Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Анализ и оценка построения ИТ архитектуры розничного банка на базе концепции SOA

Евстропов О.Г.
выпускник группы MBA CIO 27
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

В аттестационной работе рассматриваются теоретические вопросы развития прикладной ИТ архитектуры розничного Банка в парадигме SOA, анализируется и оценивается её практическое воплощение на основании результатов внедрения в конкретном банке применительно к бизнес-процессу обработки кредитных заявок.  

Актуальность работы определяется современными тенденциями развития ИТ финансового сектора. На сегодняшний день в России SOA продолжает оставаться одним из наиболее «модных» подходов к построению ИТ архитектуры в банковском секторе. По оценкам экспертов, в ближайшие годы примерно половина российских банков внедрит у себя принципы SOA.

Начиная с 2003 года, рынок потребительского кредитования в России постепенно набирает обороты. Сегодня его можно наблюдать в развитии, как с положительной стороны, так и с его нарастающими негативными тенденциями. Можно уверенно говорить о том, что через семь-десять лет Россия достигнет уровня западных стран по показателю охвата населения данной услугой.

Сегодня, после тщательной и масштабной разработки стратегических планов, к кредитным организациям различного уровня приходит понимание того, что без адекватных ИТ инструментов работы, стратегические планы могут не осуществиться. Одним из важнейших аспектов здесь являются правильный выбор и планомерное поступательное развитие системной архитектуры организации.

Таким образом, для розничного банка стратегия развития и архитектура информационных технологий выходят на первый план. Информационные Технологии становится инструментом, «станком», от качества, калибровки и универсальности которого, зависит успех бизнеса в целом.

При выборе пути развития прикладной ИТ архитектуры любой компании, во главу угла ставятся потребности бизнеса и возможность их удовлетворения тем или иным способом.

В основе SOA лежат принципы многократного использования функциональных элементов ИТ и ликвидации дублирования, модульный подход к разработке программного обеспечения, основанный на использовании сервисов со стандартизированными интерфейсами. Последнее обеспечивает возможность не разрабатывать новое приложение с нуля, а быстро собрать его из имеющихся модулей.

Использование SOA позволяет быстро и без лишних расходов адаптировать ИТ под новые запросы бизнеса.

Внедрение SOA переводит внутреннюю информационную инфраструктуру на более высокий, более открытый и управляемый уровень. С появлением повторно используемых сервисов и высокоуровневых процессов, внесение изменений начинает больше походить на конструктор - сборку частей (сервисов) в новые процессы, направленные на осуществление бизнес деятельности. Это способствует повышению эффективности и повторному использованию, дает возможность оперативно изменять и подстраивать информационные технологии под меняющиеся бизнес требования.

SOA дает возможность существенно упростить структуру корпоративной информационной системы и сформировать ее таким образом, чтобы она была подобна структуре бизнеса, а ее элементы были элементами ИТ-поддержки бизнес-процессов.

SOA устанавливает «мапинг» между бизнесом и ИТ, устраняет взаимное непонимание, отражает систему взглядов бизнеса на бизнес-функции подразделений компании, выделяя их в соответствующие ИТ-сервисы. Соответствие между сервисами ИТ и бизнес-сервисами становится прозрачным и поддается планированию, анализу и мониторингу и, позволяет бизнесу и ИТ «общаться» почти на одном языке.

Результатом и одновременно причиной внедрения SOA можно считать смещение фокуса с автоматизации конкретных операций на автоматизацию бизнес-процесса в целом. Это касается не только  технической реализации, но, что существенно, методологии.

Все функции приложений определены как сервисы. В качестве сервиса может выступать как приложение целиком, так и его части, реализующие ту или иную логически законченную и цельную функциональность. Сервисами могут быть прикладные или системные функции приложений. Все сервисы независимы друг от друга.

Управлять SOA необходимо. Она нуждается в надежной активной интегрированной среде управления. В противном случае, SOA выходит из-под контроля. Управление SOA реализуется в рамках концепции руководства, контролирующей различные аспекты архитектуры SOA. Кроме того, в SOA-среде, по причине ее открытой природы, в обязательном порядке должна реализовываться система безопасности.

Для оценки готовности компании к переходу к SOA, необходимо идентифицировать факторы, которые могут повлиять на процесс внедрения, и оценить их возможное влияние на процесс. Рекомендуется выбрать точку входа, которая наиболее готова к внедрению SOA, и сконцентрировавшись на ней, в то же время не игнорировать оставшиеся.

Для розничной кредитной организации, в которой информационные технологии являются основным средством производства, стратегия развития ИТ неотделима от бизнес-стратегии, здесь можно и нужно говорить об интегрированной стратегии, для которой характерны общие процессы планирования, направления развития. Высшее руководства Банка должно быть вовлечено в процессы планирования ИТ.

Доминирующим является сочетание стратегического курса на сокращение операционных затрат с обеспечением высококачественной оперативной поддержки динамично развивающегося бизнеса. Как одно из проявлений: сокращение времени вывода на рынок новых продуктов должно сочетаться с повышением качества их ИТ реализации, и всё это на фоне снижения общей стоимости владения (TCO).

Одна из основных проблем внедрения ИТ решений,– грамотный выбор поставщика-исполнителя. Этот выбор должен основываться не столько на изучении программных продуктов и услуг, предоставляемых поставщиками, сколько на исполнителе. Он должен доказать, что сможет поддерживать компанию на протяжении всего проекта в полном объеме.

SOA оперирует и управляет бизнес-процессами. В этом случае, критически важно понимать предметную область  и весь бизнес-процесс от входа до выхода. Для эффективной работы нужна специализация интегратора на соответствующих видах бизнеса. Для универсальных софтверных компаний, занимающихся заказными разработками, такой подход может оказаться непреодолимы.

Особенность внедрения SOA: с одной стороны, появляется единая критичная для бизнеса точка отказа – Enterprise Service Bus, с другой, унифицируются и централизуются все средства интеграции, количество которых, в противном случае, могло бы исчисляться десятками. Это позволяет упростить и сделать более эффективными администрирование и мониторинг доступности систем, но одновременно накладывает строгие требования на  средства контроля и мониторинга.

Объявленные стратегические преимущества SOA вместе с современным кредитным конвейером предоставляют Банку:

  • Сокращение времени реализации проектов, или "времени выхода на рынок"
  • Повышение производительности интеграционного решения
  • Возможность сохранения ранее сделанных инвестиций в ПО
  • Уменьшение рисков, связанных с внедрением новых информационных систем
  • Повышение показателя возврата инвестиций (ROI)
  • Более быструю и менее дорогую интеграцию приложений

В результате проведенного в данной работе анализа, исследования и представленных доводов, следует заключение о том, что SOA – это методология, которую можно принимать или нет, но которая работает и дает положительные результаты в конкретном банке.

 

Рубрика: 
Сервис-менеджмент
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009