Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Реализация процессного подхода в управлении торгово-промышленной компанией



Глухов А.И.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Российские компании на сегодняшний день находятся в достаточно сложных условиях. Развитие технологий и производственных процессов, глобализация и интеграция рынков капитала меняют внешнюю среду функционирования компаний. Акценты в конкуренции смещаются в сторону наиболее эффективного использования нематериальных активов. То есть, эффективное использование материальных ресурсов является необходимым, но уже не достаточным условием конкурентоспособности компании. Сегодня необходимы гибкость и мобильность, быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации, дифференциация удовлетворения потребностей клиентов и эффективное использование новых информационных технологий. В настоящий момент ситуация усугубляется мировым финансовым и экономическим кризисом.

Чтобы выживать в таких условиях, компаниям необходимо корректировать свою конкурентную стратегию, чтобы учесть влияние внешних сил и факторов, влияющих на деятельность фирмы, и повысить конкурентоспособность компании. Для достижения определенной позиции на рынке компания должна создавать и поддерживать конкурентные преимущества, способные преодолеть воздействие давления. Конкурентные преимущества формируются многочисленными факторами. Речь здесь идет и о более эффективном производстве, и об обладании патентами, и о хорошей рекламе, и о грамотном менеджменте, и о хороших отношениях с потребителями. Для выживания и расширения в длительной перспективе компании должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов. Это накладывает новые требования на систему управления компанией с точки зрения обеспечения ее конкурентоспособности. Необходим новый комплексный подход к управлению компанией, позволяющий идентифицировать и использовать потенциал роста конкурентоспособности не только в рамках традиционных функциональных областей, но также в рамках реализации бизнес-процессов, создающих ценность для потребителя.

Именно поэтому, в качестве предмета исследования в данной работе был выбран процессный подход в управлении. Этот подход целиком связан с эффективным и продуктивным управлением бизнес процессами для реализации стратегических целей компании. Ключевым фактором при таком подходе является построение системы управления в долгосрочной перспективе на основе усовершенствования бизнес- процессов. Достигнуть этого эффективным образом можно, только имея возможность управлять своими процессами.

Объектом рассмотрения в настоящей работе является производственно-торговая компания, которая занимается выпуском и продажей компонентов и оборудования для производства пластиковых окон. Несколько последних лет компания развивалась достаточно быстрыми темпами. Однако, это развитие, с одной стороны, было связано с развитием отрасли в целом, а с другой – происходило в основном за счет увеличения количества филиалов и торговых представительств. Учитывая реалии сегодняшнего дня, сложную ситуацию в отрасли и в экономике, такой метод развития чрезвычайно труден и неэффективен. Кроме того, в процессе развития компании почти не изменялись методы и инструменты управления, и в нынешних условиях становится особенно заметным тот факт, что система управления компании неадекватна реальному бизнесу. Таким образом, цель данной работы найти пути изменения ситуации и построения эффективной системы управления компанией.

На этапе начальной инициативы нужно выбрать сценарий внедрения, который во многом зависит от состояния системы управления на момент запуска проекта. Необходимо учитывать предыдущий опыт процессного управления в компании, преобладающий стиль управления, значимость рассматриваемых процессов, уровень и характер решаемых проблем, количество задействованных сотрудников, общий объем и характер изменений, временные рамки.

Можно предложить три возможных сценария внедрения:
1) Внедрение на уровне компании.
2) Внедрение на уровне подразделения.
3) Пилотный проект.

В соответствии текущим состоянием компании наиболее целесообразным является сценарий внедрения «Пилотный проект». Это обусловлено тем, что в практике управления компании отсутствует опыт использования проектного подхода. Почти отсутствуют документы, регламентирующие деятельность компании. Результаты деятельности оцениваются по итоговым финансовым показателям, что почти не дает возможности анализировать факторы, влияющие на эффективность. Кроме того, пилотный проект не требует жестких мер в управлении проектом внедрения.

Проект по внедрению процессного управления – сложная продолжительная и кропотливая работа, даже в случае использования пилотного сценария. Важнейшими компонентами проекта считаются персонал, процесс и технологии.

Персонал, в ряде случаев, является ключом к внедрению, так как все мероприятия реализовываются людьми и изменения процессов затрагивают интересы людей. Поэтому в проекте по внедрению должна быть предусмотрена схема управления изменениями персонала.

Успех проекта в значительной степени зависит от осознания важности процессов организации. Необходимо выделить самые важные процессы, с точки зрения влияния на результат, сделать и максимально эффективными и продуктивными, используя четко сформулированные показатели эффективности.

Технологии в данном случае подразумевают вспомогательные инструменты и средства для исполнения процессов и управления. Это не обязательно автоматизированные системы. Вообще, вопрос об автоматизации достаточно сложный и должен решаться в рамках общей системы организации процессного управления.

Помимо трех перечисленных компонентов следует обратить внимание на организацию управления проектом, которая должна обеспечить интеграцию компонентов составляющих основу внедрения в единый комплекс управленческих решений.

Ниже перечислены основные этапы проекта по реализации процессного подхода в управлении:
1) Подготовительный
2) Выработка стратегии
3) Построение системы процессов
4) Планирование
5) Моделирование и анализ
6) Реализация
7) Устойчивое функционирование

Существует много общего в деятельности различных компаний, но при внедрении процессного управления необходимо учитывать не только особенности компании, но и особенности конкретного проекта. Имеется в виду, что приведенный список этапов предназначен для данного проекта и, при организации других проектов может быть дополнен или сокращен.

Несмотря на то, что каждый проект по реализации процессного управления уникален, можно выделить решающие факторы, влияющие на успех внедрения:
1) Поддержка руководства;
2) Качество организации проектного управления;
3) Согласование со стратегией;
4) Структурный подход;
5) Согласованные принципы управления процессами;
6) Работа с персоналом;
7) Правильное распределение ролей и полномочий;
8) Устойчивый результат;
9) Реализация выгод

Пилотный проект внедрения процессного управления в значительной степени направлен на накопление опыта, адаптацию и совершенствование методов внедрения в условиях конкретной компании. Кроме того он служит для привлечения внимания руководства к определенным аспектам проблем бизнеса и демонстрирует пути их успешного решения. Это однако не означает, что проект не приносит явных практических результатов. Такими результатами могут стать:
• Сокращение времени исполнения процессов;
• Упрощение обучения сотрудников;
• Получение дополнительной оперативной и аналитической информации.

В результате выполнения проекта в компании должен быть реализован системный подход, который позволит в дальнейшем построить эффективную систему управления. Систему, которая позволит реально управлять процессами, снизить влияние человеческого фактора, повысить прозрачность компании в целом, создать механизм для принятия обоснованных управленческих решений и, в результате, добиться более высоких результатов основной деятельности и улучшить свои позиции в борьбе с конкурентами.

Copyright © 2009 Глухов А.И.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2009
Рубрика: 
Сервис-менеджмент
Автор: 
Глухов А.И.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009