Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Развитие дополнительных услуг как фактор повышения эффективности операторов услуг доступа в интернет



Шлепнёв А.Ю.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

"В современной экономике все возрастающую роль играет сфера услуг. Телекоммуникационная отрасль является одним из двигателей развития российского общества и обеспечивает переход к экономике высоких технологий. В конце 1990-х гг. наиболее динамично стало развиваться такое направление телекоммуникационного рынка, как широкополосный доступ в интернет. Использование технологий широкополосного доступа повышает эффективность бизнеса предприятий и, как следствие, ведет к общему макроэкономическому росту страны. В условиях высококонкурентного рынка бизнесу необходима поддержка качественных и надежных коммуникаций.

Основные цели предприятий - получение устойчивого роста доходов и возможность развиваться дальше, в связи с чем остро встала проблема повышения эффективности деятельности операторов широкополосного доступа в интернет в условиях насыщения рынка и жесткой конкуренции.

Одним из рычагов повышения эффективности деятельности предприятия, предоставляющего услугу широкополосного доступа в сети общего пользования является развитие новых услуг, так как услуги передачи данных практически исчерпали свой потенциал с точки зрения дальнейшего развития и обеспечения роста доходов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие дополнительных услуг широкополосного доступа в сети общего пользования в научном плане изучены недостаточно. Реализация предложенных автором рекомендаций по развитию услуг способствует повышению эффективности деятельности предприятий – поставщиков услуг связи.

Проблемами развития сферы услуг за рубежом занимались такие специалисты, как М. Битнер, Дж. Бэйтсон, Х. Ворачек, К. Гренроос,
П. Дойль, В. Зейтхамл, М. Кляйнальтенкамп, Ф. Котлер, Е.В. Майдебура, Ф.Р. Малери, К. Маркс, А. Маршалл, Р. Мердик, Б. Рендер, У. Руделиус, А. Смит, К. Хаксевер, Т. Хилл и др.

Различные аспекты проблем формирования и функционирования сферы услуг затрагивались в работах отечественных ученых: Т.Н. Арасланова, В.Э. Гордина, Е.В. Демченко, В.Н. Калышенко, В.Д. Марковой, Н.В. Мироновой, В.Б. Николайчука, Э.В. Новаторова, Е.В. Песоцкой, А.М. Раковой, Н.П. Резниковой, Л.А. Сосуновой, В.К. Чертыковцева и др.

Анализ развития предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования проведен в работах В.И. Андрианова, Е.Е. Володина, Е.А. Голибицкой, М.А. Горелик, Е.В. Деминой, Е.Г. Кухаренко, С.В. Носкова, Э. Разроева, Н.П. Резниковой, В.О. Тихвинского и др.

Тем не менее, несмотря на значительный объем публикаций по рассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко не исчерпывающая. В приведенных исследованиях не ставились вопросы повышения эффективности деятельности на основе развития дополнительных услуг и применительно к сфере услуг широкополосного доступа в сети общего пользования." Все это предопределило постановку цели и задач исследования.

"Цель исследования - развитие научно-методических положений и разработка практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования на основе развития и внедрения дополнительных услуг.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих научных и практических задач:
- определение экономической сущности и специфических признаков услуг широкополосного доступа в сети общего пользования;"
- проведение анализа состояния и выявление текущих тенденций рынка широкополосного доступа в сети общего пользования в России;
- выявление факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятий услуг широкополосного доступа в сети общего пользования;
- определение стратегии развития перспективных направлений дополнительных услуг на предприятиях широкополосного доступа в сети общего пользования;
- "разработка процесса развития дополнительных услуг широкополосного доступа в сети общего пользования на основе построения экономико-математических моделей;
- формализация процесса внедрения дополнительных услуг на предприятиях широкополосного доступа в сети общего пользования и оценка эффективности инновационного проекта развития услуг широкополосного доступа в сети общего пользования."

Объектом исследования выступают предприятия широкополосного доступа в сети общего пользования, предоставляющие телекоммуникационные услуги населению и предприятиям. Непосредственно исследование осуществлено на примере ЗАО «СТРИМ-ТВ».

=================
Предметом исследования являются экономические процессы оказания дополнительных услуг и их влияние на эффективность функционирования предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования.

