Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


ИТ стратегия ООО "Сервисная компания Борец"



Асташкин Д.Н.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Сегодня российский бизнес переживает один из самых сложных и переломных моментов в своей новейшей истории. С одной стороны, в большинстве отраслей преодолены последствия 90-х годов 20-го века и кризиса 1998 года. Последние 6-7 лет наблюдался устойчивый экономический рост. Уверенно улучшались макроэкономические показатели. С каждым годом ужесточалась конкуренция на внутреннем рынке, как со стороны отечественных предприятий, так и с международных корпораций. Активно происходил выход крупнейших зарубежных игроков на российский рынок. Рынок слияний и поглощений в России переживал настоящий бум (при этом значительное количество таких сделок происходило с участием зарубежных корпораций). Но с другой стороны, наступил кризис 2008 года. Можно уверенно утверждать, что те предприятия, которые вовремя смогут приспособиться к этим условиям, усилить свою конкурентоспособность, поднять качество своей продукции и услуг, станут лидерами в своих областях на достаточно длительное время.

Возможно ли в настоящее время выполнение этих задач без адекватного использования информационных технологий? Ответ однозначен – Нет! ИТ в современном мире глобализации, огромных корпораций, постоянного повышения качества продукции и услуг, сокращения цикла разработки новых продуктов, слияний и поглощений является тем инструментом, что связывают всю организацию в единый организм, позволяют управлять ею, как единым цельным объектом и в конечном счете не только выживать, но и выбиваться в лидеры и достигать своих стратегических целей. Безусловно ИТ не являются самодостаточными. Невозможно просто внедрить в организации «нужную» ИС и получить повышение конкурентоспособности предприятия. Только грамотное и продуманное использование ИТ может приводить к существенным результатам для бизнеса в целом.

Что же является залогом стратегической согласованности развития бизнеса и ИТ? По моему мнению – наличие стратегии развития ИТ предприятия или ИТ-стратегии.

Безусловно, просто факт наличия некоего документа с названием «ИТ стратегия» не изменит ничего. Только при условии наличия на предприятии процесса стратегического планирования, привлекающего все подразделения организации включая и ИТ службу, можно разработать как бизнес-стратегию, учитывающую новые возможности, открываемые ИТ, так и ИТ стратегию, согласованную с развитием бизнеса компании и направленную на достижение стратегических бизнес-целей организации.

Нетрудно понять, что стратегия – это перечень целей, они как правило инвариантны к конкретной ситуации и могут меняться только тогда, когда ситуация меняется радикально, делая прежний набор целей бессмысленным.

Тут важно помнить, что любая стратегия, это «картинка со всех сторон», и выгода в цене сегодня обращается потерями завтра, а купленное оборудование, при установке в регионе далеком от центра может потребовать больших вложений в сервис. При всей важности данной стратегии, она все равно не является основной, так как процесс автоматизации всегда будет подчинен процессу производства и торговли.

В сфере информационных технологий, как и в любой другой работают люди. Современный ИТ директор - самостоятельный и ответственный человек, он знает свой участок работы в реализации общей стратегии, и в рамках той самой стратегии, он конечно командующий. Хотя все зависит от персоналии самого директора, кем он себя ощущает, тем он и будет в процессе реализации общей стратегии развитии компании. Важно отметить и что ИТ стратегия предприятия является производной от личной стратегии ИТ директора, так же как общая стратегия предприятия является производной от личной стратегии собственника.

Стратегия предприятия в области информационных технологий должна органически вписываться в общую корпоративную стратегию развития. В свою очередь, корпоративная стратегия определяется стратегическими целями компании и т.н. «критическими факторами успеха» — областями деятельности, успех которых обеспечивает успех компании в целом.

Таким образом, грамотная ИТ стратегия должна быть:
• неотъемлемой частью общих стратегических планов организации;
• направлена на достижение общих целей бизнеса;
• разработана не изолированно сотрудниками ИТ службы, а с непосредственным участием всего топ-менеджмента компании;
• сфокусирована не на технологиях, а на том, что с помощью этих технологий можно достичь и главное зачем, т.е. какие именно задачи бизнеса можно решить с помощью ИТ.

При этом стратегия должна содержать четко обозначенную цель и задавать направление ее достижения.

На этапе разработки ИТ стратегии необходимо определить правила реализации перечня целей и задач, исходя именно из инкрементального развития ИТ комплекса, как одного из важнейших направлений развития.

Инкрементализм - при формировании бизнес-стратегии или ведении ИТ проектов - является эффективным средством снижения рисков. Чем менее компания уверена в целесообразности своих начинаний, компетентности привлеченных специалистов и стабильности рынка и макросреды, тем выше гарантия, что ее выбор падет именно на инкрементальный метод движения к цели. Для того, чтобы вовремя свернуть (если цель разонравилась) или наоборот подправить если пошли не туда.

При этом согласование требований к системе идет по горизонтали и вертикали и носит непрерывный итерационный характер. Именно при таком порядке взаимодействия эффективность внешних исполнителей приближается к уровню штатных специалистов, которые работают не по пунктам в техническом задании, а пока не понравится заказчику.

Один из вариантов комплекса работ по разработке ИТ стратегии включает в себя:

  1. Анализ текущей ИТ инфраструктуры. Задача первого этапа понять, какие сервисы в данный момент настроены и как они функционируют. Также анализируются не только технологии, но и работа людей и процессов. Анализ основывается на вопросах, ответив на которые можно определить насколько оптимальна инфраструктура.
  2. Определение, на каком уровне зрелости в данный момент находится компания в отношении ИТ. На базе ответов, полученных на первом этапе можно определиться на каком из 4х уровней зрелости (Gartner, MTU) находится компания, где её отстающие компоненты и т.д.

В результате разработки ИТ стратегии мы получаем целостное видения развития ИТ инфраструктуры в целом на несколько лет. В ИТ стратегии, чётко прописано какую выгоду будет иметь бизнес по мере её внедрения (например снижение совокупной стоимости владения ИТ, включая прямые и непрямые расходы; повышение безопасности, выраженный в уменьшении количества атак, эффективность работы конечных пользователей, поднятие уровня финансовых показателей компании за счёт использования соответствующих бизнес приложений и т.д.).

Результаты по разработке стратегии должны включать:
• Перечень видов деятельности предприятия и какие ИТ системы используются в каждом виде деятельности сейчас и какие планируется использовать на глубину разработки стратегии;
• Предложения по вариантам развития информационных систем с оценкой затрат и сроков;
• Разработка требований к необходимому функционалу информационных систем;
• План работ по реализации ИТ стратегии компании с описанием сроков, ресурсов, затрат и организацией работ.

ИТ стратегия является способом использования информационных технологий для решения бизнес-задач компании, что позволяет ей быть адекватной на рынке и способствует повышению ее конкурентоспособности.

Copyright © 2009 Асташкин Д.Н.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2009
Рубрика: 
IT-стратегия
Автор: 
Асташкин Д.Н.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009