Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Адаптивная модель оказания консалтинговых ИТ-услуг в условиях стагнации рынка



Хлопонин М.В.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ


Введение

В экономике выделяют два вида стагнации, "монополистическую" и "переходную", разные по происхождению, формам проявления и способам преодоления.

Первый вид стагнации возникает в результате господства монополистических объединений, устраняющих конкуренцию, двигатель развития экономики; проявляется в тенденциях экономического застоя, который охватывает прежде всего область производств, в которых доминируют монополии. Стагнация проявляется в депрессивном характере производства, замедлении инвестиционных процессов, хронической недозагрузкой предприятий, массовой безработицей. Согласно теории стагнации (представители — американские экономисты Дж. Стендл, П. Баран, П. Суизи) стагнацию можно преодолеть широким внедрением достижений научно-технического прогресса, снижением затрат производства, наиболее полного использования экономического закона максимизации монопольной прибыли. На основании анализа механизма накопления капитала сторонники теории стагнации приходят к выводу о необходимости устранения противоречия между желанием получить максимальный совокупный доход и недостаточными возможностями его использования. Основными факторами решения этого противоречия, на их взгляд, является технический прогресс, вывоз капитала в другие страны, рост покупательной способности населения.

Другой тип стагнации возникает в процессе перехода от командно-административной к смешанной экономике и является последствием экономических ошибок правительств, игнорирования экономических законов. В частности, в экономике постсоветских государств в 90-х ХХ в. стагнация проявилась в резком спаде производства и инвестиционной деятельности, физическом разрушении продуктивных сил, прежде всего в научно-техническом и интеллектуальном потенциале общества, а также обесценивании мотивационных стимулов продуктивного труда. Кризис охватил сферу финансов, денежного обращения, особенно острым был кризис неплатежей. Из-за недостачи конкурентоспособных товаров постсоветские страны не смогли быстро интегрироваться в систему международного рынка. Одновременно был разрушен народнохозяйственный комплекс бывшего СССР, экономические связи между отраслями народного хозяйства.

Текущий кризис, начавшийся в 2008 году с финансовой сферы, к текущему моменту добрался и до производственных предприятий. Во избежание паники можно - НЕ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОВО «КРИЗИС», но это не меняет положения в стране. Ежедневно пополняется список компаний, сокращающих штат, сворачивающих перспективные проекты. «Кризис» набирает обороты, и владельцы (руководители) компаний уже осознали всю глубину происходящего.

Фактическое положение дел у заказчиков и подрядчиков в сфере ИТ-консультирования - примерно одинаковое сворачивание программ развития, сокращение издержек, сокращения персонала и ФОТ, некоторые компании уже сейчас не платят за оказанные услуги, а пишут гарантийные письма.

В полный рост развернулись консультанты по антикризисному управлению и нарядившиеся в их одежды. Со всех сторон уже слышны их советы по стратегии и тактике поведения в период кризиса: введите антикризисное управление, сократите издержки, пересмотрите все проекты, ведущиеся в компании, откажитесь от долгосрочных и дорогих, оставьте только быстрые и прибыльные, реструктурируйте все, что только можно - от дебиторской задолженности до организационной структуры организации, заморозьте внедрение дорогостоящих информационных систем и т.п.

Активность в секторе B2B резко снизилась: клиенты, которые собирались вот-вот подписывать договора, переносят решение на туманное будущее. Пытаясь привлечь заказчиков, консалтинговые компании и консультанты проводили большое количество форумов и семинаров, всевозможных лекций о текущей экономической ситуации. Будучи участником этих мероприятий, автор работы подметил для себя ряд тезисов, которые на данный момент времени являются ключевыми, и подтвердили необходимость провести описанное в работе исследование:
• Жизнь не остановиться – люди все равно будут питаться, одеваться, лечиться, пользоваться программными продуктами и т.д.;
• Время сокращения издержек и сворачивания всех программ без разбора прошло, пора начинать развиваться, т.к. вечное сокращение невозможно, иначе стагнация никогда не прекратиться;
• Развитие следует вести аккуратно, т.е. небольшими, но экономически эффективными проектами, т.к. на рискованные и крупные нет денег;
• «Старый клиент» - мертв или говоря другим языком: ситуация, когда ранее заключался многолетний контракт на внедрение ERP- системы, а в нем прописывалось, что подрядчик не несет никаких обязательств при изменении законодательства, или при изменении внутренних и внешних факторов, влияющих на жизнедеятельность организации и т.п., уже невозможна. В настоящее время никто такой контракт без административного ресурса не заключит и гоняться за ними по рынку бессмысленно;
• «Новый клиент» - не готов платить за ИТ–решения в области управления предприятием, не потому что он не имеет средств, или не верит в ИТ, а потому что он не видит решений – изящных, недорогих, позволяющих стать лидером на рынке, он так же не готов платить деньги и ждать отдачи инвестиций через год, два или три, а возможно просто не имеет столько денег в текущем операционном распоряжении.

