Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Определение целевого состояния и разработка ИТ-стратегии в вертикальном энергетическом холдинге
Ляшенко А.Н.
выпускник группы MBA CIO-13
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
1. ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, особенно на постсоветском пространстве, когда бизнес очень стремительно меняется и требуются дополнительные возможности для конкуренции с сильными отечественными и тем более западными компаниями на нашем рынке, очень важно понимать каким образом информационные технологии смогут помочь в этом. Более того, при неэффективном использовании IT в компании, вероятнее всего, что данный бизнес не имеет преимуществ перед конкурентами в эру глобализации и рано или поздно обречён на провал. От того на сколько правильно ИТ идёт в ногу с бизнесом, удовлетворяя его потребности, зависит завтрашний день любой компании, особенно крупной и распределенной.
Ответы, в которых раскрывается, каким образом на основе наиболее актуальных технологий на текущий момент для данного бизнеса возможно улучшить бизнес, содержатся в корпоративной ИТ-стратегии.
IT-стратегия — это часть общей стратегии развития компании, в которой указан выбор путей и реализация комплекса спланированных действий в рамках ИТ, способствующих достижению стратегических бизнес-целей компании.
В данной работе выполняется разработка ИТ-стратегии для реальной Компании, которая представляет собой вертикальную интеграцию предприятий, создающих эффективную производственную цепочку от добычи угля до генерации и поставки электроэнергии. Взаимовыгодное сотрудничество угледобывающих и генерирующих предприятий, внедрение передовых технологий, профессиональный менеджмент, взвешенная социальная политика позволяют Компании занять лидирующие позиции на топливно-энергетическом рынке Украины. Персонал всех уровней и звеньев Компании сплочен в мощный коллектив.
В состав компании входит порядка 20 субъектов хозяйственной деятельности, каждый из которых имеет 1-15 территориальных площадок. На предприятиях, находящихся более чем в 5 областях страны, работают более 60 тысяч человек. Предприятия компании добывают более 25% всего угля в стране, и генерируют более 40% всей тепловой электроэнергии.
Стратегия развития Компании на ближайшие годы предусматривает повышение эффективности корпоративного управления, оптимизацию основных бизнес-процессов, внедрение новых технологий, интеграцию новых активов, увеличение присутствия на целевых рынках. Структурно компания представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Структура компании.
Основной целью данной работы является достижение следующего:
- определение роли ИТ в Компании;
- определение модели функционирования;
- определение целевого состояния ИТ по модели зрелости ИТ (бизнес-приложения, ИТ инфраструктура и телефония, процессы управления ИТ);
- определение миссии ИТ, ключевых направлений развития ИТ, ролевой структуры ИТ, стратегических целей ИТ.
Также в рамках работы решаются задачи:
- Разработка сценариев достижения утвержденного целевого состояния ИТ. Сценарий состоит из набора инициатив с характеристиками стоимости, длительности, потребности в ресурсах и взаимозависимости от других инициатив.
- Разработка портфеля проектов по реализации утвержденного сценария. Портфель проектов формирует финансовый план (инвестиции в ИТ на 5 лет), ресурсный план (человеческие ресурсы, необходимые для реализации проектов) и технико-экономическое обоснование 10 наиболее приоритетных проектов.
Данный комплекс работ по разработке стратегии основывается на модели зрелости инфраструктуры от Gartner, а также на модели оптимизации инфраструктуры от Microsoft. При разработке используется методика, применяемая международной консалтинговой фирмой Deloitte.
Для достижения поставленных целей предполагается использование следующих инструментов:
• Анкетирование топ-менеджмента управляющей компании и ее активов.
• Анализ бизнес-требований.
• Анализ существующей функции ИТ.
• Оценка AS IS функции ИТ в компании.
• Анализ тенденций и лучших практик.
ИT-стратегия разрабатывается на базе текущих запросов бизнеса и перспективы его развития в целом на ближайшие 5 лет, что позволит более эффективно работать как каждому сотруднику в частности, так и всей компании в целом.
