Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Сокращение издержек на ИТ путем перехода на аутсорсинговую модель



Филатов А.В.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

Сегодня бизнес-сообщество активно ищет инструменты, которые позволят ему с наименьшими потерями выйти из нелегкой экономической ситуации. Входит ли аутсорсинг в число этих инструментов? Какие модели аутсорсинга наиболее выигрышны для заказчиков с точки зрения экономии средств? За счет чего может происходить снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру, по сравнению с ее себестоимостью в инсорсинговой модели?

"Аутсорсинг (от англ. outsourcing внешний источник) — передача организацией определённых бизнес - процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры."

Удачными примерами аутсорсинга также являются передача стороннему исполнителю функций перевода, печати и постпечатной обработки документов, издание корпоративных газет и журналов. "Издательство имеет штат редакторов, корректоров, отдел вёрстки, внештатных авторов. Для перевода материалов, печати изданий и распространения (наиболее ресурсоёмкие и дорогие направления) могут привлекаться сторонние организации."

Глава I. Мировая практика

"Несмотря на то, что еще в начале XX в. некоторые западные компании начали передавать ведение бухгалтерского учета бухгалтерам, имеющим частную практику, или внешним специализированным компаниям, из которых, кстати, впоследствии выросли многие современные лидеры рынка аудита, концепция аутсорсинга как принципиально новой стратегии управления была создана лишь в 1963 г. компанией "Electronic Data System" ("EDS"), специализирующейся и поныне на аутсорсинге информационных технологий, или IT-аутсорсинге. Однако объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 90-х гг. Именно с этого момента стали появляться научные публикации, в которых с помощью построения моделей пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные аспектам использования аутсорсинга на практике.

По материалам Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), развитие рынка аутсорсинговых услуг происходит экспоненциально - если в 1996 г. объем рынка был равен 100 млрд долл., то к 2000 г. институт ожидал достижения отметки выше 300 млрд долл. По оценке компании "EDS", к 2000 г. 75% организаций в мире должны были прибегать к аутсорсингу.

Институт аутсорсинга в своих исследованиях разграничивает IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов.

Так, компания "Toyota" в настоящий момент занимается фактически только проектированием, сборкой и реализацией продукции, а большая часть деталей и комплектующих производится сторонними, зачастую небольшими предприятиями. Причем такой способ ведения бизнеса уже давно характерен практически для всех японских изготовителей автомобилей. Автомобильные компании этой страны благодаря гибкости и мобильности своего бизнеса начиная с 70-х гг. стали стремительно отвоевывать рынок у "большой тройки" автомобильной промышленности США - компаний "General Motors", "Ford" и "Chrysler". К началу 90-х гг. эти три компании потеряли 25% американского рынка автомобилей. И только создание альянсов с японскими компаниями и передача части бизнеса, причем не только вспомогательных процессов, но и основных, позволили им улучшить положение. По данным ВТО, в 1998 г. лишь 37% стоимости выпускаемого в США автомобиля производилось на родине. При этом 30% стоимости автомобилей направлялось в Южную Корею за сборку машин, 17,5% стоимости шло в Японию на покупку комплектующих и современных технологий, 7,5% - в Германию за дизайн, 4% - в Тайвань и Сингапур за мелкие детали, 2,5% - в Великобританию на рекламу и маркетинг, 1,5% - в Ирландию и Барбадос за обработку данных.

Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика.

По мнению уже упомянутого института, аутсорсинг бизнес-процессов является необычайно динамично развивающимся видом, причем наибольший рост проявляет аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. Исследование шестисот фирм, проведенное в 1997 г. Американской ассоциацией менеджмента, показало, что уже к тому моменту пятая часть опрошенных фирм передала на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а четыре пятых фирм - часть административных функций.

