Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Моделирование основной деятельности компании Quiksilver Russia
Водяницкий А.А.
выпускник группы MBA CIO-14
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
Теория моделирования технических систем и процессов в 20-м веке убедительно доказала свою эффективность и практическую значимость.
Термин “моделирование” применяется в двух смыслах. Во-первых, под моделированием понимают процесс построения модели системы. Во-вторых, под моделированием понимают процесс исследования модели функционирования системы. Таким образом, если модели еще нет, то моделирование – это процесс построения модели, если модель уже есть, то моделирование – это процесс имитации функционирования системы на этой модели. Когда говорят “имитационное моделирование”, то однозначно понимают второй смысл термина “моделирование”. Процесс имитации, как правило, осуществляют с целью исследования поведения системы, ее анализа и, в конечном счете, для прогнозирования ее поведения и/или разработки планов улучшения этой системы.
Наличие комплексной модели предприятия является основой для выполнения следующих работ: проведения анализа, оценки и внесения предложений по совершенствованию деятельности предприятия; разработки автоматизированной системы управления предприятием; разработки системного проекта и внедрения корпоративной информационной системы (КИС), поддерживающей систему управления; подготовки и проведения процедуры сертификации предприятия в соответствии с требованиями международных стандартов на систему менеджмента качества серии ИСО 9000 и т.д.
Достаточно самостоятельным, важным и первым по достижению является результат, касающийся упорядочивания и документирования знаний об организации. В рамках построения модели неизбежно происходят следующие процессы:
• инвентаризация и извлечение из различных источников (включая отдельных квалифицированных сотрудников) специфической с точки зрения деятельности организации информации (знаний);
• структурирование и систематизация извлеченной информации с учетом основных целей и задач деятельности организации;
• формализация и документирование информации (знаний) об организации.
Очевидно, что вне зависимости от целей оптимизации качественное накопление, структурирование и формализация информации (знаний) очень важно с точки зрения:
• технологической поддержки процессов сохранения "ноу-хау" организации;
• снижения зависимости от ключевых экспертных ресурсов для передачи знаний и компетенций новым сотрудникам;
• повышения уровня управляемости организации за счет формализации должностных требований и инструкций к персоналу.
О компании
Quiksilver - известный западный бренд с историей более 30-40 лет (Quiksilver), занимающий не последнее место в мире по годовому обороту (3-е место среди производителей спортивной одежды).
Quiksilver занимается производством одежды для активного отдыха и повседневной жизни (life style). При этом следует отметить, что ассортимент, предлагаемый компанией уже достаточно широк и закрывает сразу несколько сегментов одежды и обуви, от спортивной до модной (Fashion). Следует отметить, что в портфель брэндов принадлежащих в настоящее время Quiksilver Inc. входят сам Quiksilver, Roxy, DC Shoes, Hawk, Lib Tech, Gotcha и еще менее известные в России, но близкие к «духу» отрасли марки.
В конце 2006 года Quiksilver открывает свое официальное представительство в Москве. И первое время бизнес осуществляется совместно со Sprandi. Это в определенном смысле определило выбор информационных систем. В 2007 году компания принимает решение развиваться самостоятельно и развивать собственную розницу и уже в конце 2007 года открываются первые собственные розничные концептуальные магазины: 2 магазина в Санкт Петербурге в ТРЦ Мега Дыбенко и Мега Парнас, и в Москве в ТРЦ Мега Белая Дача (самый большой в Европе магазин Quiksilver). В мае 2008 года открыт магазин Quiksilver в ТРЦ Мега Адыгея (Краснодарский край). В период с 2008 по 2010 года компания планирует открыть еще 15 магазинов Quiksilver в Москве, Санкт Петербурге и Краснодаре.
Текущая ситуация
Компания активно развивается. Основными направлениями являются оптовая и розничная торговля. На данный момент в компании насчитывается 11 собственных магазинов розничной торговли.
В компании используются следующие информационные системы: Microsoft Dynamics AX (ранее Axapta), Borlas TradeX, 1C Бухгалтерия. Кроме перечисленных имеются и другие АС, позволяющие добиться автоматизации той или иной деятельности, но в силу их незначительности, а также только косвенного отношения к основной деятельности, касаться их не будем. Активно используется электронная почта. Внутренний бумажный документооборот практически сведен к минимуму.
В рамках моделирования основной деятельности можно считать, что MS Axapta – КИС, Borlas TradeX –специализированная ИС, отвечающая за розничную торговлю в собственных магазинах. 1С используется для целей налогообложения.
