Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Разработка базовых принципов трансформации регионального оператора электросвязи в регионального оператора ШПД

Гарифуллин Р.Р.
выпускник группы MBA CIO-27
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Рассматриваемая в работе компания ОАО «Таттелеком» является крупнейшим оператором связи Республики Татарстан. Компания предоставляет услуги внутризоновой, местной телефонной связи, универсальные услуги, услуги по предоставлению каналов связи, услуги сети передачи данных, беспроводной доступ к сети Интернет по технологии Wi Fi и Wi MAX. Телекоммуникационная сеть ОАО «Таттелеком» охватывает всю территорию Республики Татарстан, что позволяет обеспечивать услугами территорию в 68 тысяч квадратных километров, где проживает 3,8 млн. человек.

Компания с каждым годом испытывает все нарастающую жесткую конкуренцию на рынке телекоммуникационных услуг. Происходит ситуация, когда федеральные операторы поглощают операторов и входят на региональный рынок.

Компании стремятся привлечь клиентов путем постоянного повышения качества обслуживания и создания новых услуг и  ставят цель удержать существующих клиентов, и привлечь новых. Конкуренция  приводит к снижению ARPU – как результат компании связи пытаются снизить собственные затраты за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов и оргструктур. Как следствие, компании начинают искать конкурентные преимущества, совершенствуя и оптимизируя свою деятельность, снижая себестоимость услуг и сокращая до минимума время разработки и вывода новых услуг на телекоммуникационный рынок.  

На сегодняшний день телефонная сеть общего пользования остается самой многочисленной из предоставляемых услуг, но если быть объективными,  надо признать, что эта технология теряет популярность среди пользователей, и мы ежемесячно теряем более двух тысяч клиентов, и эта тенденция усиливается.

Основной технологий ШПД в городах, райцентрах и ниже –  является ADSL. Драйвер роста услуг ШПД – высокоскоростная сеть передачи данных СПД, в том числе и услуга IPTV. Среднее проникновение ADSL в распределительную сеть уже составляет более 45%, а в отдельных медных кабелях более 80 %., т.е. в 10-парном кабеле работают 8 абонентов и более. Опыт показал, что услуга IPTV через ADSL чрезвычайно чувствительна к потерям пакетов из-за взаимных перекрестных помех от модемов в многопарном кабеле: достаточно потери 1-2 пакетов для искажения изображения на экране ТВ. Уже имеются жалобы на качество сигнала IPTV, доставляемого по медному кабелю.

Прогнозируется рост потребления трафика,  в том числе онлайн – видео и IPTV-видео с качеством HD. Не возможен дальнейший прирост  абонентов ШПД, в том числе IPTV  в существующих сетях при высоком проникновении и существенной длине абонентской линии.

Для достижения нашей компанией устойчивого положения на интенсивно изменяющемся рынке телекоммуникационных услуг необходимо разработать базовые принципы трансформации регионального оператора связи в регионального оператора широкополосного доступа ШПД (IT – Оператора).

Таким образом, целью данной аттестационной работы является: Разработка базовых принципов трансформации регионального оператора электросвязи  в эффективного регионального оператора широкополосного доступа (IT – оператора).

Для достижения этой цели в работе предложено решить следующие задачи:

  1. Дать краткую характеристику компании ОАО «Таттелеком», перечня ее услуг, технологий и тенденций развития с учетом выхода компании на рынок сотовой связи;
  2. Определить место компании на региональном телекоммуникационном рынке;
  3. На основе концепции эффективного оператора и анализа текущего состояния компании и технологий определить основные направления движения к эффективному оператору;
  4. Предложить модель реорганизации службы эксплуатации компании в соответствии с методологией NGOSS;
  5. Построить функциональную модель одного из ключевых процессов компании в соответствии с референсной моделью eTOM;
  6. Разработать вариант реорганизации блока клиентского сервиса  с переходом на процессное управление с учетом модели eTOM;
  7. Разработать укрупненный план – график реорганизации служб компании, как основной этап трансформации компании.

В данной аттестационной работе разработаны эти базовые принципы на основе лучших мировых практик и тенденций рынка телекоммуникационных услуг в регионе.

В связи с произошедшим событием, что компания  становится виртуальным оператором сотовой связи, компания превращается в оператора,  который представляет весь спектр услуг телекоммуникационного  рынка.

Доля регионального рынка ОАО «Таттелеком» в разрезе услуг к началу 2012 года выглядит следующим образом: ШПД 46 %; телефония в городах 72 %, на селе  98 %; телевидение 39 %, сотовая связь < 1%. Эту долю рынка необходимо удержать и наращивать, используя современные технологии.

На основе рыночной стратегии основными задачами компании являются: сохранение абонентской базы и максимизация доходов по телефонии, увеличения доли рынка по ШПД на конкурентных рынках РТ, опережающее конкурентов развитие услуг массового платного ТВ, а также вывод на рынок новых услуг/сервисов, развитие сотовой связи со 100 % охватом всей территории Республики Татарстан.