Быстро развивается одна из разновидностей АБП - аутсорсинг кадровых процессов. По данным исследования, проведенного компанией "IDC", в 1998 г. объем рынка аутсорсинга кадровых бизнес-процессов в США составлял 6,7 млрд долл., причем во всех странах замечается тенденция резкого роста этого вида аутсорсинга. В связи со все большим усложнением кадровых бизнес-процессов сейчас оказались востребованными поставщики услуг, способные предложить полноценные эффективные и экономичные решения проблемы управления кадрами, основанные на самых современных технологиях, что даст возможность компаниям сконцентрироваться на своей основной деятельности.

К настоящему времени появились специальные компании - держатели персонала, причем среди них есть и международные, которые осуществляют трудоустройство как отдельных специалистов, так и целых коллективов. Такие компании нанимают специалистов, выплачивают им постоянную зарплату, независимо от того, нашли они заказчика для конкретного специалиста или нет. Зато зарплата от использования труда специалиста в случае его трудоустройства целиком поступает в распоряжение компании - держателя персонала. При этом возросшая мобильность трудовых ресурсов повышает и эффективность экономики в целом, перераспределяя трудовые потоки.

К аутсорсингу бизнес-процессов можно отнести и такой вид сервиса, как обслуживание телекоммуникационных сетей (ремонт, установка нового оборудования и т.д.). Возник он в связи с резкой либерализацией рынка, когда в течение короткого времени появилось множество небольших компаний, которые брали сети в аренду, инфраструктурой практически не занимались, а концентрировали усилия на работе с клиентами, на разработке и внедрении новых услуг. Гигантам рынка пришлось срочно переориентироваться с привычной для них работы с технологиями на обслуживание клиентов, увидев, что для клиентов стали более привлекательными мелкие компании. И выходом из положения стал именно аутсорсинг, при котором компании передали обслуживание сетей сторонним организациям, что позволило им наладить более тесные контакты с клиентами, стать более гибкими и быстрее адаптироваться к стремительно изменяющимся конкурентным условиям. В качестве примера можно привести концерн "DeutscheTelecom", который полностью передал обслуживание своей сети компании "Alcatel".

До недавнего времени лидерами на рынке АБП являлись компании, входившие в так называемую "большую пятерку": "PricewaterhouseCoopers", "Deloitte Touche Tohmatsu", "KPMG", "Andersen" и "Cap Gemini Ernst & Young". Доход крупнейшей из них - "PricewaterhouseCoopers" - в 2001 г. составил 22,3 млрд долл., а рост каждой, кроме самой небольшой из них - "Ernst & Young", имевшей доход 7,5 млрд долл., - составил 8 - 11%. Эти цифры показывают масштабность рынка АБП и быстрые темпы его развития. Правда, надо заметить, что в последнее время наряду с чистым АБП (помощью при налаживании эффективного управления, юридическим и финансовым обеспечением) компании "большой пятерки" занимались и IT-аутсорсингом.

Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) - это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно обслуживание сетевой инфраструктуры; проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; создание и поддержка публичных web-серверов; управление информационными системами; приобретение в лизинг компьютерного оборудования, офшорное программирование.

Активное развитие IT-аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что в связи со стремительным развитием технологий компаниям сложно самостоятельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата технических специалистов. Оказывается, что компаниям, как правило, выгоднее привлекать опытные организации со штатом высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий, чем создавать и расширять собственные специальные подразделения. Исследования компаний "IDC" и "Technology&Business" показали, что основная отдача от IT-аутсорсинга состоит в значительном повышении эффективности финансового менеджмента, причем средством получения этой отдачи являются богатые технические возможности аутсорсеров и высокая квалификация персонала; кроме того, наблюдается тенденция роста числа контрактов, заключаемых сразу с несколькими поставщиками с целью дополнительного снижения издержек.

Аутсорсинг функций, связанных с информационными технологиями, пользуется все большей популярностью. По данным Института аутсорсинга, к середине 2001 г. 63% американских компаний передавали сторонним исполнителям часть средств, выделенных их бюджетами на информационные технологии. По оценочным данным, в 2001 г. на передачу своих IT-функций американские компании должны были потратить более 40 млрд долл., в то время как в 1991 г. было потрачено лишь около 18 млрд долл. Таким образом, среднегодовой темп роста IT-аутсорсинга в США в последние годы составлял около 9%. Значительная часть расходов на IT-аутсорсинг, по данным "IDC", приходилась на зарубежный IT-аутсорсинг: в 2000 г. - около 5,5 млрд долл. Считается, что все больший вес будут приобретать неамериканские компании, в том числе компании из развивающихся стран, в первую очередь Индии.