Каждая из систем является одним из лидеров в своем сегменте. В ситуации экономического кризиса речь о замене на что-то другое не идет.
Одной из особенностей компании Quiksilver Russia можно считать организацию логистических услуг. Услуги центрального склада и полного цикла работы с ним находятся на аутсорсинге в компании DHL.
Организационная структура имеет линейно-функциональную структуру. Общая численность компании Quiksilver Russia составляет примерно 100 человек без учета линейного персонала розничных магазинов. В отличие от многих представительств западных компаний в Quiksilver Russia отсутствует матричная структура подчинения руководителю в своей стране и функциональному в штаб-квартире.
Так как компания находится в состоянии стартапа и активно развивается, то проблемой является нечеткое понимание границ сфер ответственности, отсутствие инструкций у линейного персонала и, вследствие всего этого, высокая загруженность руководителей подразделений.
Моделирование предзаказа
В рамках изучения курса по моделированию бизнес-систем мной было проведено моделирование одной из областей деятельности компании – предзаказа. Предзаказ – формирование пула оптовых заказов клиентов, определение потребностей в товаре на следующий сезон; формирование консолидированного заказа и передача его в штаб-квартиру. Моделирование проведено в стандарте IDEF0 по методологии SADT. Моделирование именно данной деятельности было выбрано по следующим причинам: данная операция проводится достаточно редко (2 раза в год), сотрудники забывают о сфере своей ответственности, сотрудники меняются, данный процесс является очень важным, так как определяет объемы бизнеса на достаточно отдаленный период.
Презентация модели была проведена первым двум лицам компании: Генеральному Директору и финансовому и операционному директору. Отзывы были самые положительные. Мне было предложено провести моделирование всей основной деятельности компании.
В рамках целей (KPI) поставлено провести моделирование в стандарте IDEF0 с использованием методологии SADT, так как предыдущий опыт показал хорошие результаты. Целью моделирования является формализация процессов основной деятельности компании с определением зон ответственности участников процессов и дальнейшим написанием регламентов, инструкций.
Так как методология подразумевает регулярные встречи с руководителями отделов и экспертами в этих отделах, то здесь и появилась основная проблема. Руководители не были готовы выделять достаточно времени на данный проект. Я был вынужден обратиться за помощью к Генеральному Директору. Издав специальный приказ о начале проекта по моделированию основной деятельности и создании консультационный группы, была предпринята попытка форсировать участие руководителей отделов. Но и это помогало слабо.
Так как руководство было убеждено, что модель необходима, то были предприняты неординарные действия: задача моделирования включена в список основных задач на следующий год, выполнение которых будет влиять на бонусы руководителей отделов. Только после этого стали происходить регулярные встречи.
•
•
•
•
•
В ходе моделирования были определены участники процессов, сущности и явления. Модель строилась с точки зрения Генерального Директора.
Результаты
В ходе моделирования были определены слабые места существующих процессов и одно из таких мест было оперативно решено. Это обязательное участие финансового контроллера, дающего разрешение на отгрузку. Это особенно важно в существующих условиях кризиса и пристального контроля дебиторской задолженности.
Руководители отделов смогли увидеть на модели участки, на которых лежит их ответственность, а также взаимодействие с другими отделами. Тем самым снизились издержки, связанные с непониманием границ ответственности. По итогам моделирования был проведен опрос руководителей отделов. Они достаточно высоко оценили проект, отметив, что время, которое тратилось на согласование между отделами, сократилось на 60%.
Одной из причин успеха процесса построения модели стала полная поддержка руководством. Эта поддержка основывалась в том числе на том, что подобный процесс был поставлен и на предыдущих местах работы руководства.
Реализация данного проекта добавила и политических «очков» для руководителя ИТ-отдела. Руководство и руководители других отделов увидели, что ИТ-отдел и его руководитель могут не только внедрять информационную систему, ее модули, устанавливать и обслуживать оборудование, но и решать проектные задачи, понимать бизнес-процессы.
В рамках задачи, поставленной Генеральным Директором, работы в компании будут продолжены с целью написания инструкций для конечных пользователей, выявления путей оптимизации использования существующих информационных систем, своевременного отражения изменений, связанных с изменениями бизнес-процессов.
Литература
• А.М. Вендров, "CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем"
• Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн «Методология структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis & Design Technique)»
• Консультационная группа АТК «Руководство по работе с Microsoft Dynamics AX + F&AD»
• Материалы сайтов Interface.ru, info-system.ru, atkcg.ru
Copyright © 2009 Водяницкий А.А.