Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Возможности  и перспективы налогообложения майнинга

Либина О.И.

выпускница группы MBA CIO-52A

Школа IT-менеджмента

РАНХиГС при Президенте РФ

            В настоящее время во всем мире происходит активная трансформация среды жизнедеятельности и внедрение в повседневные бытовые, рабочие, социальные взаимодействия людей цифровых технологий и информационно-телекоммуникационных систем. Система «умный» дом, интернет вещей – только часть проявлений тех изменений, которые уже успели назвать четвертой промышленной революцией.

            И в первую очередь все эти изменения так или иначе влияют на ранее сложившуюся экономическую систему в каждой стране, выявляя необходимость выработки новых способов и механизмов регулирования, в том числе на государственном уровне.

            Целью данной работы является рассмотрение текущих тенденций в экономике через призму развития сектора цифровых технологий и выработка вариантов государственного регулирования трансформирующейся экономической среды с сохранением вектора финансово-бюджетной политики. Концептуальный подход в данной тематике обусловлен отсутствием общепринятых норм и правил, а также универсальных инструментов воздействия на экономические процессы нового уровня и их регулирования.

            В Российской Федерации современная рыночная экономика, характерная для большинства развитых стран мира, имеет не столь длительный период становления – менее 30 лет.За этот период была выработана определенная система мер и правил государственного управления. С учетом все возрастающей роли влияния цифровизации на сложившиеся экономическую среду, действующие механизмы регулирования требуют существенного пересмотра, внедрения новых принципов взаимодействия с субъектами экономических отношений и вариантов технологической перестройки регулирующих органов.

            Предметом рассмотрения данной аттестационной работы является определение влияния и выявление основных таргетов цифровых финансовых операцийв экономическом сегменте, а также экстраполяция существующих мер и правил государственной фискальной политики на взаимодействия хозяйствующих субъектовв информационно-технологической среде.

            В рамках данной работы рассматриваются проблемы регулирования цифровой экономики,трансформируемой традиционной (или аналоговой) экономики, заключающиеся по мнению автора в следующем:

1.      Существующие методы и инструменты госрегулирования, налоговой политики применимы для аналоговой экономики.

2.      Отсутствие законодательного закрепления статуса и способов регулирования цифровых финансовых активов.

3.      Невозможность создания единого централизованного администратора (регулятора) обусловленного спецификой среды цифровых технологий.

4.      Трансграничность технологических процессов.

На основе выявленных и рассмотренных проблем выработаны следующие основные задачи, требующие первоочередного решения:

1.      Определение экономического, правового и фискального статуса финансовых операций с использование блокчейна.

2.      Разработка вариантов и инструментов регулирования криптовалютных операций.

3.      Определение и описание среды фискального регулирования цифровых финансовых операций (смарт-контрактов).

4.      Рассмотрение и оценка возможных рисков внедрения фискального режима в процесс цифровых финансовых операций.

5.      Описание вариантов и перспектив развития доверенной (легитимной) системы цифровых финансовых операций.

По результатам рассмотрения указанных задач в аттестационной работе предложены следующие шаги по формированию фискального режима цифровых финансовых операций:

1.      Создание легитимной среды федерального уровня для внутригосударственных операций внутреннего рынка на основе смарт-контрактов (ФЗ-44, ФЗ-223).

2.      Проектирование телекоммуникационных защищенных каналов связи или использование ранее созданной сети как инфраструктурной основы передачи данных.

3.      Определение групп участников и их ролей в создаваемой системе.

4.      Определение схем взаимодействия и встраивание технического исполнения соответствующих схем в цепочку операций технологии блокчейн.

5.      Приведение норм существующего фискального регулирования реальной экономики и цифровой среды к единому знаменателю.

Аттестационная работа состоит из четырех глав, введения и заключения.

В первой главе рассматриваются общие принципы и механизмы государственного регулирования экономической системы Российской Федерации, приводятся основные направления мер воздействия и применяемые инструменты. Детальному рассмотрению отводиться область фискальной политики государства в условиях аналоговой экономической среды.

Во второй главе приводится анализ текущих трансформаций экономической среды и технологического перехода к цифровой экономике. Рассматриваются проблемы регулирования интегрированной среды, формулируются основные задачи и направления решения с учетом представленного мирового опыта, международных тенденций и прогнозов развития. Отдельное внимание уделено рассмотрению видимых рисков введения налогообложения цифровых финансовых операций с точки зрения технологических особенностей рассматриваемых решений и в первую очередь сделок, проводимых с привлечением в качестве альтернативы фиатным денежным средствам криптовалюты. Также в данной главе автором рассматривается и анализируется специфика смарт-контрактов, приводится дифференциация традиционных форм договора и цифровых алгоритмов исполнения.

В третьей главе формулируются предлагаемыетехническиерешения в сфере налогового администрирования цифровых финансовых операций, имеющих технологическое решение на основе блокчейна и использующих механизм исполнения среды смарт-контрактов.В качестве основного примера возможного внедрения математических алгоритмов исполнения фискальной составляющей сделок выступает широко применяемый в коммерческом сегменте операций налог на добавленную стоимость. С учетом последних решений о повышении данного налога с 18% до 20%, что по признанию экспертов соответствует общемировому уровню процентной ставки, можно говорить об исчерпании потенциала экстенсивного роста и необходимости применения новых механизмов и способов администрирования. По мнению автора, основной потенциал данного вида налога может быть реализован именно в сегменте цифровых финансовых операций и смарт-контрактов, с учетом приведения и закрепления соответствующих правовых норм на законодательном уровне.

В четвертой главе приводится оценка возможного влияния предложенных решений на сложившуюся фискальную конъюнктуру, рассматриваются основные прогнозные тренды по главным статьям налогового администрирования на ближайшую перспективу.

Рассмотренная в аттестационной работе тема представляется актуальной как с точки зрения бизнес-сообщества, активно внедряющего в повседневную операционную деятельность новые модели взаимодействия, предлагаемые современной технологической средой, а также для органов власти, регуляторов, в первую очередь отвечающих за монетарную и фискальную политику, как концептуальный срез возможных вариантов управления модернизируемой экономикой цифрового общества.

Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009