Крупнейшим поставщиком IT-услуг на сегодняшний день является фирма "IBM Global Services", за ней следует старейший аутсорсер - "EDS", который еще в 60-е гг. показал эффективность этого рода деятельности, сумев помочь компании "General Motors" сократить затраты на организацию информационной поддержки на заводах с 5 - 8 млрд долл. в год до 3 - 3,5 млрд долл., существенно улучшив при этом качество информационного обслуживания.

Одной из разновидностей IT-аутсорсинга является офшорное программирование (разработка программного обеспечения на заказ иностранной компанией), которое составляет довольно значительную часть общего объема рынка IT-аутсорсинга. Особенно динамично такое программирование развивается в странах, пытающихся сделать резкий рывок благодаря разработке и внедрению новых технологий. Показателен в этом отношении опыт государств Юго-Восточной Азии и Индии, которые активно занимаются разработкой программного обеспечения. Россия, стремясь развиваться не просто за счет эксплуатации природных ресурсов, должна использовать свой интеллектуальный потенциал, в частности и в разработке программного обеспечения. В 2000 г. объем рынка офшорного программирования в России равнялся 125 млн долл., что составляет лишь 0,16% от мирового рынка и 0,04% от ВВП."

Глава II. Обзор рынка ИТ-услуг РФ

В данной главе мы рассмотрим преимущества и возможный экономический эффект от использования аутсорсинга в сфере ИТ деятельности компании.

Анализ текущего положения дел на рынке IT-аутсорсинга и экспортного программирования в России

В настоящий момент российский рынок IT-аутсорсинга оценивается примерно в $377 млн. При этом, среднегодовые темпы роста с 2003 года составили 37,5%, тогда как в период 2000-2003 гг. рынок вырос в 9 раз. По прогнозам экспертов, среднегодовые темпы роста рынка в период 2004-2008 гг. составят порядка 41%, совокупные затраты на IT-аутсорсинг по результатам 2008 года достигнут уровня $807 млн.

Среди услуг, отдаваемых компаниями на внешнее исполнение, стоит выделить обслуживание и администрирование программного обеспечения, обслуживание ПК и сетевого оборудования, построение и обслуживание инфраструктуры. Для крупного бизнеса характерным является аутсорсинг внедрения корпоративных информационных систем. Наиболее быстро растущим сектором услуг IT-аутсорсинга являются услуги в рамках концепции «Software as a service» – темпы роста здесь приближаются к 90% в год.

Глава III. ОАО «Мосэнергосбыт» - ставка на ИТ аутсорсинг

"По собственным оценкам, именно сейчас услуги ИТ-аутсорсинга, позволят компании сосредоточиться на основном бизнесе и отдать непрофильные направления деятельности внешним исполнителям. Отечественные компании пока только нарабатывают опыт в сфере предоставления ИТ-сервисов. Наши заказчики развиваются, растут вместе с нами. Сегодня им уже не интересна просто техническая поддержка, они ожидают от аутсорсера инструментов и решений, которые позволят повысить эффективность использования их ИТ-инфраструктуры»." В целом, в планах компании к 2012 году войти в пятерку ведущих отечественных компаний в области ИТ-аутсорсинга.

В компании ожидают, что в текущих экономических условиях заказчиков привлечет возможность оптимизировать затраты на ИТ, повысить уровень качества предоставления сервисов, и вместе с тем сконцентрироваться на стратегических задачах.

Литература

1. «Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент», 2009, Евгений Аксенов, Игорь Альтшулер.
2. «ДАО TOYOTA», 2008, Джеффри Лайкер.

Copyright © 2009 Филатов А.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2009
Рубрика: 
Аутсорсинг и инсорсинг
Автор: 
Филатов А.В.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009