Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Особенности применения Системы Сбалансированных Показателей в целях управления госкорпорацией
Погорелов Д.Н.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Введение
Строительство как отрасль в экономике подразумевает и строительство новых объектов, и восстановление уже существующих, путем их текущего и капитального ремонта, а также работ по реконструкции.
Без строительства новых административных, производственных, жилых зданий и реконструкции уже имеющихся сейчас сложно представить жизнь любого населенного пункта вне зависимости от его масштаба.
Вполне естественно, что по этой причине строительная деятельность является областью, которая достаточно сильно интересует органы власти различного уровня. При этом они занимаются как общим регулированием и устранением «правил игры» на строительном рынке для частных инвесторов и других коммерческих организаций и физических лиц – субъектов инвестиционной деятельности, так и в той или иной форме принимаю участие в реализации инвестиционных проектов.
При этом в процессе строительной деятельности возникает множество сложных проблем. Процесс строительства затрагивает не только непосредственно технологии выполнения строительно-монтажных работ, но и земельные правоотношения, взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов, гражданско-правовые отношения между юридическими и физическими лицами, резидентами и нерезидентами.
Прежде чем непосредственно начать работы по строительству объекта, необходимо пройти множество стадий предварительной подготовки, включая составление инвестиционного проекта и бизнес-плана, поиск инвесторов и отбор организаций, способных воплотить проект в жизнь, разработку технического проекта, исследование возможности и формы осуществления инвестиций в объект, а также самого строительства и другие.
Поэтому процесс инвестиционной деятельности и строительства является наиболее сложным в ряду различных направлений хозяйственной деятельности, как в части документального оформления, так и с точки зрения бухгалтерского и налогового учета совершаемых его участниками операций.
Cложность всех процессов хозяйственной деятельности компании подталкивает руководство искать пути повышения эффективности управления. И наверное, уже нет смысла говорить, что информационные технологии есть начальная точка этого пути, это платформа на которой реализуются методики и методы эффективного управления компанией.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• финансы;
• клиенты;
• внутренние бизнес-процессы;
• обучение и развитие.
Рис.1. Перспективы сбалансированной системы показателей
4.1.2. Невозможность разработки ССП без инициативы топ-менеджмента
"При разработке ССП для отдельного подразделения компании, достоинства ССП не используются в рамках всей компании, и в результате получается гораздо меньший эффект, тем более что любое подразделение компании взаимодействует с целым рядом других подразделений и, несомненно, зависит от качества их работы.
Рассмотрим соответствие элементов (целей) ССП требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 г. более подробно.
6. Государственные корпорации в национальной экономике России
6.1. Организационно-экономический анализ государственного сектора корпоративной экономики России
В результате массовой приватизации 1992—1994 гг. в структуры собственности российских компаний стали доминировать инсайдеры, а реальный контроль над компаниями получили в основном менеджеры и директора компаний.
6.3. Достоинства и недостатки государственных корпораций в российской экономике
Одной из наиболее острых проблем, связанных с госкорпорациями и обсуждаемых в настоящее время, является проблема целесообразности их создания для решения конкретных задач. В этом разрезе целесообразно проанализировать преимущества, недостатки, позитивные и негативные последствия использования госкорпораций в интересах национальной экономики. Данный вопрос выходит за рамки рассмотрения чисто экономической эффективности государственных корпораций, так как основная цель их создания — не извлечение прибыли, а решение конкретных социально значимых задач. Поэтому оценивать госкорпорации только на основе показателей экономической эффективности некорректно.
Госкорпорации как институт национальной экономики, имеющий свои отличительные особенности, нуждаются в разработке специализированной системы показателей для оценки эффективности их деятельности. Общий анализ позитивных и негативных моментов можно осуществлять через косвенные признаки, например на основе их влияния на экономический и социальный климат, на рыночную инфраструктуру.
В национальной экономике России многие отрасли экономики регулируются через создание всевозможных корпоративных структур.
Прежде чем рассматривать конкретные аспекты для сравнения эффективности деятельности корпораций, рассмотрим основные инструменты управления, которые государство использует для регулирования отраслей национальной экономики.
Госкорпорации, создаваемые в настоящее время в России, имеют отраслевую направленность. Большинство инструментов, используемых государственными органами, мало напоминают экономические инструменты. Наиболее характерный пример — попытка регулирования ритейлоровой отрасли, когда государственные органы устанавливают цены на продукцию, не соответствующую рыночным условиям. Поэтому существуют ограничения в принятии обоснованных экономических решений в части отраслевого и межотраслевого регулирования.
6.4. Достоинства и недостатки государственных корпораций в российской экономике
Одной из наиболее острых проблем, связанных с госкорпорациями и обсуждаемых в настоящее время, является проблема целесообразности их создания для решения конкретных задач. В этом разрезе целесообразно проанализировать преимущества, недостатки, позитивные и негативные последствия использования госкорпораций в интересах национальной экономики. Данный вопрос выходит за рамки рассмотрения чисто экономической эффективности государственных корпораций, так как основная цель их создания — не извлечение прибыли, а решение конкретных социально значимых задач. Поэтому оценивать госкорпорации только на основе показателей экономической эффективности некорректно.