2. ТЕОРИЯ РАЗРАБОТКИ ИТ-СТРАТЕГИИ
2.1. Применяемые подходы при разработке ИТ-стратегии
При разработке ИТ-стратегии, как правило, применяются следующие основные источники:
- Методики разработки ИТ-стратегий ведущих международных консалтинговых фирм.
- Концепция управления ИТ-сервисами: ITIL (Information Technology Infrastructure Library) - библиотека передового опыта в области управления ИТ, в т.ч. лучший опыт организации функционирования ИТ-служб.
- COBIT (определяет фокусные области компетенции и деятельности по стратегическому управлению ИТ).
- Методы стратегического планирования.
Т.к. сегодня можно выделить множество подходов по разработке ИТ-стратегии, то в данной работе были обобщены и представлены возможные семь основных подходов. Было проведено сравнение перечисленных подходов, а также произведена их сортировка в порядке ожидаемой эффективности и затрат на разработку этих стратегий.
2.2 Этапы разработки ИТ-стратегии
Условно, разработку ИТ-стратегии можно разделить на три этапа:
- Этап 1: Аудит ИТ-службы по стандарту CobiT. Задача — понять какие ИТ-сервисы в данный момент используются и как они функционируют. Также анализируются не только технологии, но и организация работы персонала и процессов. По результатам аудита дается экспертная оценка уровня развития ИТ в соответствии с моделями зрелости CobiT.
- Этап 2: Оценка соответствия уровня развития ИТ текущим и перспективным требованиям бизнеса. Задача — определить какие сервисы нужны для оптимального функционирования бизнеса и каков должен быть уровень зрелости ИТ через несколько лет, чтобы достичь бизнес-целей.
- Этап 3: Разработка ИТ-стратегии. Основные задачи — определить этапы и подходы к достижению целей развития ИТ, оценить необходимый бюджет и систему мотивации персонала, разработать критерии оценки эффективности реализации ИТ-стратегии, формализовать основные преимущества, который получит бизнес.
2.3 Определение уровня зрелости ИТ (по Cobit)
Оценка уровня развития ИТ осуществляется с использованием балльной системы по следующим параметрам:
• степень автоматизации бизнес-процессов предприятия;
• статус (роль) ИТ-службы на предприятии;
• принципы построения стратегии развития ИТ-службы;
• организация работы ИТ-службы.
Сбор исходных данных для разработки оценок по приведенным параметрам проводится путем анкетирования руководителей ИТ-служб предприятий с возможность выбирать типовые варианты ответов (закрытое анкетирование), а также давать необходимые комментарии в произвольной форме (открытое анкетирование). При этом по каждому из рассмотренных параметров оценки уровня ИТ предлагается заранее подготовленный набор вопросов.
Основными критериями эффективности организации работы ИТ-службы предприятия при этом полагаются:
• использование стандартов управления проектами;
• планирование обучения сотрудников ИТ-службы;
• стандартизация и автоматизация процесса сбора, хранения и обмена ИТ-знаниями (управление ИТ-знаниями).
Помимо усредненных оценок по видам деятельности, необходимо выявить предприятия с лучшим уровнем развитием ИТ. Это требует позиционирования относительно среднеотраслевых показателей.
Для интерпретации результатов анализа в соответствии со стандартом CobiT в работе использовалась шкала экспертных оценок.
3. РОЛЬ ИТ В КОМПАНИИ
Были выделены и рассмотрены характеристики 3-х основных возможных ролей ИТ в организации:
• Функция поддержки (Solid Utility)
• Поставщик услуг (Trusted Supplier)
• Бизнес-партнер
В результате сравнения ролей и анализа, была определена роль ИТ в исследуемой компании.
4. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИТ
Были выделены и описаны 3 основные модели функционирования ИТ:
• Централизованная
• Децентрализованная
• Федеративная (смешанная)
Были также представлены схематически возможные варианты организационных структур для этих вариантов. Определены факторы, от которых зависит выбор модели. В результате анализа, была выбрана модель ИТ для исследуемой компании.
5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО СОСТОЯНИЯ ИТ В ИССЛЕДУЕМОЙ КОМПАНИИ
Было проведено исследование, в ходе которого определялось текущее и целевое состояние основных составляющих ИТ. На основании этого были сделаны выводы, куда и как нужно двигаться для достижения целевого состояния, сформулированы основные требования для улучшения.
