Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Разработка типового решения по мониторингу (контролю) информационных потоков коммерческого банка
Назаров О.А.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Данный проект содержит разработку типового адаптивного решения по осуществлению мониторинга (а в некоторых случаях и прямого контроля) информационных потоков финансовой организации. В частности, коммерческого банка.
Согласно статистике Центрального Банка России, мы видим, что общее количество банков с 01 августа 2008 года по 01 августа 2009 года сократилось на 44 Кредитных организации. Из них в центральном федеральном округе сократилось 19 Кредитных организаций. При этом общее количество филиалов уменьшилось на 191 (42 филиала были сокращены в Центральном федеральном округе в течение года). В процентном отношении, количество кредитных организаций уменьшилось (в основном в процессе банковского кризиса осенью 2008 года) примерно на 4%, что не соизмеримо в процентном отношении с уменьшением основных экономических показателей. Вызвано это несколькими факторами:
1. Большим количеством денежной массы, инвестированной в Банковский сектор для поддержки производства. Большая часть средств «осталась» в самом банковском секторе. По факту, государство инвестировало в банковский сектор, что позволило избежать большого количества банкротств.
2. Достаточно большим запасом по оптимизации издержек банков. Связано это с тем, что на стабильно растущем (в течение последних лет) рынке об оптимизации издержек никто не думал. Как следствие, резервы по оптимизации издержек выполнили роль своеобразной «подушки безопасности» во время кризиса.
3. Достаточно большим количеством средних и «карманных» банков внутри холдингов. Для этих банков, финансовое состояние во многом зависит от финансового состояния «родительской» структуры. Несмотря на слабую загрузку, предприятия (те, что не обанкротились) все так же ведут взаиморасчеты с поставщиками и клиентами, выплачивают заработную плату, осуществляют иные операции с привлечением финансовых посредников – банков.
Эти и множество других факторов позволяют сделать вывод о том, что банковские организации России оказались достаточно стабильны во время кризиса (во многом, за счет гос. поддержки). Тем не менее, Банковский сектор ждет большое количество слияний - поглощений. Основным путем сокращения количества банков будет Поглощение малых и средних банков более крупными финансовыми структурами. В таблицах, характеризующих группировку кредитных организаций по величине зарегистрированного уставного капитала явно прослеживается тенденция «укрупнения» капитала крупных банков. Это так же подтверждает большое количество поглощений Крупными банками средних региональных банков (как реализации стратегии развития региональной сети). Кризис только подстегнул этот процесс.
Обеспечение финансовой устойчивости банков, несомненно, является одной из главных задач (главной задачей CFO) Руководства организаций. Однако, помимо руководства и персонала банка, в обеспечении его устойчивости заинтересованы достаточно много лиц. Это могут быть Головные банки (в случае банковского холдинга), Мажоритарные (крупные) акционеры Банка, непосредственно рискующие собственным капиталом, Инвестиционные компании и управляющие компании, контролирующие деятельность Банка. Помимо инвестиционных компаний это могут быть крупные кредиторы (в том числе и другие банки). В конце концов это может быть исполнительный комитет в случае принудительного управления Банком в процессе банкротства. Если для Менеджмента Банка обеспечение (контроль) финансовой устойчивости является прямой задачей, то для других заинтересованных лиц мониторинг (контроль) деятельности Банка - проблема. Проблема связана с тем, что банк осуществляет огромное число операций в нескольких направлениях. Это работа с физическими и юридическими лицами, Операции с портфелями ценных бумаг (в том числе и функции депозитария) работа на рынках ценных бумаг, корреспондентские отношения с другими финансовыми организациями. Банк одновременно ведет учет собственных и заемных ресурсов в нескольких плоскостях (Бухгалтерский, финансовый, аналитический учет), готовит отчетность для регулирующих органов. Это порождает уверенность, что контроль (мониторинг) деятельности Банка является крайне сложной и затратной задачей.
Обеспечение финансовой устойчивости банков в процессе слияния-поглощения, особенно непосредственно после завершения юридической процедуры поглощения (включения в состав холдинга, либо банковской группы), когда старый менеджмент уже ни за что не отвечает, а новый еще не взял контроль над ситуацией в свои руки, является Огромной проблемой. «Переключение» каналов управления такой сложной организацией как банк это небыстрая, высоко рискованная и очень сложная задача.
