Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Оптимизация технологии ЭДО на финансовом рынке России



Ермаков А.В.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Планируй глобально, начинай с малого

1. Введение

Электронный документооборот является ключевой IT-технологией, необходимой для развития рынка капитала России на современном этапе его развития.

В рамках Правительственной Программы по преодолению кризиса на 2009 год особое внимание уделяется оказанию государственных услуг в электронной форме. Программой предусмотрена работа по автоматизации и упрощению взаимодействия юридических и физических лиц с регулирующими органами. Основные направления Федеральной целевой программы «Информационное общество 2011-2018 г.г.» - развитие государственных автоматизированных информационных систем, реализация ведомственных программ развития информационного общества.

В конце 2008 года вступил в силу федеральный закон , который предусматривает обязательное использование при взаимодействии участников рынка коллективных инвестиций (сегмент финансовых рынков) документов в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью. В настоящее время не все участники рынка перешли на взаимодействие с использованием электронных документов.

На финансовом рынке действуют корпоративные системы электронного документооборота (СЭД), организаторами которых являются, как правило, инфраструктурные организации. Каждая СЭД характеризуется своими, присущими только ей правилами электронного документооборота (ЭДО). В связи с этим непосредственное информационное взаимодействие корпоративных СЭД, как правило, невозможно. Необходимость серьезных структурных изменений очевидна.

Основной целью дипломной работы является определение стандартов и методов создания единой системы электронного документооборота на финансовом рынке России (СЭД ФР).

Основные задачи, которые необходимо решить в рамках дипломной работы:
- Разработать архитектуру СЭД ФР;
- Определить критические факторы успеха создания СЭД ФР;
- Оценить риски создания СЭД ФР.

2. Стратегия развития и характеристики финансового рынка

В рамках утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2043-р Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия развития) большое внимание уделяется вопросам стандартизации и унификации электронного взаимодействия участников рынка.

Стратегией развития предусмотрено определение основных требований к электронным форматам деятельности и стандартам электронного документооборота на организованном рынке.

В настоящей работе акцентировано внимание на электронном взаимодействии участников важнейшего сегмента финансовых рынков - на рынке коллективных инвестиций. Система коллективного инвестирования является одной из инфраструктурных основ российского финансового рынка. Она призвана выполнять функции финансового посредничества по трансформации сбережений в инвестиции, а на более высоком уровне – способствовать увеличению мощности отечественного финансового рынка и расширению его емкости. Так, по состоянию на середину 2009 года, совокупная стоимость чистых активов паевых фондов составляла 635 млрд. руб., а под управлением негосударственных пенсионных фондов находилось порядка 47 млрд. руб. пенсионных накоплений и около 477 млрд. руб. пенсионных резервов. Более 450 млрд. руб. средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда России передано в управляющие компании.

Всего по состоянию на 1 апреля 2009 года на рынке коллективных инвестиций представлено около 6 тысяч организаций (включая организации, вовлеченные в процесс взаимодействия), осуществляющих свою деятельность на основании лицензии Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России. В период кризиса наметилась тенденция к сокращению количества участников рынка коллективных инвестиций.

По результатам национального рейтинга, публикуемого СРО ПАРТАД , специализированные депозитарии (представители инфраструктуры рынка коллективных инвестиций), входящие в пятерку лидеров, обслуживают более 70% управляющих компаний, 75% негосударственных пенсионных фондов и на их долю приходится более 30% от общего объема проводимых операций. При этом финансовый кризис практически не уменьшил количество проводимых специализированными депозитариями операций и, очевидно, не уменьшил объем обрабатываемых документов.

3. Нормативные акты, регулирующие обмен электронными документами

Исходя из анализа положений законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, можно сделать вывод, что необходимая нормативная база для применения юридически значимого электронного документооборота существует, но она не является достаточной для оптимального взаимодействия участников рынка. Так, законодательными и нормативными актами не конкретизированы порядок и правила взаимодействия при использовании электронных документов, не затронуты аспекты перехода от бумажного к электронному документообороту.

4. Корпоративные СЭД и существующие стандарты

В рамках дипломной работы проведен анализ ряда действующих корпоративных СЭД (СЭД специализированных и расчетных депозитариев). Системы электронного документооборота участников рынка регулируются присущими каждой конкретной системе правилами обмена электронными документами. В рамках существующими СЭД производится обмен формализованными (структурированными) и неформализованными (неструктурированными) документами. При описании структуры документов в настоящее время стандартом де-факто является применение языка XML (eXtensible Markup Language). В качестве транспорта для передачи электронных документов, как правило, используется сеть Интернет. Многие СЭД для передачи документов используют электронную почту, но наметилась тенденция к использованию WEB-доступов к корпоративным информационным системам.

