Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Психологические аспекты основных взаимодействий подразделения АСУ ТП в крупной современной компании
Омельянцев М.А.
Выпускник группы MBA CIO-24
  Школа IT-менеджмента
  РАНХиГС при Президенте РФ
В настоящее время современный мир стремительно  меняется. 
  Научно-технический прогресс и современные информационные технологии вносят  существенные корректировки в жизнь современного общества. Наш век по праву  называется эпохой глобальных перемен. В социально-политической жизни это  связано с переходом от тоталитаризма к демократии, в экономике – от  административно-командной системы к рыночной, в жизни отдельного человека – с  превращением его из придатка к некой механизированной системы в  самостоятельного субъекта социально-экономической системы общества. Все перемены,  особенно глобальные, несут для личности, организации, страны, как возможности,  так и угрозы. Чтобы справиться с ними, нужны новые знания и практика.
  Мы по другому учимся смотреть на мир, на протекающие  процессы 
  в нем. Для России основные изменения связаны с переходными процессами в период  перестройки 90-х годов, при которой с процессами приватизации было положено  начало создания крупных организационных структур (корпораций), т.е. компаний  обладающих: 
- развитой организационной структурой;
 - широким диапазоном видов деятельности (развитой системой стратегических зон хозяйствования) или ограниченным спектром видов деятельности и занимающую существенное положение на соответствующем рынке;
 - развитой системой хозяйственных связей;
 - штатом профессиональных управляющих.
 
Работая в такой структуре человек, находится в  процессе
  постоянного взаимодействия с организационным окружением. Это
  очень сложный и многоплановый процесс, являющийся важным для
  обеих сторон. Поэтому работа человека и воздействующие формы организации должны  быть сбалансированы. Возможности включения человека в организационное  окружение, называемые социализацией,
  зависят не только от характеристик этого окружения, но в равной мере от  характеристик самого человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру  личности, и во взаимодействии с организацией он выступает не как механизм,  выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное  существо, обладающее стремлениями,
  желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение,
разделяющее определенные ценности, верования и мораль.
  Организаций без коммуникаций не существует. В  отсутствие коммуникаций  работники не  имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных  данных, а руководители и лидеры
  не в состоянии отдавать указания.  Следовательно, невозможными оказываются координация различных видов  деятельности и сотрудничество работников. Коммуникации обеспечивают реализацию  всех основных функций управления – планирования, организации, руководства и  контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности  организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства  сопричастности к работе компании.
Современная крупная компания в результате комплекса отношений, которые возникают в результате различных взаимодействий людей, представляет собой «социальную систему». Социальная система включает всех ее сотрудников и их отношения друг с другом и с окружающим миром.
Необходимо отметить, что в сложных взаимодействиях социальных систем выделяют два важных момента:
  1) Изменение в одной  части системы оказывает влияние на все остальные ее элементы;
  2) Любая социальная  система участвует во взаимодействиях с окружающей средой, получая внешние  сигналы и реагируя на них своими собственными. 
  Т.о. социальные системы являются открытыми, взаимодействующими
  с внешним миром системами.
  Ключевым моментом взаимодействий является понятие  общения. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми  друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство,  сплоченность и конфликтность и пр. Общение бывает формальным (деловым) и  неформальным (дружеским), непосредственным и опосредованным (например,  технически). В результате общения складываются социально-психологические  особенности личности, формируются структура и динамика малых и больших групп. 
Понятие общения оказывается центральным, ключевым и в организационной социальной психологии. Предмет организационной социальной психологии - это влияние процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение производительности их труда. Специфика общения в организационных условиях состоит в том, что общение является не основной, а сопутствующей, вспомогательной деятельностью. Основным видом деятельности людей в организациях является труд. Общение же может или способствовать, или препятствовать эффективному выполнению людьми своих трудовых функций.