Рисунок 2. Диаграмма текущего/целевого состояния бизнес-приложений в компании.
Рисунок 3. Диаграмма текущего/целевого состояния ИТ инфраструктуры.
Рисунок 4. Диаграмма текущего/целевого состояния процессов управления ИТ.
6. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ИССЛЕДУЕМОЙ КОМПАНИИ
Определены цели ИТ, основные стратегические задачи, описаны результаты (бизнес-ожидания) от их выполнения, а также сформированы основные инициативы с календарным планированием для достижения целей.
Цель ИТ-функции в компании: Обеспечивать деятельность и развитие бизнеса, предоставляя услуги ИТ высокого качества на основе передовых информационных технологий
Рисунок 5. Цели ИТ.
7. УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ ИТ
Для эффективного управления ИТ-командой необходимо формализовать и поставить процесс "Управление персоналом IT". Данный процесс заключается в построении IT организации, которая подотчетна за выполнение всех необходимых работ, обеспечивающих должное функционирование информационных систем, обладает необходимыми для этого компетенциями, эффективно управляет распределением ответственности и трудозатратами, является масштабируемой.
Задачи процесса «Управления персоналом IT»:
- Идентификация необходимых обязанностей для обеспечения функционирования IT-услуг с оговоренным уровнем сервиса.
- Идентификация необходимых ролей, ответственных за выполнение обязанностей.
- Оценка требуемых и существующих компетенций персонала.
- Введение в роль новых сотрудников.
- Разработка планов обучения и отслеживание их исполнение.
- Оценка необходимых трудозатрат на эксплуатацию и поддержку сервисов.
На нижеследующей диаграмме (рис. 6) представлена высокоуровневая диаграмма процесса «Управления персоналом IT». В работе разработаны основные процедуры и детально описаны в регламентах данного процесса.
Рисунок 6. Диаграмма процесса «Управление персоналом IT».
Идентификация и соотнесение ролей. Идентификация типов работ, выполнение которых необходимо для достижения целей IT организации, определение необходимых ролей, достаточных для выполнения всех типов работ и последующее соотнесение ролей и обязанностей.
Оценка трудозатрат. Определение «границ» сервиса, идентификация всех эксплуатационных задач, необходимых для обеспечения требуемого уровня сервиса, частоты выполнения и длительности каждой задачи, что позволяет оценить суммарные операционные трудозатраты.
Введение в роль. Составление вводного плана обучения для эффективного введения в роль нового сотрудника, идентификация возложенных на него ролей, постановка задачи и менторинг.
Управление компетенциями. Идентификация необходимых компетенций для эффективной работы в рамках отведенной роли, оценка текущих компетенций и поиск «пробелов», устраняемых посредством разработки и выполнения плана обучения.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате данной работы мы определили роль ИТ в компании, бизнес-цели и их проекцию на ИТ-цели, модель функционирования ИТ. Зная текущее состояние ИТ-функции в компании и определив ее целевое состояние, была разработана ИТ-стратегия, определен портфель и основные инициативы для реализации стратегических задач. В компании сформировано видение развития IT-инфраструктуры, бизнес-приложений, процессов управления ИТ в целом на 3-5 лет. Кроме этого, в данной IT-стратегии чётко прописано какую выгоду будет иметь бизнес по мере её внедрения (например снижение совокупной стоимости владения IT, включая прямые и непрямые расходы; повышение безопасности, выраженное в уменьшении количества атак, эффективность работы конечных пользователей, поднятие уровня прибыли компании за счёт использования соответствующих бизнес-приложений и т.д.). Данный план может изменяться в случае перемены направления бизнеса, если будет такая необходимость.
Для достижения указанных целей сформулированы основные принципы управления командой ИТ. Постановка соответствующего процесса позволяет построить IT организацию, которая подотчетна за выполнение всех необходимых работ, обеспечивающих должное функционирование информационных систем, обладает необходимыми для этого компетенциями, эффективно управляет распределением ответственности и трудозатратами, является масштабируемой.
Copyright © 2009 Ляшенко А.Н.