Основными тенденциями на международных фондовых рынках является консолидация расчетных систем и стандартизация электронного документооборота с целью сокращения расчетных издержек, перехода на «сквозную обработку информации» и сокращения времени расчетного цикла.

Примером является утверждение ISO 20022 UNIFI (Universal financial industry message scheme), предназначенного для обеспечения взаимодействия финансовых организаций. В силу ряда объективных и субъективных причин, международный стандарт ISO 20022 не применим на российском рынке. Для его использования потребуется внесение значительных изменений в законодательные и нормативные акты, регулирующие российский финансовый рынок.

Попытки стандартизации форматов электронных документов на российском финансовом рынке предпринимались неоднократно, в том числе СРО ПАРТАД в документах «Форматы электронного взаимодействия регистраторов и депозитариев» и «Форматы электронного взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций», которые формально согласованы с ФСФР России. Финансовыми организациями используются форматы электронных платежных документов, разработанные Банком России. В Федеральной налоговой службе используются ведомственные форматы электронных документов, используемые участниками их СЭД.

В ходе работы выявлены основные проблемы организации и осуществления электронного документооборота на рынке коллективных инвестиций.

1. Отсутствие единого нормативного регулирования правил взаимодействия в электронной форме.
2. Отсутствие единого, признанного и используемого всеми субъектами рынка интерфейса взаимодействия и форматов электронных документов.
3. Отсутствие единых, признанных и используемых в практической деятельности всеми участниками рынка метаданных для описания электронных документов.

Перечисленные проблемы ведут к росту затрат субъектов информационного взаимодействия (внедрение и сопровождение множественности программных средств разных СЭД), на интеграцию СЭД с корпоративными информационными системами.

5. Стандарты и методы создания единой СЭД финансовых рынков

В силу отсутствия единых национальных стандартов систем электронного документооборота, для организации ЭДО между участниками рынка целесообразно использовать «Типовые требования к системам управления электронными документами», утвержденные Еврокомиссией в начале 2008 года (MoReq2). Указанные требования характеризуются высокой адаптивностью под потребности участников электронного документооборота, а также возможностью применения в рамках существующего в России нормативного регулирования финансовых рынков. Применение MoReq2 должно осуществляться с учетом особенностей ЭДО российского финансового рынка.

Для организации работ по созданию единой СЭД на финансовых рынках наиболее адекватной является методология Accelerated Value Method, (AVM), разработанная Lotus. Методология AVM, в отличие от традиционных методов, в процессе разработки и внедрения информационных систем учитывает возможные изменения и эволюции, постоянно адаптируя требования к возникающим потребностям. В рамках методологии предусмотрены этапы с измеримым результатом (Value Frame), т.е. решения, которые создаются за короткие временные периоды. В силу своей гибкости и нацеленности на результат, применение AVM позволит создать единую СЭД на финансовых рынках с минимальными затратами и сроками.

6. Архитектура СЭД финансового рынка

В ходе работы получена обобщающая классификация систем электронного документооборота и на ее основе определено понятие «Система электронного документооборота финансовых рынков» (СЭД ФР).

СЭД ФР – система электронного документооборота, состоящая из информационного, программного, технического, организационного, правового и лингвистического обеспечения, предназначенная для автоматизации строго регламентированного и контролируемого движения финансовых электронных документов на основе информационных и коммуникационных технологий, участниками которой является ограниченный круг лиц в силу заключенных соглашений между ними и организаторами корпоративных СЭД.

Цели создания единой СЭД ФР:
• Снижение транзакционных издержек информационного взаимодействия участников финансового рынка;
• Повышение прозрачности рынка для инвесторов и контролирующих организаций;
• Минимизация рисков, связанных с информационным взаимодействием участников рынка.

В работе выполнен анализ возможных количественных и качественных показателей эффективности ЭДО, и среди них выбраны для решения поставленной задачи следующие ключевые индикаторы результативности:

1. «Коэффициент СЭД», %, Ксэд = Куч.сэд. / Куч,

где Куч.сэд. – количество участников финансового рынка, работающих в рамках СЭД ФР,
Куч – общее количество участников финансового рынка.

2. «Коэффициент прозрачности», %, Кпр = Котч.икт. / Котч,

где Котч.икт. - количество подотчетных участников рынка, осуществляющих взаимодействие с ФСФР РФ исключительно с использованием информационно-коммутационных технологий,
Котч – всего количество подотчетных ФСФР РФ организаций.

3. «Коэффициент ЭДО», %, Кэдо = Nэд / Nд,

где Nэд - количество документов, передаваемых участником финансового рынка в электронной форме,
Nд – общее количество документов, передаваемых участником финансового рынка.

4. Динамика снижения затрат организатора СЭД и участника СЭД на осуществление электронного документооборота.

Одним из критических факторов успеха будет являться отсутствие при взаимодействии участников рынка бумажных документов (все коэффициенты должны стремиться к 100%).

