Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Анализ рынков стран Юго-Восточной Азии как поиск перспектив развития регионального телеком-оператора

Коришко А.М.

выпускник группы MBA CIO-51

Школы IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

 

К 2018 году на рынке широкополосного доступа в интернет (ШПД) в России сложилась достаточно сложная ситуация. Сложная, в первую очередь, для средних и мелких операторов. Рост количества абонентов за 2017 год составил 4,3%, в то время как рост прибыли составил около 3,7%.  Первая пятерка операторов обслуживает 69% всех подключений. В погоне за абонентом операторы на рынке услуг связи часто прибегают к демпингу, благодаря чему средний ARPU (Average Revenue Per User) упал до 345 рублей.

На этом фоне, продолжается ужесточение государственного регулирования отрасли. С 1.07.2018 в силу вступают поправки к ФЗ-126 “О связи”, обязывающие компании, предоставляющие  услуги связи, хранить всю информацию, переданную абонентами в течении месяца и регулярно расширять объем хранимой информации. Для реализации подобных требований операторы обязаны в дополнение к уже установленной системе СОРМ устанавливать дополнительные сертифицированные ФСБ программно-аппаратные комплексы. Стоимость данных комплексов составляет около 37 миллионов на 10 гигабит внешнего канала интернет провайдера. Таким образом, выполнение данного закона подразумевает как большие CAPEX (Capital Expenses), так и увеличение OPEX (Operational Expenses) в связи с затратами на эксплуатацию данных комплексов.

Муниципальными администрациями развернута борьба против размещения линий связи на принадлежащих им опорах и столбах освещения, что приводит к невозможности предоставлять услуги связи для операторов, у которых нет своей подземной кабельной канализации, или договора на ее использование. Подземная кабельная канализация, как правило, находится в собственности филиалов ПАО “Ростелеком”, которые решают вопрос о сдачи в ней места в аренду на свое усмотрение.

Операторы связи обеспечивают блокировку запрещенных на территории РФ ресурсов, даже когда данные блокировки препятствуют работе абонентов, но все равно привлекаются Роскомнадзором, органами прокуратуры и МВД ответчиками по делам об экстремизме, распространении порнографии и пособничеству терроризму.

            Также ужесточается ситуация со штрафами за фискальное сопровождение платежей. Согласно последним поправкам в ФЗ-54 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” оператор обязан фискализовать прием платежей за услуги через сеть Интернет, и доставлять оплатившему абоненту чек в электронном виде.

В данных условиях ведет деятельность региональный камчатский оператор связи, группа компаний “СКТВ”.

Компании группы предоставляют услуги доступа в интернет для юридических и физических лиц, а также услуги телефонии, кабельного телевидения, цифрового телевидения и IP телевидения по технологии ОТТ, услуги хостинга, колокейшен, строительства и аренды линий связи в г. Петропавловск-Камчатский, Вилючинск, и в поселках по Камчатскому краю. Собственная оптоволоконная магистральная сеть позволяет предоставлять услуги на скорости до 10гб/с. Подключение абонентов происходит по технологии FTTB, с использованием протоколов PPPoE и IPoE.

Группа компаний занимает первое место в Камчатском крае по количеству абонентов кабельного телевидения, и второе – по количеству абонентов ШПД.

Несмотря на устойчивое положение на местном рынке, как по экономической составляющей, так и в плане объема рынка, в среднесрочной перспективе перед группой компаний встают проблемы, связанные с ужесточением госрегулирования отрасли, непредсказуемым законотворчеством  и системными проблемами в экономике, при которых стоимость оборудования для предоставления услуг растет, а доходы населения падают.

В связи с этим, руководство группы компаний находится в поиске варианта трансформирования бизнеса для его сохранения. Альтернативой трансформации мог бы быть выход на новый рынок, поиску которого и посвящена данная работа.

            По одному из вариантов развития, возможно открытие компании, предоставляющей услуги ШПД, телефонии и платного телевидения за границей. Это позволит применить имеющуюся экспертизу в области построения и эксплуатации сетей связи, сохранить имеющиеся наработки в этой сфере, масштабировать имеющиеся решения и сохранить группу компаний как систему, выйдя на новые географические рынки.

Страны Юго-Восточной Азии были выбраны как объект исследования в связи с бурным экономическим развитием данного региона, неразвитостью инфраструктуры во многих странах, и большой плотностью населения. Согласно последним данным, в данном регионе проживает более 600 миллионов человек. Что немаловажно - небольшая разница по времени с Камчатским краем, что позволяет проще координировать деятельность с головной компанией.

Из минусов региона можно отметить:

- плохую доступность магистральных каналов связи в некоторых странах

 - сложный рельеф и климат. Тропики характеризуются периодами муссонных дождей, высокими температурами и влажностью, частыми наводнениями. Регион подвержен разрушительным тайфунам, некоторые страны находятся в сейсмо- и цунами опасной зоне.

 - не всегда стабильная политическая ситуация, широкое распространение коррупции

 - достаточно сложные для изучения местные языки и не-латинский алфавит.

- высокую конкуренцию в крупных городах и развитых странах.