Перед тем, как мы обозначим поставленные цели и задачи исследований дипломной работы, определимся, что мы будем понимать под взаимодействием подразделения АСУ ТП, почему эти взаимодействия важны и в чем их специфические отличия:
Термин «подразделение» подразумевает, что «подразделение» является элементом организационной структуры, которая в свою очередь определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации между иерархически упорядоченными организационными единицами. Основные задачи подразделения АСУ ТП предполагают обширные коммуникации в рамках занимаемой позиции. С одной стороны – оно ведет активное взаимодействие по административным и организационным вопросам со структурными подразделениями администрации организации, профильными подразделениями дочерних обществ, проектными организациями и институтами, заказчиками-застройщиками выполняя функции управления и контроля, с другой стороны – неотделимы от поставленных задач функции связанные с профессионально-технической деятельностью, - такие, как участие, в разработке и рассмотрении программ НИОКР, координация выполнения проектно-изыскательских работ проектными институтами, научно-исследовательскими центрами и др. по направлению деятельности.
Подразделение принимает решения по высокотехнологичным системам, определяя политику внедрения этих систем, и в конечном итоге сами эти системы. Руководство подразделения и его коллектив должны обладать не только высокими профессиональными техническими знаниями, опытом работы с этими системами, но и умением видеть, предвидеть и организовать в великом многообразии предложений именно те решения, которые не только сегодня, но и спустя годы найдут достойную оценку у следующего поколения.
Сотрудники подразделения и в первую очередь руководство должно уметь мыслить масштабно и творчески, как в организационных, так и в технических вопросах, обладать квалифицированными знаниями в организационной деятельности, быть опытными высококлассными специалистами в профессиональной области, предвидеть назревающую проблему или, наоборот, - в незначительном и ни кем не замеченном предложении увидеть технологический прорыв и экономическую эффективность.
Выполнение поставленных задач невозможно без многочисленных взаимодействий, как внутренних, так и внешних. Эффективность взаимодействий обусловлена личностью руководителя и соответствующим организационным поведением подразделения.
Организационное поведение – рассматривается в различных дисциплинах, составляющих науку управления. Отдельные его элементы встречаются в книгах по управлению персоналом, по основам менеджмента, по теории организации. Часть проблем освещается в литературе на тему лидерства. Однако каждая из упомянутых дисциплин трактует вопросы организационного поведения со своих позиций. Можно выделить основные аспекты эффективного организационного поведения: организационная культура, коммуникации в организации, групповое поведение работников, управление конфликтами, проблемы лидерства, основополагающие факторы трудовой мотивации. Как видим все основные аспекты предполагают эффективные коммуникации, информационное взаимодействие между людьми, умение эффективно воспринимать окружающую реальность и принимать взвешенные решения.
Объектом исследования определено – подразделение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Предметом исследования – психологические аспекты основных взаимодействий подразделения АСУ ТП (внутренние в рамках подразделения АСУ ТП, внутренние в рамках компании, внешние).
В дипломной работе выделены и проанализированы основные взаимодействия (коммуникации) подразделения АСУ ТП крупной современной компании и изучен вопрос психологической составляющей организационного поведения, в частности основных взаимодействий на предмет эффективной и творческой производственной деятельности.
Проведя практический анализ основных взаимодействий и подводя итоги проделанной работы доказана необходимость моделирования заданного организационного поведения подразделения АСУ ТП при котором на первый план выходит личность руководителя, как лидера, который умеет строить дипломатичные отношения с разными людьми, уметь нравиться и вызывать симпатию, обладать вербальными и невербальными формами общения.
Актуальность изучения и анализа данного вопроса обусловлена современными условиями развития России, в которых продолжаются радикальные экономические изменения, структурные преобразованиях в крупных компаниях, возрастает конкуренция. На первый план деятельности выходят психологические взаимодействие между людьми, умение эффективно воспринимать окружающую реальность и принимать взвешенные решения.
- Войдите на сайт для отправки комментариев