Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Построение системы управления жизненным циклом информационных систем в компании финансового сектора
Шумаков Я.А.
Выпускник группы MBA CIO-24
Школы IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Экономический кризис 2008 года заметно повлиял на бизнес компаний финансово сектора. Некогда солидные бюджеты заметно «похудели», приняты основательные меры по сокращению расходов, как на текущую поддержку, так и на развитие. При этом в страховом сегменте влияние кризиса на ИТ-бюджет было более ощутимым нежели, например, в банковском секторе: большинство основных игроков рынка не инициировали новые ИТ-проекты и заморозили или максимально оптимизировали уже идущие. Основным критерием целесообразности затрат была их окупаемость в срок не более чем 8 - 10 месяцев. В 2011 году по мере восстановления и экономики и спроса на финансовые услуги возникла тенденция к возобновлению замороженных и запуску новых проектов, но при этом спонсоры проектов требуют более детальной проработки возврата инвестиций. Так же повысились требования к срокам окупаемости. Все перечисленные факторы привели к формированию отложенного спроса бизнеса на изменения ИТ-архитектуры.
Еще одним последствием финансового кризиса стало то, что в финансовом секторе практически прекратился экстенсивный рост. Изменения внешней среды так же требуют изменения ИТ.
Повышенный интерес компаний финансового сектора к ИТ вызван спецификой бизнеса, который требует накопления и обработки огромных массивов информации. Так же этому способствуют жесткие требования регулирующих органов к защите персональных данных, конфиденциальности и информационной безопасности. Одной из особенностей информационных систем страховых компаний является очень длинный жизненный цикл данных и еще более длительный срок, когда эти данные могут быть затребованы бизнес пользователями. Длинный жизненный цикл данных приводит к тому, что любая система для того, что бы окупить её внедрение должна эксплуатироваться достаточно продолжительное время. С другой стороны для получения максимально быстрых результатов (quick wins) системы внедряются с базовым функционалом, а потом происходит её модернизация с учетом требований бизнес пользователей, в связи с изменением законодательства или изменения бизнес-процессов.
Еще одной тенденцией в развитии ИТ-архитектур крупных компаний финансового сектора с развитой филиальной сетью является переход от территориально распределенных систем с периодическим обменом данными, на централизованные интегрированные системы с единой БД, централизованным администрированием и предоставлением доступов, как привило базирующаяся на WEB-технологиях. Причиной того, что компании начинают пристально смотреть в сторону централизации, являются следующие факторы: необходимость ускорения процессов информационного обмена (в связи с планами регулятора сокращать длительность отчетного периода с квартала до месяца), необходимость улучшение качества данных, снижение издержек на ввод и обработку информации, снижение издержек на поддержку. Данная тенденция так же обусловлена тем, что в регионах происходит увеличения проникновения сетей связи, снижается стоимость аренды каналов, при улучшении их качества.
Все вышеперечисленные факторы приводят к необходимости изменения внутренних процессов в ИТ-подразделениях компаний, изменению подхода к взаимодействию с внутренними заказчиками.
Целью данной работы является создание системы управления жизненным циклом информационных систем путем разработки и внедрения регламентов, определяющих ряд процессов жизненного цикла информационной системы для обеспечения качественной и своевременной разработки и внедрения информационных систем в рассматриваемой Компании, а так же их последующее сопровождение. Разработка и внедрение этих процессов позволит обеспечить эффективное взаимодействие различных подразделений Департамента ИТ рассматриваемой Компании, прозрачное взаимодействие с заказчиками и пользователями, а так же позволит повысить общее качество информационных систем.
Понятие жизненного цикла является одним из основных понятий методологии проектирования информационных систем. Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивающийся в момент полного изъятия ее из эксплуатации.
Основой для разработки процессов стал международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл информационных систем — ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99, комплекс стандартов на автоматизированные системы – ГОСТ 34.ХХХ.
Наиболее важными процессами жизненного цикла являются разработка, эксплуатация и сопровождение.
Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию программного обеспечения и его компонентов в соответствии с требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает:
- оформление проектной и эксплуатационной документации;
- подготовку материалов, необходимых для тестирования разработанных программных продуктов;
- разработку обучающих материалов, для пользователей системы.
Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).
Эксплуатационные работы делятся на подготовительные и основные.
К подготовительным работам относятся:
- конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;
- обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;
- обучение пользователей.
Эксплуатационные работы включают:
- непосредственно эксплуатацию;
- локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
- устранение инцидентов;
- модификацию программного обеспечения;
- подготовку предложений по совершенствованию системы;
- развитие и модернизацию системы.
Осуществление технической поддержки информационной системы, так же является важным процессом в жизненном цикле информационной системы. Неквалифицированная техническая поддержки или нарушение процессов технической поддержки могут приводить к серьезным нарушениям в работе информационной системы, и приводить к финансовым потерям.
Исходя из схожести задач решаемых как при разработке информационной системы, был разработан единый процесс, который покрывает большую часть общих подпроцессов разработки и сопровождения информационной системы.
Разработанный процесс описывается в двух регламентах:
- Регламент модификации информационных систем
- Регламент управления релизами.
Практика, как известно, критерий истины. Несмотря на то, что разработанные регламенты на данный момент еще находятся на утверждении, тем не менее, процессы, описанные в них уже прошли апробацию и получен положительный результат их применения.
Разработанные в рамках данной работы регламенты не покрывают всех процессов жизненного цикла информационной системы, и для обеспечения дальнейшего развития процессов управления информационными системами необходима разработка и внедрение следующих процессов:
- ввода информационной системы в эксплуатацию;
- учета информационных систем и информационных ресурсов;
- предоставления прав доступа к информационной системе;
- изменения доступа к информационной системе;
- отзыв доступа к информационной системе;
- вывод информационной системы из эксплуатации.
Разработка и внедрение вышеперечисленных процессов позволит полностью регламентировать основные и частично вспомогательные процессы жизненного цикла информационной системы, а их автоматизация с помощью внутренней BPMS, обеспечит улучшение прозрачности деятельности Департамента ИТ и повысит качество информационных систем Компании.
- Войдите на сайт для отправки комментариев