Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Непрерывность предоставления ИТ услуг в рамках федеральной компании.

Михайлов П.Ю.
выпускник группы MBA CIO-28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Многие компании в  21 веке н.э. уже неотъемлемо привязаны к продуктам, услугам  ИТ сферы. Мы уже не говорим о возможности или невозможности использования ИТ в бизнесе. Мы уже повсеместно видим все возрастающую роль и участие ИТ в принятии ключевых бизнес  решений.  На данный момент, все основные точки бизнес процессов большинства компаний проходят через пересечение с ИТ сервисами, службами, услугами и проектами.

Многие годы мы поднимали, несли плакаты с понятными нам цифросочетаниями 24х7, 24х7х365, сначала это были лозунги бизнеса, с ростом технологий это стало звучать гордо и со стороны ИТ. Сейчас мы чаще встречаем скромное 24 часа и то на вывесках продуктовых магазинов. Неужели это уже не является критерием для компаний и ИТ? Нет это не так. Копнув глубже, сквозь призмы современных методик, мы видим, что данные понятия трансформировались в более сложные, логически выстроенные концепции, предоставляющие множество решений лучших мировых практик.  И имя им – непрерывность. Непрерывность бизнеса, бизнес-процессов, непрерывность ИТ, непрерывность услуг. Под термином Управление Непрерывностью Бизнеса сегодня понимается сложный системный процесс оценки специфических рисков, оценки и документирования влияния последствий аварий и крупных инцидентов на бизнес, и принятие адекватных решений по сохранению бизнеса компании. Понятие управление непрерывностью бизнеса (BCM, Business ContinuityManagment) уже прочно вошло в стиль работы многих западных и крупных российских компаний.

Обеспечение непрерывности начинается не с планов различных уровней, где определены все риски и соответствующие системы безопасности, а также функции, жизненно важные для работы организации. План непрерывности бизнеса (BCP, Business ContinuityPlan) начинается с осознания бизнесом или подразделениями своей ответственности перед партнерами, сотрудниками, заказчиками и в основном показывает, каким образом компания будет функционировать сразу после возможной катастрофы, и продуктивно работать до тех пор, пока не будут восстановлены все сервисы и бизнес процессы в полном объеме.

При принятии решения о начале работ над BCP стоит оценить риски и  потери бизнеса из-за простоя ИТ. Для наглядности их можно изобразить графически. Простой бизнеса - это «Ковш», который зачерпывает из прибыли компании. Рассмотрим рисунок 1, в нем наглядно продемонстрировано отличие накопления прибыли в случае аварии в июне месяце с использованием BCP и без него.

Рисунок 1

Планы по непрерывности это не панацея избавления от потерь при аварии. Они направлены на то, чтобы этот «ковш» сделать меньше, используя лучшие практики и проведя данные работы за сравнительно небольшие деньги, адекватно рискам финансовых потерь.

Главной целью компании  для начала работ над проектом непрерывности стало обеспечение возможности продолжения функционирования, выживания компании в случае крупной катастрофической ситуации, такой как, например, пожар в основном ЦОД (Центр Обработки Данных) или потоп при прорыве  коммуникаций, или потеря самого здания с ЦОД  в случае теракта.

В виду того, что компания придерживается политики централизации информационных ресурсов,  перед ИТ подразделением встала задача "уничтожить" Единую Точку Отказа в виде ЦОД путем создания резервного ЦОД и вынесения туда самых критичных для Бизнеса ИТ систем, без которых Бизнес может быть полностью парализован.

Чтобы достичь поставленных бизнесом перед подразделением ИТ задач, была выбрана методология ITSCM (IT Services Continuity Management),  как наиболее подходящая и большинству сотрудников ИТ подразделения и уже понятная по предыдущим проектам бизнесу. В результате:

  • Основные критически значимые ИТ сервисы зарезервированы, причем сделано это с минимальными затратами и максимально возможным для бизнеса комфортом.
  • Проведен поиск превентивных мер для уменьшения вероятности возникновения катастроф и снижению разрушительного эффекта.
  • Не только разработана, но и апробирована методическая база для дальнейшего распространения непрерывности на все бизнес-процессы компании, включая те, которые не связаны с ИТ услугами.

В большей части, технологическое решение, которое было применено, давно известно. Построением резервных площадок занимается почти каждая крупная компания, но только в случае понимания ради чего это делается можно достигать наибольших результатов. Только при вовлеченности в процесс непрерывности всех сотрудников на всех уровнях управления, производства и продаж, есть вероятность, что те провалы потерь в объемах продаж, возникающих при авариях, будут минимальны, а восстановление наиболее быстрым.
Что же дало начало внедрения BCP в компании? Какие задачи решены параллельно?

Обеспечение потребностей бизнеса:

  • Снижение финансовых потерь в случае чрезвычайной ситуации.
  • Восстановление предоставления бизнес-услуг в согласованное время при наступлении чрезвычайной ситуации.
  • Обеспечивается надежность цепочки поставок организации;
  • Обеспечивается защита репутации организации;
  • Снижение ущерба бренду в случае наступления чрезвычайных ситуаций.

Технологические задачи:

  • Создание масштабируемой, высокопроизводительной и гибкой инфраструктуры.
  • Защита от локальных и широкомасштабных проблем, способных вызвать длительный перерыв в работе компании.
  • Разработка процессов и процедур, а также подготовка документации по преодолению критических ситуаций в ИТ инфраструктуре.

Экономические выгоды и технические преимущества:
Снижение риска. Значительное снижение объема возможных финансовых потерь. Снижение ущерба репутации имени компании в случае наступления чрезвычайных ситуаций.

  • Готовность. Обеспечен постоянный, бесперебойный доступ к данным и услугам.
  • Снижена частота и продолжительность простоев компонентов ИТ инфраструктуры.
  • Разработаны эффективные планы восстановления для процессов, приложений, данных и компонентов ИТ инфраструктуры.
  • Персонал обучен, эффективно реагировать на инциденты или нештатные ситуации с помощью надлежащего тестирования;
  • В случае нештатной ситуации персонал получает надлежащую поддержку и необходимые контакты;

Таким образом, поставленная в перед ИТ подразделением задача, заключающаяся в разработке плана по обеспечению непрерывности и восстановлению была достигнута. Устранена единая точка отказа в виде ЦОД,  внедрен  РЦОД. Наработан достаточный материал для дальнейшей работы. В процессе проработки концепции BCP, обновлены временные характеристики и нормативы по восстановлению ИТ услуг. Превентивные меры позволили повысить надежность ИТ систем, тем самым обеспечив стабильность бизнеса.

И самое главное, данное решение существенно сокращает риски компании по потери своей прибыли, прибыли партнера, и способствует достижению главной миссии компании – «Стать лидером на рынке».

Рубрика: 
Сервис-менеджмент
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009