Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Оперативное управление парком вагонов компании оператора железнодорожных перевозок

Ельников О.В.
выпускник группы MBA CIO-28А
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В настоящей работе была рассмотрена деятельность компании-оператора железнодорожных перевозок ЗАО «НефтеТрансСервис» в части оперативного управления парком вагонов. В процессе выполнения задачи, которая формулировалась, как изучения процессов в данной сфере деятельности и обеспечение поддержки процессов информационными технологиями, была составлена детальная иерархия бизнес-процессов компании. Иерархия процессов верхнего уровня представляет собой следующую структуру:

  1. Взаимодействие с клиентами/ заказчиками (Customer Interaction);
    1. Управление каналами продаж транспортных услуг (ТУ);
    2. Управление набором услуг;
    3. Ценообразование и определение других коммерческих условий;
    4. Маркетинг рынка ТУ;
    5. Управление продажами;
    6. Управление клиентскими заявками и заказами;
    7. Управление специальными проектами;
    8. Клиентский сервис;
    9. Управление взаиморасчетами с клиентами;
  2. Планирование и поддержка исполнения перевозок (Enablenment);
    1. Составление плана мощностей;
    2. Укрупненное планирование перевозок;
    3. Календарное планирование перевозок;
  3. Исполнение перевозок (Transportation);
  4. Управление логистическими активами;
    1. Управление парком вагонов;
    2. Техническое обслуживание и ремонт;
  5. Транспортно-экспедиционные услуги, дополнительные услуги по организации перевозки (Supplemental Services);
  6. Управление компанией (Enterprise);
    1. Стратегическое управление;
    2. Управление финансами и бухгалтерии;
    3.  Управление персоналом;
    4. Управление закупками;
    5. Управление ИТ;
    6. Управление базами знаний;
    7. Управление эффективностью бизнеса;
    8. Управление качеством (работ, услуг)
    9. Операционный менеджмент и администрирование БП;
    10. Управление данными и информацией
    11. Управление взаимоотношения с органами гос.власти
    12. Юридическое обеспечение
      В рамках более детального исследования непосредственно процессов оперативного управления (02.3. Календарное планирование перевозок и 03. Исполнение перевозок) были построены модели процессов в методологии ARIS. Для целей данной работы были созданы модели в трех нотациях:
  • ARIS.VAD/VACD, описывающая цепочку создания ценности процесса;
  • ARIS.FAD, описывающая окружение (контекст) процесса, показывая его входы и выходы, поставщиков и потребителей;
  • ARIS.eEPC, описывающая расширенную цепочку ценности процесса, управляемого событиями.

После изучения и произведенного анализа процессов окружения, и архитектуры информационной системы компании стало ясно, что процессы окружения достаточно эффективно поддерживаются информационными технологиями. Информационная система оперативного учета компании состоит из следующих подсистем:

- Взаиморасчеты с контрагентами (обеспечивает поддержку процессов  1.6. Управление клиентскими заявками и заказами, 1.9. Управление взаиморасчетами с клиентами и 5.Транспортно-экспедиционные услуги, дополнительные услуги по организации перевозки);
- Учет парка вагонов (обеспечивает поддержку процесса 4.1. Управление парком вагонов);
- Управление ремонтами вагонов (обеспечивает поддержку процесса 4.2. Техническое обслуживание и ремонт);
- Складской учет запчастей вагонов (обеспечивает поддержку процесса 4.2. Техническое обслуживание и ремонт);

При этом поддержка процессов оперативного управления парком вагонов реализована на не очень высоком уровне: в частности, формирование производственного бюджета и контроль его исполнения осуществляется в MS Excel с использованием ручного ввода данных, в процессе исполнения перевозок так же очень большой объем информации водится вручную в систему ЭТРАН.

В результате проведенной работы была предложена концепция подсистем планирования перевозок и исполнения перевозок, интегрированных в информационную систему компании. Эта концепция была реализована и в настоящее время указанные подсистемы эксплуатируются в компании, выполняя эффективную поддержку рассматриваемых процессов. В частности подсистема планирования перевозок обеспечивает возможность моделирования перевозок с динамическим расчетом ключевых показателей эффективности и достижимости выполнения производственного бюджета, таких как:

- расчет потребного для выполнения принимаемых на себя обязательств парка вагонов;
- расчет планируемой доходности на вагон в сутки;
- контроль баланса вагонов, планируемых к погрузке на станции и количества вагонов, распределяемых на станцию порожними.

Кроме этого подсистема позволяет управлять перевозочным процессом посредством двух видов бюджета – утвержденного и текущего, согласно принятой в компании методологии, и позволяет автоматически формировать отчеты по выполнению плана перевозок.

Подсистема исполнения перевозок в свою очередь обеспечивает возможность удобного формирования оперативного плана передислокации порожних вагонов, поддерживает процедуру его согласования и полностью автоматизирует процесс оформления перевозочных документов в информационной системе ЭТРАН, включая подписание документов электронно-цифровой подписью.

Указанные системы интегрированы в информационную систему компании и активно обмениваются информацией с подсистемами учета парка вагонов, управления ремонтами, взаиморасчетов с контрагентами.

Внедрение двух указанных подсистем позволило значительно сократить ручной труд сотрудников компании и повысить эффективность принятия решений, как в процессе планирования, так и в процессе исполнения перевозок, что позволило снизить непроизводственные расходы,  повысить эффективность использования подвижного состава и уровень удовлетворенности клиентов.

Дальнейшие шаги в направлении развития информационных технологий в данной сфере деятельности видятся в использовании математических алгоритмов поиска оптимального распределения вагонопотоков в процессе планирования и исполнения перевозок. Опыт использования подобного рода алгоритмов при управлении парком вагонов у коммерческих перевозчиков уже существует, но говорить о том, что информационная система может полностью самостоятельно управлять сложными перевозками пока не приходится.

Рубрика: 
Бизнес-процессы
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009