Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Вывод ИТ на аутсорсинг - новые возможности и риски для бизнеса
Мисюрев Д.В.
выпускник группы MBA CIO-22
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Эволюция Информационных Технологий с каждым годом набирает обороты. Буквально, полтора, два десятилетия назад ИТ-специалист был сравним с чародеем. В те времена, вложения в ИТ были не столь высоки из-за дороговизны и уникальности технологий. Люди с упоением смотрели на «черные ящики» с цифрами, а кто-то с недоверием, ожидая то светлого, то мрачного исхода.
Сейчас, спустя времена, можно смело утверждать, что ИТ превратилось в обыкновенную (обыденную) обеспечивающую функцию, на подобии инженерных коммуникаций в жилом доме или на предприятии. Прожить без коммуникаций можно, но с ними куда намного проще, комфортнее, интереснее. Унификация процессов, оборудования, программных средств и технологий дала шанс любому человеку, пусть даже отдаленному от высоких технологий, превратиться немного в ИТ-инженера, или потребителя ИТ-услуг на выбор. Ценность ИТ в глазах конечного потребителя и бизнеса в целом начала резко понижаться. Безусловно, можно перечислить сферы деятельности, где без высоких технологий не возможно обойтись вовсе, где ИТ – это ключ к всем системным процессам, но этих ниш становится все меньше, благодаря универсальности подходов.
Потребители услуг начали полагать, что науки тут нет, что любая «кухарка» справится и сможет эффективно управлять. Как обычно, в таких случаях бывает, «наломав дров» возник вопрос об эффективности процессов управления в ИТ как функцией и как превратить сплошь инженерную функцию из центра затрат, например в центр прибыли.
На этой ниве всеобщей «эффективизации», начали появляться глобальные центры компетенций – системные интеграторы, поставщики и разработчики программного обеспечения, конгломераты ИТ-услуг, к экспертному мнению которых, стали прислушиваться и применять лучшие практики внедрений или разработок. ИТ-сфера начала наполняться нормативами, методологиями, системными и отраслевыми подходами, чтобы усмирять всевозрастающие амбиции и аппетиты ИТ-поставщиков.
Многие уже на этом этапе начали задумываться о наведении порядка в ИТ, внедрение принципов прозрачности сервисов и о сокращении затрат на ИТ услуги. Как вариант, о передаче некоторых ИТ-компетенций к стороннему партнеру-исполнителю (аутсорсинг). В целом, эффект от вынесения части ИТ-сервисов к стороннему исполнителю – только положительный. Но пронизывающий страх и недоверие ко всему новому не позволяет бизнесу довериться ИТ-поставщику и как следствие, бизнес старается до последнего держать часть функций «в кулаке», не позволяя лезть в свой огород.
Достаточно привести в пример крупные добывающие или производящие Холдинги, где ИТ–функция зачастую юридически выделена в отдельное подразделение, например в дочернюю компанию. При этом, львиная часть «низовых» услуг отдается на откуп сторонним ИТ-поставщикам, а проектная, инновационная деятельность, даже при низкой эффективности может обслуживаться своими структурами.
Возможно, дело в нехватке квалифицированного персонала или инструментария в руках инженеров или есть более глубокие процессы, которые затрагивают психологию взаимоотношения Заказчика и Исполнителя, на это вопрос нет четкого или правильного ответа. Ясно одно, что технологических, методологических и юридических проблем – нет. Анализируя процесс перехода, эволюции ИТ-подразделения в бизнес-партнера оказалось, что проблемы, с которыми сталкиваются стороны участники – однотипные, связаны с недоверием, неуважением друг к другу. Безусловно, позиция каждой из сторон заслуживает уважения и понимания и должна быть рассмотрена отдельно, но в целом результат очень показателен.
По характеру темы озвученной в дипломной работе, очевидно полагать, что ИТ-аутсорсинг несет не только исключительное благо, но и те же исключительные риски для бизнеса. Действительно, маневр в сторону ИТ-аутсорсинга для конечного пользователя или бизнеса оправдан с экономической точки зрения, со стороны кадровых взаимоотношений и прочих. Но есть составляющая, переломить которую очень проблематично, она заставляет бизнес содрогнуться – это слова «независимость», «свобода». С независимостью и свободой всегда исторически плохо складывается. При этих словах бизнес начинает видеть угрозу своей стабильности, уникальности, и начинает любым способом прекращать партнерство или дружбу с позиции своей выгоды. Если ИТ-поставщик выдержит потерю Заказчика, возможно, появится шанс сделать соответствующие выводы, если же не выдержит, то судьба ИТ-поставщика предрешена – лучшие кадры и компетенции перетекут на рынок или что хуже, под крыло Заказчика.
Рынок ИТ-услуг, в России не сформировавшись до необходимой степени, уже начинает пробуксовывать, не имея выхода на более широкое поле деятельности. Отсутствие рыночной конкуренции, неразвитость культуры по обе стороны баррикад, низкая инвестиционная привлекательность – главные тормоза развития ИТ-услуг. Отсутствие множества «успешных историй» не дает поводов бизнесу для оптимизма и принятия сторонних ИТ-услуг, как благо.
Анализ ситуации на рынке ИТ-услуг еще раз подтверждает вывод о том, что спрос на ИТ-аутсорсинг в нашей стране значительно ниже, чем предложение. Более того, аналогичная печальная ситуация складывается и с другими видами стороннего сервиса (аутсорсинга): финансовым, кадровым и т.д. С каждым годом, данный сегмент рынка задает все больше вопросов и противоречивых мнений о собственном развитии. Кризисные явления не отразились положительно на динамике роста сторонних ИТ-услуг. Спрос на ИТ-аутсорсинг падает и явление это – результат больше психологического характера, чем экономического. Экономика включает «зеленый свет» аутсорсингу, психология бизнеса в ответ – включает инстинкт самосохранения.
В рамках дипломной работы подробно изложены теоретические основы сервисной модели ИТ, подходы к организации, стратегии, инструментарий, также широко рассмотрены важнейшие проблемы тормозящие развитие рынка ИТ-услуг и аналитические заключения согласно индикаторам ИТ-рынка.
Copyright © 2011 Мисюрев Д.В.
- Войдите на сайт для отправки комментариев