Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
ИТ архитектура современного аэровокзального комплекса
Кочарян Р.Д.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
Современный гражданский аэропорт - это сложное многофункциональное предприятие, обеспечивающее пассажирские и грузовые авиаперевозки, с большим количеством потребителей и поставщиков услуг.
Целью данной работы является описание ИТ архитектуры современного аэровокзального комплекса (АВК) и определение сценариев ее ввода в эксплуатацию на примере вводимого в строй нового пассажирского терминала Шереметьево-3 в международном аэропорту Шереметьево.
В рамках работы рассматриваются и решаются следующие задачи:
- Определение основных участников бизнеса международного АВК и их задач в связи с обеспечением вылетов и прилетов авиарейсов;
- Описание бизнеса и услуг оператора АВК Шереметьево-3 ОАО «Терминал» (Компания) участникам бизнеса и определение на этой основе бизнес и прикладной архитектуры оператора АВК;
- Определение графика готовности и этапов ввода в эксплуатацию ИТ-сервисов оператора АВК на основе портфеля проектов АВК и 5 уровней готовности ИТ инфраструктуры и производственных сценариев.
Указанные задачи являются актуальными задачами оператора пассажирского терминала Шереметьево-3 на этапе ввода в эксплуатацию в период с сентября по декабрь 2009.
Основное внимание в данной работе уделяется прикладной ИТ архитектуре, связанной с основными производственными процессами АВК по обеспечению прибытия и отправления пассажиров и рейсов, а не базовой слаботочной инфраструктуре зданий и сооружений – сетей и средств связи, передачи данных, сигнализации, безопасности и т.д., однако учитывается влияние указанных слаботочных систем на сроки выполнения проектов по производственной ИТ архитектуре. В работе также не рассматриваются офисные бизнес-приложения АВК и системы бухгалтерского учета, финансово-экономического планирования и управления, документооборота предприятия.
Автор данной работы руководил проектами внедрения производственных ИТ систем для АВК Шереметьево-3 с начала строительства АВК в 2005г. по настоящее время сначала в качестве менеджера проекта ИТ в рамках управляющей строительством компании Бовис Ленд Лиз Интернешнл Лимитед (Великобритания), а затем в качестве зам. директора Службы ИТ по развитию в рамках компании ОАО «Терминал» - владельца и оператора АВК Шереметьево-3.
Теоретическая часть – методика и исходные данные
В работе использовался следующий методический инструментарий и исходные данные по проектам и технологиям международных аэропортов для описания бизнеса и ИТ архитектуры АВК:
1. В качестве методики для описания бизнес- и прикладной архитектуры Компании в работе используется метод бизнес-рамок, описанный в курсе «ИТ и бизнес-стратегия фирмы» (1) и в статьях (2), (3) преподавателя Школы IT-менеджмента АНХ Ананьина В.И., руководителя данной работы, а также в источниках (4) и (6).
2. Для анализа бизнеса и проектов прикладной архитектуры АВК использовались материалы (8)-(12).
3. Разработка сценариев ввода ИТ архитектуры в эксплуатацию выполнена с использованием материалов Проектной документации по пакетам работ АВК Шереметьево-3 (11) и Концепции эксплуатации АВК Шереметьево-3 (10).
4. В качестве материалов и данных по наилучшей практике проектов развития и технологиям международных аэропортов использованы источники (7) и (13).
Описание бизнеса АВК и его участников
Современный гражданский аэропорт включает в себя аэродромный комплекс - здания, сооружения и оборудование, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (ВС), включая взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки (РД), перроны для стоянок воздушных судов (ВС), аэронавигационное и светотехническое оборудование и т.д.; пассажирские и грузовые терминалы (аэровокзальные комплексы - АВК); авиационно-технические центры (АТЦ) по инженерно-авиационному обслуживанию ВС; топливо-заправочный комплекс (ТЗК), а также другие здания и инженерно-технические сооружения и сети.
