечена к работе команда копирайтеров, для которых было составлено техническое задание на написание рекламных текстов. Одна часть текстов предназначалась для размещения на страницах нашего сайта, а вторая часть, содержащая ссылки на наш сайт, для размещения на сайтах близких по тематике с целью поискового продвижения.

На сегодняшний день существует множество технологий создания сайта. Сайт можно написать самостоятельно, можно воспользоваться конструкторами, часть из которых бесплатные, часть платные. Разработка сайта с нуля — очень долгое,  дорогое занятие и в нашем случае оно не оправдано. В силу технических особенностей, связанных с продвижением в поисковых системах, а также с расчётом на перспективу найма стороннего программиста на поддержку сайта, было решено  использовать бесплатный, проверенный, немного доработанный движок Open SLAED CMS.          

В ходе работы было принято решение не ждать пока сайт окажется в верхних строчках выдачи поисковиков, чтобы привлечь клиентов. Проект нуждался в целевой рекламе. Поиском и составлением базы потенциальных клиентов занималась группа фрилансеров. После сбора данных (номер сотового телефона и e-mail) и реализации минимального функционала ресурса по всем контактам была сделана массовая рассылка с предложением о сотрудничестве, что позволило нам в тот же день привлечь несколько десятков клиентов. В ходе сотрудничества с ними, по средствам обратной связи, нам удалось собрать список необходимых доработок сайта, а также исправить незамеченные баги (ошибки в работе портала).

После регистрации первых клиентов, нужно отметить, что для них предоставлено несколько месяцев бесплатного тестирования, стало понятно, что проект готов к получению финансовой прибыли. Изначально, в силу широкой географии проекта, не предполагалось физического взаимодействия с каждым клиентом для расчётов за пользование ресурсом. Поэтому заранее было зарегистрировано несколько электронных кошельков (WebMoney, Qiwi, Yandex деньги). Это очень удобные механизмы взаиморасчётов, электронные деньги легко конвертируются в реальные и так же легко выводятся. Однако, во избежание проблем с налоговой инспекцией, а также в силу того, что около 30% наших потенциальных клиентов являются зарегистрированными организациями, которым выгодно долгосрочное сотрудничество  с оплатой по безналичному расчёту мы зарегистрировались как индивидуальный предприниматель, работающий по упрощённой системе налогообложения, и открыли расчётный счёт в банке. После открытия счета, мы получили возможность подключить Эквайринг — приём к оплате платёжных карт VISA / MasterCard в качестве средства оплаты услуг на сайте. При легальном выводе средств с электронных кошельков налог составит 6% от суммы полученных средств.

На сегодняшний день сайт активно развивается. Позиции в поисковых системах растут. Появилась первая прибыль. Ежедневно регистрируются новые рекламодатели. По средствам встроенного форума формируется профессиональное сообщество людей, предоставляющих услуги эвакуации и техпомощи на дорогах. Начата работа по написанию мобильного приложения, что позволит привлечь ещё больше посетителей на сайт, а вслед за ними - клиентов. Эти факты говорят, в целом, об успешности данного проекта.

Выводы:

В ходе проекта была достигнута его основная цель – создание сайта, позволяющего автовладельцам, в случае необходимости, вызвать ближайший эвакуатор к месту поломки на всей территории СНГ. Был  получен практический опыт по реализации таких проектов. Было зарегистрировано юридическое лицо, что позволяет работать по безналичному расчёту с организациями. И, самое главное, появилась первая прибыль. Таким образом, был получен задел на дальнейшее развитие как этого, так и последующих проектов.

Рубрика: 
Управление проектами
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009