Методологической и теоретической основой исследования послужили теоретические положения по управлению сферой услуг, трансформированные применительно к предмету настоящего исследования. Также исследование проведено с применением положений и методов системного анализа, менеджмента и экономики. В работе использованы материалы научно-практических всероссийских и международных конференций, семинаров, а также законы, указы Президента и Правительства РФ, нормативные и отраслевые документы, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность.

Для решения поставленных задач применялись системный подход и научный инструментарий, включающий в себя методы статистического и логического анализа.

Научная новизна исследования заключается в разработке научно-методических и практических рекомендаций развития дополнительных услуг как фактора повышения эффективности предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования. В рамках проведенного исследования были получены следующие наиболее важные результаты:
- адаптирована и дополнена классификация услуг широкополосного доступа в сети общего пользования;"
- выявлены факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования;
- определена стратегия развития дополнительных услуг широкополосного доступа в сети общего пользования, направленная на повышение эффективности деятельности предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования;
- "разработан процесс развития дополнительных услуг для предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования на основе экономико-математического моделирования;
- предложен алгоритм внедрения дополнительных услуг широкополосного доступа в сети общего пользования и дана оценка экономической эффективности проекта развития услуг широкополосного доступа в сети общего пользования на базе инновационных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в нем рекомендации и разработки позволят предприятиям широкополосного доступа в сети общего пользования, в том числе ЗАО «СТРИМ-ТВ», усилить стратегические и управленческие функции, оптимизировать процесс внедрения дополнительных услуг, повысить эффективность деятельности предприятия.

Результаты исследования могут быть использованы при проведении лекционных и семинарских занятий по следующим курсам: "Экономика сферы услуг", "Экономика связи", "Маркетинг услуг", "Инновационные технологии в сервисе", "Сервисная деятельность". Внедрение результатов диссертационного исследования в практику деятельности предприятий широкополосного доступа в сети общего пользования будет способствовать росту их доходности на рынке услуг."

Основное содержание

В первой главе рассматривается теоретические вопросы развития дополнительных услуг, включая их классификацию и описание.
Сами дополнительные услуги рассматриваются как способ повышение ARPU оператора связи.
"Предлагается следующее определение: дополнительная услуга предприятия связи - услуга (или набор услуг), внедряемая в процессе эволюции его деятельности с целью повышения ее эффективности на основе конвергенции разнородных видов телекоммуникационных сообщений (речевые, текстовые, видео, телевизионные, информационные, контент) и несущая добавочную ценность для потребителя." На основе этого определения выделены виды основных и дополнительных услуг широкополосного доступа в сети общего пользования (рис. 1).

Рисунок 1. Виды основных и дополнительных услуг широкополосного доступа в сети общего пользования.

Описывается текущая ситуация на рынке широкополосного доступа в интернет, формализуются проблемы.
Описано, что наблюдается резкое снижение рентабельности вложений в привлечение новых абонентов. Активный рост рынка ШПД начался в 2004 г., и к настоящему времени проникновение в Москве превысило среднеевропейское. Так, в Москве проникновение находиться в пределах 60%, в регионах РФ – 25%.

Методическая часть

"В методической части предлагается модель формирования доходов от дополнительных услуг:

Модель формирования доходов от дополнительных услуг имеет следующий вид:"

где
Х3 - доходы от дополнительных услуг (pre-paid) абонентов, долл.;
Х4 - количество абонентов пиринговых сетей, шт.;
Х9 - количество абонентов (post-paid);
Х20 - доходы от контентных услуг, долл.;
Х12 - ARPU, долл.;
Х24 - доля рынка Связьинвест в регионе, %.

"Так же, описан жизненный цикл и модель процесса развития дополнительных услуг, направленная на повышение эффективности деятельности предприятия."

Наиболее важная часть работы: Алгоритм разработки и внедрения дополнительных услуг.

В заключении проводится обзор практически применяемых в ЗАО «СТРИМ-ТВ» доп. услуг, а так же планы по дальнейшему развитию направления.

Copyright © 2009 Шлепнёв А.Ю.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2009
Рубрика: 
Сервис-менеджмент
Автор: 
Шлепнёв А.Ю.
Ваша оценка: Пусто Средняя: 6 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009