Описание процессов Прилета и Вылета
Основной задачей пассажирского АВК является обеспечение процессов Вылета и Прилета пассажиров на основе регулярных и чартерных рейсов. Эти процессы описаны ниже схематически на диаграммах и в перечне основных операций на примере рейсов международных воздушных линий (МВЛ) в АВК Шереметьево-3 (Ш-3):
Прилет:
- высадка через телетрап (ближние стоянки) или самоходный трап (дальние стоянки)
- доставка автобусом в зал Прилета
- паспортный контроль (на МВЛ)
- транспортировка багажа в зону раскомлектации
- разгрузка багажа на багажный конвейер и доставка в зону выдачи багажа
- получение багажа
- заполнение таможенных деклараций и прохождение формальностей государственных контролирующих органов (Госорганы) в пункте пропуска через государственную границу (Таможня, ЛУВД, фитосанитарный и ветеринарный контроль…)
- убытие из АВК общественным или частным транспортом
Вылет:
- Прибытие пассажира в АВК
- Досмотр при входе в АВК
- Получение справочной информации по рейсам
- Заполнение таможенной декларации и прохождение формальностей Госорганов
- Регистрация пассажира и оформление багажа на рейс
- Досмотр и сортировка багажа в багажной системе, включая безопасность, таможню и РК
- Комплектация багажа, доставка к ВС и загрузка на борт
- Паспортный контроль пассажиров
- Предполетный досмотр пассажиров и ручной клади
- Ожидание начала посадки в концессионных зонах
- Посадка на борт ВС через телетрап
- Доставка автобусом к ВС и посадка через самоходный трап
Участники Прилета и Вылета
Основными участниками процессов Вылета и Прилета в АВК (Участники) являются:
- Пассажир, для перевозки которого выполняются авиарейсы через АВК;
- Авиакомпании (авиаперевозчики), выполняющие пассажирские рейсы на воздушных судах;
- Агенты по наземному обслуживанию авиакомпаний (хендлинг-агенты), выполняющие весь комплекс обслуживания ВС, пассажира и багажа на рейсе на основе хендлингового договора с авиакомпанией;
- Оператор АВК, эксплуатирующий здания, сооружения и инженерные системы АВК;
- Оператор аэропорта, эксплуатирующий здания, сооружения и инженерные системы аэропорта;
- Компании-партнеры операторов АВК и аэропорта и хендлинг-агентов по авиационному бизнесу для обеспечения процедур досмотра авиационной безопасности, топливозаправки, поставки бортпитания, уборки ВС, обслуживания багажа и грузов, предоставления телекоммуникационных услуг и т.д.
- Государственные органы, обеспечивающие процедуры Пункта пропуска через государственную границу РФ (Отряд пограничного контроля, Шереметьевская таможня, консул, иммиграционный контроль, Роспотребнадзор, Россельхознадзор и др.), правопорядок (ЛУВД) и другие контрольные функции со стороны государства (ФСБ, Военный комендант и т.д.).
- Компании-концессионеры, обеспечивающие уборку помещений, работу предприятий питания и торговли, банки и пункты обмена валюты, операторы связи (мобильная, таксофоны), аренда автомобилей, бронирование гостиниц, продажа авиабилетов, турбюро, почта, такси, VIP и бизнес-залы, залы официальных делегаций, обслуживание специальных категорий пассажиров.
Бизнес архитектура Компании
Далее в работе описывается бизнес- и прикладная архитектура Оператора АВК (Компании), а также перечень сервисов (услуг) Компании остальным Участникам на примере ОАО «Терминал», владеющего новым аэровокзальным комплексом Шереметьево-3 и эксплуатирующего его после открытия.
Бизнес рамка Компании включает следующие функциональные группы и задачи:
Высшее руководство – разрабатывает и реализует стратегию предприятия.
Административно-финансовое управление – бухгалтерия, финансы, персонал, маркетинг.
Сервисные функции – безопасность, ИТ, документационное обеспечение, управление ремонтом и строительством, проекты и программы.
Операционное ядро – продажи услуг, сервисы, партнеры, управление снабжением и запасами, производственная деятельность.
Сервисы Компании Участникам
Ниже приведены основные услуги Компании Участникам в связи с производственной деятельностью Компании и Участников (Сервисы):
Пассажир – привокзальная площадь, стоянки автомобилей, справочно-информационное обслуживание, залы ожидания АВК, уборка помещений (клининг), камеры хранения, багажные тележки и грузчики. Пассажир оплачивает все эти услуги Компании через единый сбор за аэровокзальное обслуживание в авиабилете, который авиакомпании перечисляют при взаиморасчетах оператору АВК.