Архитектура СЭД ФР (Рисунок 1) разрабатывалась исходя из определения: «Архитектура системы - основная организация системы, воплощенная в ее компонентах, их взаимосвязях между собой и с окружением, и принципы, управляющие ее конструированием и эволюцией».

Рисунок 1. Архитектура СЭД финансовых рынков.

Для описания архитектуры СЭД ФР использована концепция интеграции приложений Enterprise Application Integration (EAI). В качестве приложений (компонентов системы) рассматриваются существующие корпоративные СЭД. Из 4 составляющих концепции EAI акцент сделан на необходимости реализовать и/или утвердить Стандарты интеграции форматов электронных документов (Standards of Integration) на базе XML и начать Интеграцию (совместное распространение и использование) данных (Data Integration) между существующими корпоративными СЭД. На последующих этапах (возможно) проводить интеграцию бизнес-процессов и приложений в целом.

В качестве Стандарта интеграции возможно использование «Стандарта взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления», разработанный Гильдией управляющих документацией, или SOAP (Simple Object Access Protocol), который уже используется Федеральным центром управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем в рамках «Электронного правительства». В качестве форматов документов целесообразно использовать «Форматы электронного взаимодействия участников рынка коллективных инвестиций», разработанные СРО ПАРТАД.
Итак, что же возможно сделать сейчас с максимальной пользой для участников рынка? Исходя из стратегии развития финансовых рынков и разработанной архитектуры СЭД ФР необходимо начать электронное взаимодействие по предоставлению отчетности участниками рынка в ФСФР РФ. На Рисунке 2 приведена разработанная схема нормативного регулирования (уровень бизнес-правил) при информационном взаимодействии участников финансового рынка с ФСФР России при предоставлении отчетов в электронной форме в ФСФР России.

Рисунок 2. Схема организации предоставления отчетов в электронной форме в ФСФР России.

Требования к порядку и правилам обмена электронными документами, утверждаемые ФСФР РФ, должен содержать такие существенные требования, как содержание Типового соглашения об обмене электронными документами, содержание сертификата электронно-цифровой подписи, требования к протоколу обмена электронными документами и т.п. В дальнейшем указанные Требования будут являться основой для бизнес-правил электронного взаимодействия всех участников финансовых рынков.

7. Экономический эффект и оценка рисков использования единой СЭД ФР

По оценкам автора, базирующихся на расчетах количества документов, обрабатываемых специализированными депозитариями, основываясь на оценках Gartner (средний документ на протяжении своего жизненного цикла копируется от 9 до 11 раз, что обходится организации в 20 долл.), экономия при использовании документов в электронно-цифровой форме в целом по финансовому рынку может составить порядка 20 млн. долларов в год.

После создания СЭД ФР снизятся следующие видов рисков: правовые (неурегулированность вопросов применения ЭЦП и отношений участников ЭДО); риски неэффективности системы организации СЭД; технологические риски (неэффективность порядка и способов осуществления ЭДО). Другие риски, как минимум, не возрастут.

8. Выводы

Требования к единой СЭД ФР, помимо применения концепций и методик в области информационных технологий, носят нормативно-организационный и технологический характер, а успешность создания СЭД ФР в значительной степени зависит от взаимодействия участников рынка, саморегулируемых организаций участников и государственных регулирующих органов.

Главными мотивирующими факторами создания СЭД финансовых рынков являются снижение транзакционных издержек участниками рынка, и повышение прозрачности финансового рынка для инвесторов и государственных регулирующих органов.

В при услови использования «Типовых требований к системам управления электронными документами» (MoReq2), методики внедрения Accelerated Value Method (AVM), концепции построения архитектуры информационных систем Enterprise Application Integration (EAI) и утвержденных ФСФР РФ «Требований к порядку и правилам обмена электронными документами», возможно создать единую децентрализованную систему электронного документооборота на финансовом рынке. На сегодня это является оптимальным решением для технологии как механизма реализации стратегии развития финансовых рынков.

9. Результаты дипломной работы

В ходе дипломной работы автором проделано следующее:
• проанализирована стратегия развития финансовых рынков России в аспекте использования информационных технологий;
• проанализирована нормативная база на предмет регулирования электронного взаимодействия участников финансовых рынков;
• исследованы существующие стандарты электронного взаимодействия и корпоративные системы ЭДО лидеров рынка;
• предложено определение и архитектура единой СЭД ФР;
• предложены ключевые индикаторы результативности создания единой СЭД ФР;
• сделан вывод о возможности и условиях создания единой СЭД ФР как механизма оптимизации технологии ЭДО на финансовом рынке для реализации стратегии развития финансовых рынков.

Copyright © 2009 Ермаков А.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2009
Рубрика: 
Электронное государство
Автор: 
Ермаков А.В.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 9.3 (3 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009