Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Стратегия ЗЕРО: ИТ отдел без оборудования, администраторов и программистов

Козлов И.П.

выпускник группы MBA CIO-51

Школы IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

 

Сегодня компании повсеместно внедряют новые технологии: осваивают роботизацию процессов, активно ищут применение разработкам в области искусственного интеллекта, строят распределенные системы с помощью Blockchain. Кто-то смотрит дальше на горизонт технологий и видит инструменты следующего поколения, какие-нибудь сгибаемые или сворачиваемые телефоно-планшеты, объемные дисплеи и голографические столы, квантовые компьютеры и многое другое. Завтрашняя технология изобретается прямо сейчас, но какой бы захватывающей ни была эта технология, она не является проблемой с точки зрения цифровой трансформации. Задача ИТ-директоров и их компаний заключается всего лишь в правильной настройке ИТ инфраструктуры с учетом этих новых технологий для возможности их использовании.

Важно уменьшить, а лучше полностью устранить как оперативную, так и ИТ-сложность чтобы оптимизировать работу. Сложность текущих систем настолько велика, что немногие ИТ-руководители могут рассказать, как на самом деле устроены их ИТ-системы – как данные проходят через приложения и как они преобразуются по мере интеграции между ними. Документация по бесчисленным изменениям в устаревших приложениях практически отсутствует, и изменения основаны на чтении программного кода и встроенных заметок. Все выходит за рамки контекста и, как правило, устарело - нет объективного источника истины для систем и данных. В результате мы не можем ничего быстро изменить. 

Задача ИТ директора состоит в том, чтобы создать такую рабочую среду для бизнеса и ИТ, которая потребуется для завоевания доли рынка. В быстро развивающемся рынке, способность оставаться актуальным в глазах клиентов имеет первостепенное значение. Построение гибкости для принятия и интеграции новых технологий по мере адаптации к меняющимся требованиям клиентов поддерживает эту способность.

Традиционно рассматриваемая как экономическая мера, ИТ-аутсорсинг все чаще используется как стратегический инструмент для приобретения передовых инноваций. Многие компании расширяют свои портфели ИТ-поставщиков, включая небольшие, высоко инновационные компании.

Термин аутсорсинг, не теряя своей актуальности, постепенно заменяется более емким понятием «as-a-service» что в переводе означит «как услуга». Классически, на аутсорсинг передавались услуги или функции бизнеса. Сейчас, на аутсорсинг можно отдать то, что услугой по сути не является. Типичный пример – любые облачные технологии.Облака выросли в гигантскую индустрию, которая имеет множество трендов, влияющих на развитие и продвижение облаков. Назовем основные из них, которые имеют прямое или косвенное отношение к объекту исследования:

·         Расширение рынка инструментов для перехода предприятий в облака. 

·         Развитие граничных вычислений (EdgeComputing).

·         Появление и развитие контейнерных систем в облаках.

·         Гибридные облачные решения.

·         Строительство масштабных датацентров.

·         Постоянный рост объема данных в компаниях.

·         Compliance и информационная безопасность.

Кроме технологических трендов, следует выделить концептуальные. Развитие технологий меняет принципы и подходы к организации рабочего пространства для сотрудников:

1.      Отказ от клиентских и клиент-серверных приложений в пользу облачных технологий позволяет пользователям работать из любого места и с любого устройства.

2.      Концепция BYOD и ее аналоги дают возможность выбора устройства для сотрудников, с которого им удобнее выполнять свои ежедневные задачи.

3.      Развитие ИТ грамотности среди сотрудников упрощает задачи администрирования конечных рабочих станций

4.      Развитие мобильных устройств и приложений позволяет все большую часть работы сотрудникам выполнять удаленно без привязки к офису.

Исследование возможности выделения ИТ сервисов и передачи их внешнему подрядчику проведено на базе референсной группы компаний, представляющей собой российское подразделение финской лесопромышленной группы, состоящее из четырех независимых компаний, работающих в разных отраслях лесного сектора и имеющих родственные связи на уровне головных организаций в Финляндии. ИТ проходит горизонтальной функцией через все компании, что дает возможность выстроить общую стратегию в области информационных технологий.

В работе рассмотрены основные сервисы, которые предоставляет ИТ подразделение своему бизнесу:

·         ServiceDesk и удаленная поддержка пользователей

·         Локальная поддержка пользователей

·         Администрирование сетей и серверов

·         Разработка программного обеспечения

·         Управление активами

·         Услуги копирования и печати

·         Обеспечение информационной безопасности

 

Для каждого сервиса оценен потенциал вывода его на аутсорсинг или изменение подхода к данному сервису для превращения его в стандартную услугу, которую можно купить на открытом рынке. Оценены управленческие и информационные риски использования аутсорсинга

Отдельно рассмотрена концепция UnifiedWorkspace («Унифицированное рабочее пространство»), которая не является самостоятельным ИТ сервисом, однако оказывает значительное влияние на планирование архитектуры ИТ систем и соответственно на выбор и построение ИТ стратегии.

В работе отмечено, что расширение пула поставщиков услуг постоянно усложняет процессы интеграции и управления. Это приводит к непрерывному потоку дополнительных требований к ИТ. Для решения вопросов интеграции и управления процессами в мультивендорной среде владельцем ITIL создана надстройка над этой платформой в виде фреймворка SIAM. Они позволяют выстроить отношения с поставщиками услуг таким образом, что все системы оказываются легко интегрируемы в друг друга и в то же время смена одного поставщика на другого максимально упрощена как смена электропотребителя в розетке.

Исследование охватывает элементы сложной и изменяющейся среды в которых работает референсная группа компаний. Существуют как внешние, так и внутренние факторы. Чтобы любая компания могла выжить в конкурентной среде, она требует гибкости, поскольку экспоненциальный рост цифровых технологий требует от компаний адаптации к быстро меняющимся условиям. Внедрение облачной ИТ-экосистемы и развитие аутсорсинга услуг, при условии соответствия принципам модели SIAM, позволяет бизнесу иметь цифровую поддержку и быстро реагировать на изменения. Быть готовым к Диджитализации говоря современными терминами.

Формирование ИТ стратегии основанной на внешних, легко заменяемых сервисах, заложит фундамент, на основе которого, можно планировать дальнейший рост. На фоне общего застоя лесной отрасли, референсная группа компаний сможет стать ранним адаптером новых развивающихся технологий и проводником Диджитализации леса.

 

 

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009