Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Построение системы управления критическими ситуациями для антикризисного центра
Разумов Д.А.
выпускник группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
1. Цели и задачи работы
Среди целей работы можно отметить следующие:
• Анализ и адаптация референсной модели Siemens ELS применительно к Российским условиям для построения кризисных центров управления.
• Разработка технических требований для АСУ управления силами и средствами в критических ситуациях.
• Обеспечение на основе представленной разработки высокого уровня личной безопасности граждан, безопасности деятельности хозяйствующих субъектов, безопасности территории и населенных пунктов, защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, совершенствование многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений.
• Совершенствование и координации деятельности органов регионального управления со звеньями Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основании Указа Президента Российской Федерации № 1309 от 09 ноября 2001 г.
Основные задачи работы:
• Разработать функциональную модель управления кризисным центром в чрезвычайных и иных ситуациях.
• Подготовить технические требования и состав технической инфраструктуры к системе автоматизации управления в кризисных ситуациях.
• Проанализировать существующую модель управления в кризисных ситуациях и определить её проблемные зоны.
• Поставить задачу на разработку СУ в кризисных ситуациях.
2. Описание существующих подходов и сложившейся практики в России при построении центров управления в кризисных ситуациях
Традиционно в стране за обеспечение безопасности правопорядка, а также ликвидацию и предотвращение чрезвычайных ситуаций отвечают в основном три министерства: МВД, МЧС, Министерство здравоохранения и социального развития. В своей работе эти организации тесно взаимодействуют между собой, с органами местной государственной власти, а также в последнее время в немалой степени финансируются ими.
В соответствие с постановлением Правительства РФ для координации и улучшения деятельности вышеперечисленных структур создаются ЕДДС различных уровней.
Основная доля расходов по финансированию ЕДДС ложится на региональные власти. Они в немалой степени заинтересованы в улучшении деятельности вышеперечисленных ведомств, т.к. для губернаторов эти органы являются одними из основных инструментов поддержания стабильности и правопорядка. Особенностью здесь является то, что при федеральном характере вертикального подчинения МВД и МЧС выполняют в значительной степени региональные задачи. Поэтому органы местной власти не только финансируют их деятельность, но и заинтересованы в эффективном расходовании выделяемых средств, а также в получении надёжного механизма управления, позволяющего координировать их деятельность в соответствие с задачами, возникающими на уровне региона, области, города.
Работа по автоматизации деятельности ДДС ведётся нескоординировано. Это приводит к созданию и вводу в эксплуатацию большого количества локальных решений, ориентированных лишь на поддержку отдельной функции в рамках задач дежурной части. То есть, зачастую не рассматривается деятельность ЕДДС как системы в целом в рамках процессной парадигмы принятия решения при выполнении комплексных задач на уровне региона под управлением СЦ губернатора.
Необходимо обеспечить подход, который сможет обеспечить интегрированный процессный уровень для совместной работы руководителей региона и ответственных структур в рамках задач ЕДДС, регионального Ситуационного центра.
3. Обеспечение функционирования Центра управления в кризисных ситуациях на основе процессного подхода и концепции системной и информационной интеграции
В области ответственности Системы следует рассматривать не отдельную функцию или сервис (видеонаблюдение, сигнализация датчиков, мобильное позиционирование и т.д.), а процесс обеспечения управляемости и безопасности в условиях критических и иных ситуаций в целом от поступления информации о событии до получения отчёта о реагировании. На рисунке 1 представлена карта процессов, определяющих, концепцию управления в кризисных или чрезвычайных ситуациях.
Рис. 1. Парадигма процессного подхода. Карта процессов.
Рис. 2. Парадигма информационной и системной интеграции.
4. Построение целевой функции модели управления
Рисунок 11.
Рисунок. 12.
5. Разработка технических требований и функциональной структуры системы
5.1 Перечень основных требований
Перечень основных требований к Системе основан на возможностях реализации принципов описанных выше:
• Использование в качестве платформы для формирования единого информационного пространства СУБД ORACLE. Обеспечивает надёжность хранения данных и возможность распределённого управления ими.
• Интеграция с функциональными подсистемами (позиционирование мобильных объектов, оповещения, коммуникации и др.), а также с АИС МВД и расчётно-аналитическими модулями НИИ ГО ЧС для получения дополнительной аналитической информации;
• адаптивность – приспособляемость Системы к изменениям внешних условий, в том числе к изменениям организационно - функциональной структуры, нормативно - правовой базы, телекоммуникационной среды;
• расширяемость – обеспечение возможности добавления новых или изменения имеющихся функций без изменения остальных функциональных компонент системы;
• интероперабельность – способность к взаимодействию с другими автоматизированными системами, не входящими в её состав;
• безопасность – состояние защищенности автоматизированных информационных ресурсов.
• простота в эксплуатации, эргономичность должны достигаются за счет удобного единого пользовательского интерфейса, развитой подсистемы помощи пользователю;
• надежность функционирования обеспечиваются применением высоконадежных и масштабируемых серверных решений в совокупности с ПО СУБД ORACLE.