Как правило, проблема мониторинга финансового состояния организации (особенно в процессе слияния – поглощения) решается организационными мерами. В штат поглощаемого банка на позиции Топ–менеджмента включаются сотрудники организации, осуществляющей поглощение. Происходит плавная смена Команды, осуществляющей управление. Контроль деятельности (особенно на этапе «включения» новых лиц в работу) сильно ослабевает, что дает богатую почву для злоупотреблений уходящим управленческим составом. Помимо этого, уходящая команда практически не мотивирована в эффективной работе организации. Переход самых компетентных сотрудников (другие просто не в состоянии выполнить поставленные перед ними задачи) на ключевые и наиболее важные должности в поглощаемых банках, сильно ослабляет кадровый состав Банка, осуществляющего поглощение. А если таких поглощений несколько, бизнес просто может отказаться от активной экспансии (как следствие - упустить благоприятную возможность) в силу кадровых проблем.
Частично риск не эффективного управления (злоупотребления властью, махинаций, скрытого саботажа) фиксируется службой безопасности нового владельца (акционера) и службой финансового контроля. Для эффективной работы им не хватает одного из самых важных ресурсов – своевременной и достоверной информации. На время «переключения» информационных систем, новые информационные каналы еще не выстроены, а старые не работают (работают крайне неэффективно).
Фиксация этих рисков (решение проблем) является Спросом.
В рамках дипломного проекта предлагается инструмент, дающий возможность (при наличии достаточных полномочий) осуществлять мониторинг (а в некоторых случаях и активный контроль) деятельности финансовой организации.
Проект состоит из 5-ти глав.
В первой главе описывается ситуация на рынке, анализируются различные проблемы связанные с интеграцией (поглощением финансовых организаций), рассматриваются риски связанные с владением доли финансовой организации (коммерческом банке).
Вторая глава содержит постановку задачи как решения проблем освещенных в первой главе.
Третья глава содержит построение функциональной и информационной моделей для системы оперативного мониторинга (контроля) деятельности коммерческого банка. В рамках моделей рассматривается так же механизм проверки достоверности данных.
В четвертой главе описываются требования к информационным системам финансовой организации и организации, осуществляющей мониторинг (контроль) деятельности Банка. Четвертая глава содержит также описание и требования к физическим носителям информации, необходимой для осуществления мониторинга (контроля) деятельности.
Пятая глава содержит Типовое проектное решение, методику привязки типового проектного решения к конкретной финансовой организации.
Итогом проекта является Решение (информационная система и технология ее развертывания) по осуществлению мониторинга деятельности коммерческого банка. В некоторых сценариях система позволяет осуществлять прямой контроль ряда операций, осуществляемых в ходе деятельности Банка.
В процессе выполнения работы решены следующие задачи:
• Сформулирована проблема контроля деятельности финансовой организации для ряда потенциальных заказчиков. Сформированы критерии (риски) возникающие у организаций заинтересованных лиц в процессе интеграции коммерческого банка в новую организационную структуру (в процессе смены владельца);
• Сформированы критерии (риски) возникающие у Акционеров, Инвесторов, Управляющих компаний в процессе работы Банка, особенно в условиях не стабильных финансовых рынков;
• На основе заданных критериев сформулирована и поставлена задача;
• Найдено решение задачи мониторинга (контроля) деятельности банка;
• Определены условия, необходимые для решения поставленной задачи;
• Сформированы информационная и функциональная модели системы, реализующей мониторинг (контроль) деятельности банка;
• Сформированы критерии (требования) для развертывания подобной системы;
• Сформированы требования (условия) к информационным потокам на основе которых функционирует система;
• Описана технология внедрения системы мониторинга (контроля) информационных потоков банка.
Результат работы имеет практическую ценность как прямое коммерческое предложение ряду организаций, с которыми Автор сотрудничает в силу своих должностных обязанностей.
Copyright © 2009 Назаров О.А.