Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Организация технической эксплуатации телекоммуникационной компании
Казаков Е.Л.
выпускник группы MBA CIO-22
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ
Процесс построения информационного общества в России переходит из стадии деклараций в стадию практической реализации. В сфере телекоммуникаций этот процесс отмечен взрывоподобным ростом числа пользователей Интернет и сотовой подвижной связи. Связь и телекоммуникации на сегодняшний день представляют собой наиболее динамично развивающуюся отрасль отечественной и мировой экономики.
Современная отрасль связи от простого монопольного предоставления ограниченного набора услуг перешла к поставке широкого спектра разнообразных, требующих значительных капиталовложений, и сложных с точки зрения технической реализации услуг в среде с обостряющейся конкуренцией.
Либерализация рынка телекоммуникационных услуг заставляет операторов существующих сетей искать способы предоставления пользователям современных услуг.
Эти обстоятельства диктуют необходимость реконструкции существующих сетей с переходом на современное цифровое оборудование. Но в силу дороговизны и сложности этого процесса, в течение достаточно длительного времени будет совместно функционировать морально устаревшее и физически изношенное аналоговое оборудование, постепенно устаревающее традиционное цифровое оборудование, построенное по технологии коммутации каналов, и современное оборудование, построенное на основе технологии коммутации пакетов.
При этом необходимо обеспечить совместное функционирование с высоким уровнем управляемости этого столь различного оборудования и всей сети предприятия связи в целом.
Совершенствование и использование сочетания нескольких телекоммуникационных технологий на сетях электросвязи при растущей сложности параметров и свойств услуг, которыми необходимо управлять, ведут к увеличению количества систем управления сетями, призванных повысить эффективность работы персонала.
Стратегические интересы собственников активов телекоммуникационной отрасли направлены в данный момент на глубокие структурные преобразования телекоммуникационной сферы, увеличение доходности и повышение ликвидности акций базовых операторов связи, что должно способствовать росту их капитализации, увеличению рыночной стоимости, а значит – инвестиционной привлекательности для отечественного и зарубежного крупного бизнеса.
Не следует забывать, что основным собственником активов отрасли остается государство, и, следовательно, вопросы эффективного управления этими активами в большой степени – важная государственная задача.
В настоящее время большинство крупных операторов связи решают задачу поэтапного проведения реформ своих систем корпоративного управления, в основе которых заложена масштабная перестройка существующих в отрасли бизнес-процессов и совершенствование механизмов принятия стратегических управленческих решений.
В этих условиях финансовое благополучие, и успешная деятельность компании напрямую зависит от грамотной и продуманной оптимизации всех аспектов управления телекоммуникационными ресурсами и должна обеспечиваться посредством выполнения скоординированных целенаправленных действий, осуществляемых в соответствии с планом управления компании – важнейшего документа, определяющего существование и дальнейшее развитие, а подчас и выживание компании на рынке.
Как правило, все преобразования осуществляются компанией-оператором путем структурной реорганизации, централизации функций управления.
Тенденцией последнего времени стали интеграционные процессы на телекоммуникационном рынке, когда в результате слияния операторов фиксированной и мобильной связи появляются операторы, предоставляющие весь спектр телекоммуникационных услуг.
Происходящее насыщение рынка традиционной телефонии, интенсивные процессы конвергенции сетей голосовой связи и передачи данных, появление и развитие широкого спектра новых услуг связи (IP-телефония, Интернет, мультимедийные технологии, электронная коммерция и т.д.) требуют от операторов связи, действующих в условиях жесткой конкуренции, постоянного расширения спектра оказываемых услуг и повышения качества сервиса в сочетании с ростом привлекательности тарифных планов.
Однако внедрение новых услуг и технологий неизбежно должно привести к реорганизации и реструктуризацией корпоративных моделей ведения бизнеса, нацеленных на быстрое изменение организационной структуры и общих принципов построения подразделений оператора, на разработку и оперативное внедрение новых, более эффективных бизнес-процессов, адекватных новому технологическому уровню.
Крупным российским телекоммуникационным операторам вместе с построенной инфраструктурой и оборудованием, «по наследству» из прошлого досталась также и устаревшая «дивизионная» организация эксплуатации, ориентированная на эксплуатацию устаревших аналоговых технологий связи, что вызывает определенные трудности при переходе на новые технологии, скорость внедрения которых все увеличивается и увеличивается, – новые технологии приходят теперь чуть ли не ежегодно (TDM, NGN, IMS, GPON…).
Таким образом, мы наблюдаем отставание бизнес-процессов и оргструктуры от технологий, что усугубляется слабой, а подчас и просто никакой, автоматизацией операционных процессов, – тут и бумажное хранение и передача технологической информации, задействованной в процессах, и ручной учет технических работ, и рукописная отчетность.
Очевидно, что для обеспечения деятельности столь масштабных и технологически сложных организационных структур следует строить системы управления класса OSS/BSS (Operation support system/Business support system). Необходимость построения таких систем обусловлена необходимостью обеспечения эффективного управления сетями и системами с заданными, а зачастую и зафиксированными законодательно, показателями надежности и качества, а также для осуществления оперативного контроля работы сетевых ресурсов и их рационального использования в штатных условиях эксплуатации и в экстремальных ситуациях.
Система управления класса OSS/BSS призвана решить не только проблему формирования единого информационного пространства компании, но и должна обеспечить реализацию комплексного подхода к решению задач ресурсного снабжения, оперативного и дальнесрочного планирования, производства и вывод на рынок услуг, задачи сбыта, маркетинга, материального и финансового учета.
Предполагается, что система OSS/BSS послужит также эффективным инструментом для выработки и проведения в жизнь согласованной общекорпоративной стратегии и тактики управления всеми структурными подразделениями.
Перечисленные выше проблемы усугубляются тем, что используемые отраслевые стандарты устарели, а новых единых стандартов пока не существует.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для успешного роста, а подчас и просто выживания на рынке, телекоммуникационным компаниям необходимо не просто внедрить ту или иную систему управления, а провести комплексную работу по оптимизации технической эксплуатации, причем, должен быть выработан целостный подход, который обеспечит достижение целей.
Очевидно, что столь стремительные и масштабные преобразования в рамках всей отрасли электросвязи должны сопровождаться движением по созданию и внедрению интегрированных платформ управления компаниями, построенные на новейших принципах управления предприятиями электросвязи и, безусловно, с применением новейших информационных технологий.
Copyright © 2011 Казаков Е.Л.
- Войдите на сайт для отправки комментариев