Авиакомпании (авиаперевозчики)
- Предоставление стоянок ВС, телетрапов, наземного электропитания 400Гц, обогрева ВС, услуг связи и передачи данных
- Предоставление в аренду офисов, площадей и стоянок автомобилей
Агент по наземному обслуживанию авиакомпаний (ОАО «Аэрофлот»)
– Перрон и стоянки ВС
- Телетрапы, питание 400Гц, заземление, обогрев ВС
- Здания и сооружения АВК (концессия)
- Стойки регистрации, трансфера и посадки пассажиров, терминальное оборудование стоек и киоски самостоятельной регистрации
- Информация по рейсам
- Обработка багажа через автоматизированную систему обработки багажа СОБ
- Досмотр пассажиров, багажа, грузов и почты (совместно с ЗАО Аэромаш-АБ)
- Офисные помещения и стоянки автомобилей (аренда)
- Услуги связи и передача данных
- Системы безопасности и видеонаблюдения
Оператор аэропорта (ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» - МАШ)
- перрон АВК (для стоянки ВС из других теминалов)
- Системы безопасности и видеонаблюдения для режимной зоны аэропорта (перрон, зона комплектации багажа, КПП и участок периметра)
Партнеры Компании и хендлинг-агента по авиационному бизнесу
– Перрон и стоянки ВС
- Топливная система на перроне для заправки ВС
- Здания, сооружения, офисные помещения АВК (концессия, аренда)
- Крытый паркинг и стоянки автомобилей
- Информация по рейсам, пассажирам и багажу
- Системы досмотра багажа и пассажиров
- Услуги связи и передача данных
- Системы безопасности и видеонаблюдения
Государственные органы
– Перрон и стоянки ВС
- Площади и офисы АВК
- Стоянки автомобилей
- Информация по рейсам, пассажирам и багажу
- Статусы досмотра и обработки багажа и пассажиров
- Услуги связи и передача данных
- Системы безопасности и видеонаблюдения
Концессионеры
- Площади и офисы АВК (концессия, аренда)
- Крытый паркинг и стоянки автомобилей
- Стойки и терминальное оборудование для регистрации пассажиров CUTE (VIP и бизнес-залы)
- Информационные системы AODB/FIDS и средства отображения
- Досмотр пассажиров (совместно с ЗАО Аэромаш-АБ)
- Услуги связи и передача данных
- Системы безопасности и видеонаблюдения
Прикладная архитектура Компании и портфель проектов
В таблице ниже приведен перечень основных бизнес-приложений и решений Компании, требуемых для обеспечения производственных Сервисов Компании и Участников в соответствии с наилучшей практикой международных аэропортов, изложенной в (7), с указанием поставщиков и статуса готовности:
График готовности сервисов
В таблице ниже представлен перечень приложений с указанием Участников, для обеспечения сервисов которых данные приложения должны функционировать, со сроками готовности систем:
На основе приведенных данных в работе составлены сценарии готовности ввода АВК в эксплуатацию в соответствии с 5 уровнями качества сервиса:
1. Пробная эксплуатация на ограниченных участках АВК на основе тренировочных рейсов без интеграции систем – начало 30.09.09
2. Эксплуатация ВВЛ с рядом ручных операций – 01.10.09
3. Эксплуатация ВВЛ с автоматическим обменом данными – 09.10.09
4. Эксплуатация МВЛ с рядом ручных операций – 01.11.09
5. Эксплуатация МВЛ с автоматическим обменом данными – 15.11.09
Заключение
Итак, в результате данной работы:
- Определены основные бизнес-участники и пользователи АВК, их задачи и требования в связи с обеспечением вылетов и прилетов авиарейсов;
- Описан бизнес и услуги Компании Участникам бизнеса и определена бизнес и прикладная архитектура Компании;
- Определены графики готовности и этапы ввода в эксплуатацию ИТ-сервисов Компании на основе портфеля проектов АВК и 5 уровней готовности ИТ инфраструктуры и производственных сценариев.
Литература
1. Ананьин В.И., презентация по курсу «ИТ стратегия и бизнес стратегия» для слушателей программы MBA-CIO в Школе ИТ-менеджмента АНХ при правительстве РФ, 126 слайдов.
2. Ананьин В.И. “Формирование архитектуры корпоративной информационной системы путем естественного отбора ”, журнал Intelligent Enterprise № 17 (149), 26 сентября 2006.
3. Ананьин В.И. “Разнообразие бизнес архитектур и управление ИТ”, журнал Intelligent Enterprise №4 (180), 10 марта 2008.
4. Данилов А., Слюсаренко А. “Архитектура и стратегия. “Инь и Янь” информационных технологий предприятия”, Интернет Институт Информационных Технологий, Москва, 2005.
5. ANSI/IEEE Std 1471-2000.
6. enhanced Telecom Operatenhanced Operations MapTM (eTOM). The Business Process Framework. For The Information and Communications Services Industry. TeleManagement Forum 2002.
7. IATA Airport Development Reference Manual, 9th edition, 2003.
8. «Перечень авиационных услуг и работ, планируемых в АВК Шереметьево-3», ОАО «Терминал», 2006.
9. «Политика ценообразования ОАО «Терминал» в отношении аэропортовых сборов», 2007.
10. «Концепция эксплуатации АВК Шереметьево-3», ОАО «Терминал», 2008.
11. Материалы тендеров, контракты и проектная документация ОАО «Терминал» на пакеты работ по строительству АВК Шереметьево-3 - генерального подряда на проектирование и строительство (ГП), пакетов работ на проектирование и внедрение системы обработки багажа (СОБ), пассажирских телетрапов (ПТТ) и производственных ИТ систем (ИТ), 2005-2008.
12. Kocharyan R.D., Levy A. “Sheremetyevo Terminal-3 – Status update and review of new technologies applied” («Терминал Шереметьево-3 – обзор состояния проекта и применяемых новых технологий»), доклад на международной конференции Пассажирский Терминал Экспо в г.Барселона, 27 марта 2006, материалы конференции, на англ. яз.
13. Материалы международных конференций по пассажирским терминалам и статьи в журналах Passenger Terminal World и Jane’s Airport Review о проектах и технологиях аэропортов, 1999-2009.
Copyright © 2009 Кочарян Р.Д.