Таким образом, в результате проделанной работы по анализу рыночной стратегии компании, текущего положения компании на рынке, перечня услуг и технологий, которые будут поддерживать эти услуги и методологии NGOSS, мы предлагаем движение в сторону эффективного оператора. В силу того обстоятельства, что пока компания не готова к полноценному переходу на модель эффективного оператора, будем руководствоваться тремя ключевыми направлениями деятельности:

1)  Отказ от значительного количества устаревших технологий и переход на реализацию технологический решений, которые будут актуальными, через определенный промежуток времени, а именно широкополосный доступ в интернет, базирующийся на сетях доступа с доставкой сигнала по волоконно – оптическому кабелю связи.
2)   Переподготовка персонала, с тем, чтобы специалисты и менеджмент компании были готовы к работе с новыми технологиями;
3)    Все изменения в процессах мы будем производить в соответствии с методологией NGOSS, и в качестве примера приводим один из основных процессов, который в настоящее время, является одним из самых актуальных процессов, при формировании денежного потока компании, подключение физического лица к сети передачи данных СПД.

Учитывая все выше обозначенное, сегодня выбор останавливается на технических решениях FTTC (оптический кабель до распределительного шкафа) + ADSL для городов с малоэтажной застройкой и частного сектора и FTTB (оптика до здания) + Ethernet для развертывания в бизнес центрах и многоквартирных жилых домах. В дальнейшем же построенные сети по технологии FTTB возможно модернизировать до сетей FTTH (оптика до клиента) с установкой пассивных оптических компонентов сети PON в уже существующих узлах.

По завершению строительства сетей FTTB мы получаем высокоскоростную систему коммуникаций,  дающую возможность, используя  всего одну технологию Ethernet, предоставлять основной спектр услуг компании, в том числе и телефонию по протоколу Sip, включая интеграцию с мобильными услугами.  Количество используемых технологий для передачи данных сократится и соответственно задействованный на сегодня персонал обслуживающий устаревшие технологии, такие например как эксплуатация медных кабелей связи, оборудование цифровых АТС и  оборудование xDSL будут уже не так востребованы и необходимо будет заранее выстроить систему переквалификации персонала на эксплуатацию новых технологий.

На сегодняшний день персонал компании не готов к полноценной реализации стратегии, в силу того, что он не был ориентирован на те технологии, которые придется развивать. Следующим важным аспектом перехода к эффективному оператору будет являться работа с персоналом. Поэтому учитывая существование концепции эффективного  оператора, мы будем переходить к этим стратегическим задачам, связанным с инфраструктурой   и персоналом, ориентируясь на методологию NGOSS  перехода к эффективному оператору.

В процессе завершения трансформации оператора электросвязи в оператора ШПД (IT – оператора) мы получаем два основных эксплуатационно - технических блока:

  • Центр эксплуатации кабельных сетей
  • IT –Управление

Теперь мы видим, что Центр эксплуатации кабельных сетей мы безболезненно для себя можем выводить в аутсорсинг. Таким образом, компания сосредоточится на развитии профессионализма персонала технического блока только в одном самом прогрессивном и перспективном IT –направлении.

И в связи с этим реорганизацию службы эксплуатации предлагаем выполнить с учетом  двух ключевых процессов компании (подключение нового клиента и предоставление услуг подключенному клиенту), формирующих основной денежный поток компании. При таком подходе к реорганизации эксплуатационно – технического блока мы двигаемся в соответствии с картой бизнес – процессов eTOM.

В нашем бизнесе существуют два ключевых процесса, которые формируют основной денежный поток в компании:

  1. Подключение нового клиента
  2. Сервисное обслуживание клиента

Функциональную модель мы берем на примере  одного из ключевых бизнес – процессов в компании:  «Подключение физического лица к сети передачи данных СПД», в соответствии с референсной моделью eTOM.

Используя современные методы и средства моделирования в бизнесе, можно быстро и с небольшими затратами построить целостную картину ключевых процессов компании и использовать ее в повседневной работе как инструмент быстрого анализа изменений, определения степени их воздействия на бизнес и принятия управленческих решений.

С целью полноценной реализации данной стратегии, учитывая предстоящие масштабные изменения инфраструктуры компании и переход на единые перспективные технологии, разработан план – график реорганизации служб компании. Таким образом, компания выстраивает вертикально интегрированные организационные структуры, как основной этап трансформации регионального оператора связи в регионального оператора ШПД.

В данной работе мы проанализировали текущую ситуацию с рыночным состоянием компании, проанализировали бизнес – проблемы компании, Согласно рыночной стратегии компании, мы вышли на тот определенный перечень услуг, который будет востребован нашими потенциальными клиентами в ближайшее время. Попытались наложить этот перечень услуг на тот набор технологий, которыми пользуется компания. И на основе анализа методологии NGOSS мы определили, что все трансформации, все изменения в компании имеет смысл делать только из опыта лучших мировых практик, базируясь на методологии NGOSS.

Описанные в данной работе базовые принципы трансформации регионального оператора, являются теми направлениями, в рамках которых положено начало реструктуризации нашей компании.

Другого варианта трансформации телекоммуникационной компании нет, кроме как движения в сторону эффективного оператора. Это глобальная задача, к которой мы будем двигаться, поэтапно подготовив соответствующие структуры компании.

Необходимо повышать уровень зрелости компании, приводить процессы в соответствии с моделью eTOM. В дальнейшем занимаясь системами автоматизации, двигать их в сторону единой информационной модели, и в соответствии с моделью приложений стандартизовать названия процессов систем автоматизации и добиваться унификации интерфейсов этих приложений в соответствии с интерфейсами, прописанными в модели  приложений.

Высокая вероятность получения в краткосрочной перспективе конкурентных преимуществ за счет внедрения концепции NGOSS, и это позволит компании структурировать свои знания в различных областях (бизнес, технологии и пр.), гарантированно системно развиваться и расти на основе лучших мировых практик.

Рубрика: 
IT-коммуникации
Ваша оценка: Пусто Средняя: 9.2 (9 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009