 

При выборе рынков нам необходимо провести исследование как собственной компании, ее сильных и слабых сторон, так и макросреды стран ЮВА, а также текущее состояние дел в области проводной связи. Для этого мы ищем ключевые аспекты рынков и имеющиеся риски. Также стоит изучить имеющиеся бизнес-кейсы других операторов, работающих в данном регионе.

В первую очередь анализируем собственную группу компаний, для чего применяем  SWOT-анализ. Подобный инструмент позволит понять возможности организации и ее потенциал на рынке внутреннем и внешнем.

Для выбора рынков используем анализ пяти сил Портера, который позволит нам сравнить ситуацию с конкуренцией в разных странах, а также сравнительный анализ интересующих нас факторов, чтобы привезти их к формализованным значениям, подходящим для использования в метриках.

В работе проведен краткий анализ географического, политического, культурного, экономического и отраслевого аспекта восьми наименее развитых стран региона, упомянуты возможные риски в каждой из стран, перечислены наиболее заметные игроки на телеком-рынках каждой страны и приведены минимальные цены на проводной доступ в интернет.

В результате анализа Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Вьетнама, Мьянмы, Индонезии, Филиппин и Таиланда наиболее привлекательными рынками выбраны Малайзия и Индонезия.

Малазия:

 

Население - 32 миллиона жителей, уровень урбанизации – 76%.

Язык - малайский, английский, китайский. Алфавит – латинский.

Из-за своего расположения на тектонической платформе Малайзия не подвержена землетрясениям, от сильных цунами она защищена окружающими островами, тайфуны бывают достаточно редко. В связи с большим количеством рек и осадков территория Малайзии подвержена наводнениям. Население распределено неравномерно - 80% живут в западной части страны, на Малайском полуострове.

Экономика: одна из самых экономически развитых стран в регионе. Экономика растет в среднем на 5% в год. Благодаря дешевой и качественной рабочей силе, в Малайзии сосредоточено большое количество заводов крупных компаний по производству электроники. Количество населения за чертой бедности - всего 3.8%. В стране хорошо развита инфраструктура, одна из самых развитых сетей автодорог в Азии, и 7 международных морских портов, 2 из которых входят в двадцатку портов с крупнейшим грузопотоком в мире. Минимальная зарплата - 290$, средние зарплаты - 700-800$, в столице - более 1000$

Местная валюта: малайский ринггит. 1$ = 4.1 ринггита. В 2011 году курс был 1$=3 ринггита.

 

Индонезия:

Население - 226 миллионов жителей, уровень урбанизации – 55%.

Язык - индонезийский. Алфавит - латинский, с транскрипцией несложно разобраться.

Крупнейшее островное государство в мире, состоит из 17000 островов, из которых 922 обитаемы.  Самое большое количество действующих вулканов среди стран мира - 75, частые землетрясения, высокая угроза цунами. 57% населения живет на острове Ява.

Экономика: достаточно развитая, среднегодовой рост в среднем 5%. Характеризуется активным участием государства, как через крупные госкомпании, так и через регулирование цен на ряд товаров. Количество населения, живущее за чертой бедности - 10%

Местная валюта - индонезийская рупия. 1$ = 14600 рупий, в 2011 году курс был на уровне 1$ = 9000 рупий.

Минимальные зарплаты разнятся от региона, от 250$ в Джакарте, до 100$ в удаленных регионах. Средние зарплаты – 300-400$.

 

В этих странах стабильная политическая ситуация, кроме того, Малайзия находится на 24 месте в мире в рейтинге условий для ведения бизнеса, составленного Всемирным банком, и позволяет 100% иностранное владение телекоммуникационными компаниями.

В Индонезии ситуация с экономикой и преступностью заметно хуже, и доля иностранного участия в компаниях, предоставляющих услуги связи, не должна превышать 67%, но большое население и географическая разделенность способствуют формированию локальных ниш, опыт работы в которых есть у группы компаний СКТВ.

 

            В работе представлен обзор уровня конкуренции и услуг на рынке стран, определены местные особенности сервиса и продаж. Перечислены этапы регистрации компании и получения лицензии на телекоммуникационные услуги в каждой из стран, представлены города - кандидаты для изучения на месте и начала деятельности.

           

За последние годы страны Юго-Восточной Азии сделали серьезный шаг вперед в плане развития экономики и инфраструктуры. Развитие идет быстрыми темпами, страны, совсем недавно бывшее аграрными, превращаются в новые индустриальные, идет процесс урбанизации и повышения доходов населения. По уровню развития инфраструктуры и средней заработной плате Малайзия уже перегнала Россию. Объём потребления услуг интернет растет ежегодно, и проводной доступ пока что имеет весьма низкий уровень проникновения среди домохозяйств стран ЮВА, что вкупе с остальными факторами представляет собой окно возможностей для операторов с опытом работы в подобных условиях. 

Несмотря на объективные риски выхода на новый географический рынок, данная стратегия развития группы компаний является достаточно перспективной для дальнейшего исследования и принятия. Основными рисками в ней являются не внешние, а внутренние слабости компании, которые могут не позволить принять решение о подобном радикальном шаге. Подобная смена парадигмы и переориентация компании несет с собой серьезные вызовы для ее организационной структуры и руководства, но похоже что текущая рыночная ситуация в России не оставляет альтернатив.

 

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009