Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Оперативное управление парком вагонов компании оператора железнодорожных перевозок
Ельников О.В.
выпускник группы MBA CIO-28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В настоящей работе была рассмотрена деятельность компании-оператора железнодорожных перевозок ЗАО «НефтеТрансСервис» в части оперативного управления парком вагонов. В процессе выполнения задачи, которая формулировалась, как изучения процессов в данной сфере деятельности и обеспечение поддержки процессов информационными технологиями, была составлена детальная иерархия бизнес-процессов компании. Иерархия процессов верхнего уровня представляет собой следующую структуру:
- Взаимодействие с клиентами/ заказчиками (Customer Interaction);
- Управление каналами продаж транспортных услуг (ТУ);
- Управление набором услуг;
- Ценообразование и определение других коммерческих условий;
- Маркетинг рынка ТУ;
- Управление продажами;
- Управление клиентскими заявками и заказами;
- Управление специальными проектами;
- Клиентский сервис;
- Управление взаиморасчетами с клиентами;
- Планирование и поддержка исполнения перевозок (Enablenment);
- Составление плана мощностей;
- Укрупненное планирование перевозок;
- Календарное планирование перевозок;
- Исполнение перевозок (Transportation);
- Управление логистическими активами;
- Управление парком вагонов;
- Техническое обслуживание и ремонт;
- Транспортно-экспедиционные услуги, дополнительные услуги по организации перевозки (Supplemental Services);
- Управление компанией (Enterprise);
- Стратегическое управление;
- Управление финансами и бухгалтерии;
- Управление персоналом;
- Управление закупками;
- Управление ИТ;
- Управление базами знаний;
- Управление эффективностью бизнеса;
- Управление качеством (работ, услуг)
- Операционный менеджмент и администрирование БП;
- Управление данными и информацией
- Управление взаимоотношения с органами гос.власти
- Юридическое обеспечение
В рамках более детального исследования непосредственно процессов оперативного управления (02.3. Календарное планирование перевозок и 03. Исполнение перевозок) были построены модели процессов в методологии ARIS. Для целей данной работы были созданы модели в трех нотациях:
- ARIS.VAD/VACD, описывающая цепочку создания ценности процесса;
- ARIS.FAD, описывающая окружение (контекст) процесса, показывая его входы и выходы, поставщиков и потребителей;
- ARIS.eEPC, описывающая расширенную цепочку ценности процесса, управляемого событиями.
После изучения и произведенного анализа процессов окружения, и архитектуры информационной системы компании стало ясно, что процессы окружения достаточно эффективно поддерживаются информационными технологиями. Информационная система оперативного учета компании состоит из следующих подсистем:
- Взаиморасчеты с контрагентами (обеспечивает поддержку процессов 1.6. Управление клиентскими заявками и заказами, 1.9. Управление взаиморасчетами с клиентами и 5.Транспортно-экспедиционные услуги, дополнительные услуги по организации перевозки);
- Учет парка вагонов (обеспечивает поддержку процесса 4.1. Управление парком вагонов);
- Управление ремонтами вагонов (обеспечивает поддержку процесса 4.2. Техническое обслуживание и ремонт);
- Складской учет запчастей вагонов (обеспечивает поддержку процесса 4.2. Техническое обслуживание и ремонт);
При этом поддержка процессов оперативного управления парком вагонов реализована на не очень высоком уровне: в частности, формирование производственного бюджета и контроль его исполнения осуществляется в MS Excel с использованием ручного ввода данных, в процессе исполнения перевозок так же очень большой объем информации водится вручную в систему ЭТРАН.
В результате проведенной работы была предложена концепция подсистем планирования перевозок и исполнения перевозок, интегрированных в информационную систему компании. Эта концепция была реализована и в настоящее время указанные подсистемы эксплуатируются в компании, выполняя эффективную поддержку рассматриваемых процессов. В частности подсистема планирования перевозок обеспечивает возможность моделирования перевозок с динамическим расчетом ключевых показателей эффективности и достижимости выполнения производственного бюджета, таких как:
- расчет потребного для выполнения принимаемых на себя обязательств парка вагонов;
- расчет планируемой доходности на вагон в сутки;
- контроль баланса вагонов, планируемых к погрузке на станции и количества вагонов, распределяемых на станцию порожними.
Кроме этого подсистема позволяет управлять перевозочным процессом посредством двух видов бюджета – утвержденного и текущего, согласно принятой в компании методологии, и позволяет автоматически формировать отчеты по выполнению плана перевозок.
Подсистема исполнения перевозок в свою очередь обеспечивает возможность удобного формирования оперативного плана передислокации порожних вагонов, поддерживает процедуру его согласования и полностью автоматизирует процесс оформления перевозочных документов в информационной системе ЭТРАН, включая подписание документов электронно-цифровой подписью.
Указанные системы интегрированы в информационную систему компании и активно обмениваются информацией с подсистемами учета парка вагонов, управления ремонтами, взаиморасчетов с контрагентами.
Внедрение двух указанных подсистем позволило значительно сократить ручной труд сотрудников компании и повысить эффективность принятия решений, как в процессе планирования, так и в процессе исполнения перевозок, что позволило снизить непроизводственные расходы, повысить эффективность использования подвижного состава и уровень удовлетворенности клиентов.
Дальнейшие шаги в направлении развития информационных технологий в данной сфере деятельности видятся в использовании математических алгоритмов поиска оптимального распределения вагонопотоков в процессе планирования и исполнения перевозок. Опыт использования подобного рода алгоритмов при управлении парком вагонов у коммерческих перевозчиков уже существует, но говорить о том, что информационная система может полностью самостоятельно управлять сложными перевозками пока не приходится.
- Войдите на сайт для отправки комментариев