Автор является руководителем проектов по внедрению ERP-решений. В связи с отсутствием большого количества новых договоров, автор, помимо основной деятельности в течение последнего года, вынужден активно заниматься продажами услуг подразделения, в котором он работает, с целью получить работу для себя и своих коллег по отделу. Данная деятельность по роду далека от производства, как такового, однако общение с большим количеством потенциальных заказчиков позволяет сделать выводы о том, какими должны быть продукты и услуги, чтобы они были востребованы и их покупали. Практика продаж и предпродажных встреч, а именно общение с потенциальными заказчиками подтвердила правильность обобщенных автором тезисов, озвученных в предыдущем абзаце. Т.е. по сути, чтобы сейчас заказчик выбрал именно ИТ–решение для своих нужд, он должен иметь четкое понимание принесет ли решение экономически понятный результат в краткосрочном периоде. Необходимо понимать, что результат в данном случае это не: «положительный эффект от внедрения ит-решений», не «управленческий учет в каждом подразделении», не «налаженные потоки информации и оптимизированные бизнес-процессы через год-два», не «рост показателей эффективности в течение следующих пяти лет» и т.п., а конкретно - финансовая прибыль или сокращение издержек, выраженное в деньгах или материальных ценностях. Так же необходимо помнить, что краткосрочность периода определяется для каждого клиента индивидуально, но это точно срок менее полугода, ведь деньги нужны срочно, для поддержания операционной деятельности. Кредиты под реальные проценты не дают и ждать возврата инвестиций особо не на что, так что решение должно быть так же недорогим при приобретении и это факт, с которым придется считаться.

Перечисленные выше причины заставили автора предметом исследования данной работы выбрать процесс оказания услуг ИТ – консалтинга и адаптацию его к новым рыночным условиям.

Объектом исследования данной работы является подразделение крупной консалтинговой компании, в котором работает автор, оказывающее услуги по автоматизации деятельности предприятий сферы ЖКХ и малого бизнеса. У подразделения имеется ряд собственных решений на базе Microsoft Dynamics AX. Решения в разном объеме функционируют на ряде предприятий, начиная с 2005 года. Коллектив разработчиков периодически обновляется, но ключевые люди работают постоянно. У подразделения в наличии присутствуют рекомендательные письма всех заказчиков и существуют соглашения о референсах. Также всем заказчикам сделаны различного рода предложения по продвижению разработки и услуг подразделения. Задачи, стоящие перед подразделением можно смело разделить на три основные группы: повышение активности в продажах, сохранение ключевых сотрудников в период повальных беспорядочных сокращений, выход на самоокупаемость с целью сохранения сотрудникам подразделения размеров денежных компенсаций.

Целью данной работы является исследование текущей модели оказания ИТ-услуг, существующей в подразделении, адаптация ее к текущим условиям рынка исходя из тезисов, обозначенных во введении.

Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1. Проанализировать деятельность подразделения автора;
2. Построить укрупненную бизнес–модель, по которой работает подразделение в настоящее время;
3. Проанализировать текущий процесс оказания услуг по внедрению ИТ–решений;
4. Провести адаптацию текущего процесса оказания ИТ-услуг к текущим условия рынка;
5. Визуализировать адаптированный процесс в общепринятом формате с целью ознакомления с ним потенциальных его участников, а также лиц, ответственных за внедрение данного процесса в подразделении;
6. Разработать укрупненную бизнес-модель деятельности подразделения, учитывающую адаптированный процесс оказания ИТ-услуг и визуализировать ее в общепринятом формате.

Практическая применимость данной работы заключается в получении визуального представления укрупненной адаптированной бизнес-модели работы подразделения автора в общепринятом стандарте, с целью более углубленного ее изучения на предмет последующей организации работы подразделения автора в соответствии с новой моделью.

Методологической основой послужили общенаучные методы анализа и обобщения информации, методология системного подхода, концептуальные положения современной теории управления. В работе применены методы системного анализа, моделирования бизнес-процессов.

Основными результатами работы являются следующие:
• Всесторонне исследована текущая деятельность подразделения автора, определено его место в компании;
• Проанализировано текущее состояние ключевого процесса оказания консалтинговых ИТ-услуг, определены проблемные зоны и намечены способы их устранения за счет адаптации к текущим рыночным условиям;
• Адаптированный процесс визуализирован в общепринятой нотации IDEF0 в электронном виде;
• Разработана укрупненная бизнес-модель деятельности подразделения, учитывающая адаптированный процесс оказания ИТ-услуг;
• Бизнес-модель визуализирована в общепринятой нотации IDEF0 в электронном виде;
• Разработаны укрупненные модели всех функций бизнес-модели - прогнозирование и планирование, параллельное выполнение проектов коммерческого характера и проектов развития, анализ деятельности, модели визуализированы в общепринятой нотции IDEF3 в электронном виде;
• Разработаны графики типовых проектов уже готовых решений, а также определены стоимость и сроки внедрения;
• Разработаны предложения по внедрению.

В заключении изложены общие выводы и результаты проведенного исследования, предложены рекомендации руководителю консалтинговых компаний или их подразделений по применению адаптивной методики. Основным практическим итогом исследования является разработка и визуализация в общепринятом формате адаптивной модели оказания услуг ИТ-консалтинга и укрупненной бизнес-модели работы фирмы или подразделения, оказывающего подобные услуги, с учетом адаптации ключевого процесса.

Copyright © 2009 Хлопонин М.В.

К оглавлению >>

Группа: 
MBA CIO, осень 2009
Рубрика: 
Бизнес-процессы
Автор: 
Хлопонин М.В.
Голосов пока нет
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009