Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Совершенствование процесса управления требованиями для проекта автоматизированной банковской системы бэк-офиса ценных бумаг
Енукова В.Е.
Выпускник группы ITM-19
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Независимо от методологии разработки ПО при реализации того или иного проекта, этап определения требований существует всегда. Если требования сформулированы туманно, то в процессе реализации проекта приходится выполнять большое количество переделок - это связано с тем, что заказчик и исполнитель по-разному понимают нечеткие формулировки, а также с тем, что какие - то требования вообще не описаны. В результате отсутствие грамотного управления требованиями на проекте приводит к значительному превышению бюджета и сроков проекта, а также может приводить к провалу всего проекта.
По данным исследовательской организации Standish Group, наибольшее количество ошибок в различных артефактах при разработке ПО происходит на этапе сбора, анализа и документирования требований. Вследствие ошибок на разных этапах разработки ПО приходится затрачивать 30-50% средств от общего бюджета проекта на их исправление. Причем 70-85% от общего числа исправлений связанно именно с ошибками, допущенными на этапе сбора, анализа и документирования требований. Ошибка, допущенная в самом начале проекта (на этапе сбора, анализа и документирования требований), обходится в 200 раз дороже при внедрении и сдаче ПО. Следовательно, руководители организаций должны очень тщательно относиться к одному из основополагающих процессов разработки ПО - сбору, анализу и документированию требований, усовершенствуя данный процесс внутри организации.
В данной дипломной работе описаны основные этапы деятельности по совершенствованию процесса управления требованиями для конкретного проекта разработки ПО, в котором автор выполняет роль аналитика. Реализация проекта осуществляется в Департаменте информационных технологий коммерческого банка ЗАО «ЮниКредит Банк». Целью проекта является автоматизация деятельности одного из подразделений банка – бэк-офиса ценных бумаг, для чего постоянно разрабатываются новые версии программного обеспечения «Securities Module» . Деятельность бэк-офиса подвергается постоянным изменениям: дополняются и обновляются методы и функции учета, регулярно появляются законодательные нововведения в области банковского учета, изменяются требования владельцев группы UniCredit, изменяются условия рынка. В связи как с новыми, так и с изменяющимися требованиями необходимо постоянно усовершенствовать программное обеспечение для автоматизации деятельности бэк-офиса ценных бумаг. К сожалению, почти всегда не удается соблюсти запланированные сроки сдачи новых версий и выделенный на разработку бюджет, что напрямую связано с отсутствием грамотного управления требованиями на проекте.
Для достижения цели по улучшению характеристик процесса управления требованиями были сформулированы следующие задачи:
- Исследовать современные аспекты управления требованиями к ПО.
- Проанализировать текущее состояние проекта и выявить проблемы, касающиеся управления требованиями.
- Обосновать необходимость применения отдельных методик управления требованиями для проекта.
- Разработать план управления требованиями, включающий выбранные методики.
В первой главе дипломной работы описаны теоретические аспекты управления требованиями. Даны общие понятия дисциплины, приведены характеристики требований, уровни и типы требований, рассмотрен жизненный цикл требований. Описаны все этапы работ по разработке и управлению требованиями:
- Планирование работ по управлению требованиями.
- Выявление требований.
- Анализ и моделирование требований.
- Организация и документирование требований.
- Проверка требований.
- Управление изменениями требований.
Во второй главе дипломной работы описаны анализ текущего состояния проекта в области управления требованиями и поиск решений. Дано краткое описание ЗАО «ЮниКредит Банк» как родительской организации проекта, и краткое описание целей, продукта и команды проекта. Далее рассмотрены достоинства и недостатки проекта в области управления требованиями. Анализ причин выявленных проблем произведен при помощи диаграммы причинно-следственных связей (диаграммы Ишикавы). Для каждой причины предложены варианты по ее устранению. Описано содержание первой версии плана управления требованиями, который должен являться внутренним стандартом для команды проекта.
В третьей главе дипломной работы приведены разделы плана управления требованиями, соответствующие определенному ранее содержанию первой версии плана. В плане указана следующая информация:
- Общие сведения о документе: цель разработки документа, сфера применения документа, процедура сопровождения плана.
- Общие принципы управления требованиями на проекте.
- Список ролей и распределение ответственности для процесса управления требованиями.
- Список типов требований.
- Список атрибутов требований.
- Уровни трассировки требований.
- Стандарты оформления требований.
- Процедура разработки требований.
- Процедура утверждения требований.
- Процедура изменения требований.
- Требования к использованию автоматизированной системы по управлению требованиями.
Кроме того, в Приложениях к дипломной работе приведены шаблоны спецификации требований и сценария варианта использования, на основании которых необходимо оформлять проектную документацию.
В результате в рамках дипломной работы были решены следующие задачи:
- Исследованы теоретические аспекты управления требованиями к программному обеспечению. В качестве теории были рассмотрены рекомендации по управлению требованиями от классиков дисциплины управления требованиями, а также материалы лекций преподавателей АНХ.
- Проанализировано текущее состояние проекта. При помощи диаграммы причинно-следственных связей выявлены основные причины проблем, касающихся области управления требованиями. Приведены также положительные с точки управления требованиями стороны проекта, которые существуют на момент проведения анализа.
- Обоснована необходимость внедрения на проекте отдельных практик по управлению требованиями, позволяющих устранить выявленные проблемные места.
- Разработана первая версия Плана управления требованиями, включающая выбранные для внедрения практики по управлению требованиями. Предъявлены требования к автоматизированной системе управления требованиями, внедрение которой позволит реализовать все положения Плана.
Разработанный План и рекомендации по выбору системы управления требованиями будут представлены руководству ДИТ ЗАО «ЮниКредит Банк» на рассмотрение. Данный План может быть взят за основу и в других проектах ДИТ в случае его успешной реализации на рассмотренном в работе проекте. Это должно привести к общему снижению затрат на разработку банковского ПО, позволит снизить риски Банка по невыполнению в срок требований различных регуляторов, а также позволит Заказчикам внутри Банка получать от ДИТ более качественные программные продукты, удовлетворяющие все потребности расширяющегося банковского бизнеса.
- Войдите на сайт для отправки комментариев