5.2 Функциональная структура Системы
Функциональная структура Системы ориентирована на реализацию вышеперечисленных требований и поддержку процессов модели, описываемых в п.3:
1. Функциональное ядро представлено набором интерфейсов для регистрации события, его описания и квалификации на основе единых справочников.
2. Подсистема поддержки принятия решения на основе базы знаний планов реагирования, подготовленных экспертами.
3. Отчётно–аналитическая подсистема. Позволяет готовить в автоматизированном режиме отчёты по деятельности ДДС и других подразделений, а также по срезам накопленной информации предоставлять обобщённые аналитические данные в виде гистограмм, графиков и т.п. для принятия решения руководителями региона.
4. Геоинформационная компонента предназначена для отображения оперативной обстановки на карте или плане местности, а также для слежения за мобильными силами и средствами дежурных частей и приданными силами системы ситуационных центров, поддержки действий дежурных сил в ходе выработки решения и отработки оперативных действий.
5. Административный модуль.
6. Интерфейс с центром обработки вызовов (call-центром) предназначен для автоматической передачи в модуль регистрации события информации о номере телефона звонящего абонента и автоматизированной подготовки данных ЭКС.
7. Интерфейс с системой позиционирования мобильных объектов обеспечивает автоматический прием информации о координатах и состоянии мобильных объектов и их позиционирование на ГИС.
8. Программные интерфейсы с внешними АИС обеспечивают комплексную информационную поддержку принятия решения.
9. Функциональная подсистема речевой регистрации и оповещения личного состава.
10. Сервер приложений системы.
6. Реализация требований к программному обеспечению
6.1 Прикладное программное обеспечение
ПО реализуется на основе принципов сервис - ориентированной архитектуры и открытых стандартов программирования, что является необходимой предпосылкой для интеграции с уже используемыми АИС. Уровень проектирования приложений предоставляет пользователям с функцией разработчика возможность изменять интерфейсы и методы, что в значительной мере обеспечивает гибкость системы, её способность адоптироваться к требованиям Заказчика (интерфейсы пользователя, отчёты, новый функционал и т.д.), а также известную независимость от поставщика.
6.2 Система управления базами данных
В качестве хранилища данных рекомендуется использование хорошо зарекомендовавшей себя платформы ORACLE. Следование данному положению связано с получением следующих преимуществ:
• унификация используемого ПО управления базами данных, по крайней мере, в рамках дежурных частей и информационных центров;
• реляционность;
• надежность, наличие развитой системы восстановления и копирования данных, а также системы ведения системных журналов;
• масштабируемость – от дежурных частей до региональных центров управления;
• платформенная независимость (использование в качестве ОС как Windows, так и различных клонов Unix-систем);
• высший уровень авторизованной поддержки со стороны производителя в рамках закупок в масштабах программы;
• совместимость и минимальные затраты на интеграцию с используемыми в МВД, МЧС и других ведомствах АИС за счёт поддержки принципов сервис – ориентированной архитектуры, интероперабельности и стандартов;
• использование уже накопленного опыта на разработку и внедрение;
• подготовка специалистов в рамках уже существующих программ и использование квалификации и опыта сотрудников подразделений ИЦ;
• минимальное соотношение «затраты-эффективность».
7. Основные экономические эффекты от внедрения
В соответствии с методическими рекомендациями «Определение экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (людские потери)» (МР №99/60), утвержденными Министром здравоохранения РФ 20 ноября 1998 г., средняя стоимость эталонной человеческой жизни (СЭЧЖ) в России в 1996 г. составила 637,3 тыс. руб., а в Москве – 820,2 тыс. руб. (в ценах 1996 г.) или с учетом уровня инфляции на конец 2008 года – около 3 млн. руб.
По приблизительным оценкам внедрение подобной системы может окупиться спасением нескольких человеческих жизней в результате повышения качества принимаемых решений и скорости реагирования штабов, дежурных частей. Кроме того, унификация применяемых аппаратных и программных решений при внедрении в масштабах региона и следование стандартам, позволит существенно сэкономить на закупках оборудования, программного обеспечения, снизить затраты на обучение персонала, внедрение, а также поддержку и обслуживание.
Немаловажным аспектом является положение о сохранении ранее сделанных и осуществляемых в ходе внедрения инвестиций, которое базируется на технологиях интеграции подсистем.
8. Результаты работы
1. Разработана функциональная модель управления кризисным центром в чрезвычайных и иных ситуациях.
2. Подготовлены технические требования и состав технической инфраструктуры к системе автоматизации управления в кризисных ситуациях
3. Проанализирована существующая модель управления в кризисных ситуациях и определены её проблемные зоны
4. Поставлена задача на разработку СУ в кризисных ситуациях
Заключение
Преимущества, которые получает Заказчик в случае внедрения проекта:
- Предоставление всего функционала информационной поддержки решения на управление в рамках единого интегрированного АРМ.
- Поддержка интеграции работы служб и ведомств, как по вертикали, так и по горизонтали, в едином центре управления.
- Автоматизированная поддержка решения при составлении комплексных планов реагирования.
- Поддержка единой системы региональных, городских и объектных центров управления в кризисных ситуациях.
- Сохранение инвестиций за счёт использования принципов процессного подхода, информационной и системной интеграции.
Copyright © 2009 Разумов Д.А.