Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Психологические аспекты основных взаимодействий подразделения АСУ ТП в крупной современной компании
Омельянцев М.А.
Выпускник группы MBA CIO-24
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
В настоящее время современный мир стремительно меняется.
Научно-технический прогресс и современные информационные технологии вносят существенные корректировки в жизнь современного общества. Наш век по праву называется эпохой глобальных перемен. В социально-политической жизни это связано с переходом от тоталитаризма к демократии, в экономике – от административно-командной системы к рыночной, в жизни отдельного человека – с превращением его из придатка к некой механизированной системы в самостоятельного субъекта социально-экономической системы общества. Все перемены, особенно глобальные, несут для личности, организации, страны, как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с ними, нужны новые знания и практика.
Мы по другому учимся смотреть на мир, на протекающие процессы
в нем. Для России основные изменения связаны с переходными процессами в период перестройки 90-х годов, при которой с процессами приватизации было положено начало создания крупных организационных структур (корпораций), т.е. компаний обладающих:
- развитой организационной структурой;
- широким диапазоном видов деятельности (развитой системой стратегических зон хозяйствования) или ограниченным спектром видов деятельности и занимающую существенное положение на соответствующем рынке;
- развитой системой хозяйственных связей;
- штатом профессиональных управляющих.
Работая в такой структуре человек, находится в процессе
постоянного взаимодействия с организационным окружением. Это
очень сложный и многоплановый процесс, являющийся важным для
обеих сторон. Поэтому работа человека и воздействующие формы организации должны быть сбалансированы. Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией,
зависят не только от характеристик этого окружения, но в равной мере от характеристик самого человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействии с организацией он выступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее стремлениями,
желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение,
разделяющее определенные ценности, верования и мораль.
Организаций без коммуникаций не существует. В отсутствие коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры
не в состоянии отдавать указания. Следовательно, невозможными оказываются координация различных видов деятельности и сотрудничество работников. Коммуникации обеспечивают реализацию всех основных функций управления – планирования, организации, руководства и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании.
Современная крупная компания в результате комплекса отношений, которые возникают в результате различных взаимодействий людей, представляет собой «социальную систему». Социальная система включает всех ее сотрудников и их отношения друг с другом и с окружающим миром.
Необходимо отметить, что в сложных взаимодействиях социальных систем выделяют два важных момента:
1) Изменение в одной части системы оказывает влияние на все остальные ее элементы;
2) Любая социальная система участвует во взаимодействиях с окружающей средой, получая внешние сигналы и реагируя на них своими собственными.
Т.о. социальные системы являются открытыми, взаимодействующими
с внешним миром системами.
Ключевым моментом взаимодействий является понятие общения. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и пр. Общение бывает формальным (деловым) и неформальным (дружеским), непосредственным и опосредованным (например, технически). В результате общения складываются социально-психологические особенности личности, формируются структура и динамика малых и больших групп.
Понятие общения оказывается центральным, ключевым и в организационной социальной психологии. Предмет организационной социальной психологии - это влияние процесса общения на профессиональную деятельность людей, и прежде всего на повышение производительности их труда. Специфика общения в организационных условиях состоит в том, что общение является не основной, а сопутствующей, вспомогательной деятельностью. Основным видом деятельности людей в организациях является труд. Общение же может или способствовать, или препятствовать эффективному выполнению людьми своих трудовых функций.
Перед тем, как мы обозначим поставленные цели и задачи исследований дипломной работы, определимся, что мы будем понимать под взаимодействием подразделения АСУ ТП, почему эти взаимодействия важны и в чем их специфические отличия:
Термин «подразделение» подразумевает, что «подразделение» является элементом организационной структуры, которая в свою очередь определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации между иерархически упорядоченными организационными единицами. Основные задачи подразделения АСУ ТП предполагают обширные коммуникации в рамках занимаемой позиции. С одной стороны – оно ведет активное взаимодействие по административным и организационным вопросам со структурными подразделениями администрации организации, профильными подразделениями дочерних обществ, проектными организациями и институтами, заказчиками-застройщиками выполняя функции управления и контроля, с другой стороны – неотделимы от поставленных задач функции связанные с профессионально-технической деятельностью, - такие, как участие, в разработке и рассмотрении программ НИОКР, координация выполнения проектно-изыскательских работ проектными институтами, научно-исследовательскими центрами и др. по направлению деятельности.
Подразделение принимает решения по высокотехнологичным системам, определяя политику внедрения этих систем, и в конечном итоге сами эти системы. Руководство подразделения и его коллектив должны обладать не только высокими профессиональными техническими знаниями, опытом работы с этими системами, но и умением видеть, предвидеть и организовать в великом многообразии предложений именно те решения, которые не только сегодня, но и спустя годы найдут достойную оценку у следующего поколения.
Сотрудники подразделения и в первую очередь руководство должно уметь мыслить масштабно и творчески, как в организационных, так и в технических вопросах, обладать квалифицированными знаниями в организационной деятельности, быть опытными высококлассными специалистами в профессиональной области, предвидеть назревающую проблему или, наоборот, - в незначительном и ни кем не замеченном предложении увидеть технологический прорыв и экономическую эффективность.
Выполнение поставленных задач невозможно без многочисленных взаимодействий, как внутренних, так и внешних. Эффективность взаимодействий обусловлена личностью руководителя и соответствующим организационным поведением подразделения.
Организационное поведение – рассматривается в различных дисциплинах, составляющих науку управления. Отдельные его элементы встречаются в книгах по управлению персоналом, по основам менеджмента, по теории организации. Часть проблем освещается в литературе на тему лидерства. Однако каждая из упомянутых дисциплин трактует вопросы организационного поведения со своих позиций. Можно выделить основные аспекты эффективного организационного поведения: организационная культура, коммуникации в организации, групповое поведение работников, управление конфликтами, проблемы лидерства, основополагающие факторы трудовой мотивации. Как видим все основные аспекты предполагают эффективные коммуникации, информационное взаимодействие между людьми, умение эффективно воспринимать окружающую реальность и принимать взвешенные решения.
Объектом исследования определено – подразделение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Предметом исследования – психологические аспекты основных взаимодействий подразделения АСУ ТП (внутренние в рамках подразделения АСУ ТП, внутренние в рамках компании, внешние).
В дипломной работе выделены и проанализированы основные взаимодействия (коммуникации) подразделения АСУ ТП крупной современной компании и изучен вопрос психологической составляющей организационного поведения, в частности основных взаимодействий на предмет эффективной и творческой производственной деятельности.
Проведя практический анализ основных взаимодействий и подводя итоги проделанной работы доказана необходимость моделирования заданного организационного поведения подразделения АСУ ТП при котором на первый план выходит личность руководителя, как лидера, который умеет строить дипломатичные отношения с разными людьми, уметь нравиться и вызывать симпатию, обладать вербальными и невербальными формами общения.
Актуальность изучения и анализа данного вопроса обусловлена современными условиями развития России, в которых продолжаются радикальные экономические изменения, структурные преобразованиях в крупных компаниях, возрастает конкуренция. На первый план деятельности выходят психологические взаимодействие между людьми, умение эффективно воспринимать окружающую реальность и принимать взвешенные решения.
- Войдите на сайт для отправки комментариев