Госкорпорации как институт национальной экономики, имеющий свои отличительные особенности, нуждаются в разработке специализированной системы показателей для оценки эффективности их деятельности. Общий анализ позитивных и негативных моментов можно осуществлять через косвенные признаки, например на основе их влияния на экономический и социальный климат, на рыночную инфраструктуру.
В национальной экономике России многие отрасли экономики регулируются через создание всевозможных корпоративных структур.
Прежде чем рассматривать конкретные аспекты для сравнения эффективности деятельности корпораций, рассмотрим основные инструменты управления, которые государство использует для регулирования отраслей национальной экономики.
Госкорпорации, создаваемые в настоящее время в России, имеют отраслевую направленность. Большинство инструментов, используемых государственными органами, мало напоминают экономические инструменты. Наиболее характерный пример — попытка регулирования ритейлоровой отрасли, когда государственные органы устанавливают цены на продукцию, не соответствующую рыночным условиям. Поэтому существуют ограничения в принятии обоснованных экономических решений в части отраслевого и межотраслевого регулирования.
Наиболее серьезные проблемы корпоративного управления:
• неполное раскрытие информации для внешних акционеров и рынка;
• сознательное занижение финансовых результатов деятельности;
• игнорирование интересов миноритарных акционеров при принятии стратегических решений.
Согласно данным компании Standard & Poor's, общий уровень информационной прозрачности в 2006 г. вырос незначительно.
Уровень информационной прозрачности 70 крупнейших российских компаний составляет 53,5%. По сравнению с результатом индекса транспарентности 2005 г. в абсолютном выражении результат 2006 г. вырос ненамного — всего на 3,5 п.п. (а с учетом методологических изменений он понизился на 0,2 п.п.). Рост по 50 компаниям, включенным в исследования 2005 г. и 2006 г. составил 4,6 п.п. (0,9 п.п. с учетом методологических изменений). Таким образом, имеет место очень медленный и статистически незначимый темп роста информационной прозрачности.
Таблица 1.5 Плюсы и минусы создания госкорпорации
7. Условия реализации корпоративного управления в государственных корпорациях
7.1. Особенности корпоративного контроля. Органы корпоративного управления в государственных корпорациях
Рис. 2.2. Структура, взаимосвязи и функции элементов
8. Использование корпоративных стратегий для обеспечения реализации программ развития государственных корпораций
Госкорпорация стала одним из институтов перераспределения государственных инвестиций в экономику. Наряду с этим и различными целевыми программами финансирования проектов, государственные корпорации стали передаточным звеном в цепочке «государство — экономика — продукт». Поэтому необходима разработка корпоративных стратегий развития с учетом особенностей и специфики деятельности госкорпораций.
8.1. Особенности оценки эффективности инвестиционно-инновационного цикла государственной корпорации
•
•
•
Рис. 3.1. Группы проблем, решаемые в рамках инвестиционно-инновационного цикла госкорпорации
8.2. Особенности разработки сбалансированной системы показателей для государственной корпорации
Таблица 3.2 Карта стратегии государственной корпорации
Перспектива Цель Задачи Показатели
Общество (социум) Повысить уровень доступности услуг Расширить филиальную сеть Количество новых филиалов в год Темп роста филиальной сети Снизить время обслуживания клиента Время обслуживания клиента Количество клиентов, обслуженных за период Повысить удовлетворенность общества услугами Количество недовольных услугами Отношение к торговой марке Экономическая безопасность Повысить уровень экономической безопасности Снизить количество хищений Общее количество хищений за период Сумма потерь от хищений за период Снизить объем штрафов Количество штрафов Общая сумма штрафов Снизить экологический риск Повысить качество защитных сооружений Объем инвестиций в повышение качества защитных сооружений Уровень выбросов в окружающую среду Изменить технологии производства Количество новых технологий за период Количество замененных технологий Инфраструктура Снизить время производства в технологической цепи Сократить время обработки заказа Время обработки заказа Время непроизводительных простоев оборудования Сократить сроки транспортировки между смежниками Срок транспортировки по этапам цепи Срок погрузки-разгрузки Сократить количество внешних смежников Создать собственные производства Количество новых собственных производств Количество замещенных производств Изменить корпоративную структуру Количество слияний и поглощений Количество разделений и выделений Внутренние бизнес-процессы Повысить концентрацию производства Сократить количество смежников Общее количество смежников Общее количество дочерних обществ государственной корпорации Повысить компактность бизнеса Количество территорий расположения бизнеса Среднее количество обществ на территории Обучение и рост Повысить уровень квалификации сотрудников Повысить удельный вес сотрудников с профессиональным образованием Доля сотрудников с профессиональным образованием Создать корпоративный университет Корпоративный университет создан, да/нет
а) Классическая
б) в государственных корпорациях
Рис. 3.5. Структуры систем сбалансированных показателей.
Copyright © 2009 Погорелов Д.Н.