Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Анализ методов оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов
Тюгаева М.Л.
выпускница группы MBA CIO-16
Школа IT-менеджмента
АНХ при Правительстве РФ
Ресурсы на разработку новых продуктов или услуг всегда слишком ценны и ограниченны, чтобы расточительно расходовать их на слабые или даже потенциально перспективные проекты, которые не принесут ожидаемой отдачи. Современная бизнес-практика демонстрирует не слишком утешительную статистику: большинство инновационных проектов либо проваливается на стадии коммерциализации (вывода продукта на рынок), либо прекращается еще до запуска. Отбор сильных проектов для инвестиций является критически важной управленческой задачей.
Чаще всего в современных компаниях встречаются две ситуации, это когда многие проекты из инновационного портфеля в лучшем случае имеют незначительную ценность, а в худшем вообще не годятся для коммерциализации, или когда количество инновационных проектов в разработке так велико, что корпоративных ресурсов, требуемых для их коммерциализации, не хватает.
В первом случае, одни проекты - результат неэффективного проектного менеджмента, другие - изначально слабые проекты, которые следовало бы приостановить или прекратить еще на ранних этапах развития. Способность увидеть такие слабые проекты как можно раньше (прежде чем на них будут потрачены значительные ресурсы) - это ключ к повышению прибыльности новых продуктов и услуг, выпускаемых компанией на рынок.
Во втором случае, один из «капканов», в которые попадают компании, это стремление разрабатывать слишком много инновационных проектов, не имея достаточно ресурсов, чтобы выполнять их качественно. Возникает «затор проектов»: слишком много проектов ожидает своей очереди и слишком многие из них не обеспечены достаточными ресурсами. «Затор проектов» и неспособность менеджеров делать жесткий выбор между ними ослабляют процесс управления инновационными проектами даже в самых именитых компаниях.
Отбор проектов - это жесткий выбор. Его цель - сконцентрировать ограниченные ресурсы компании на действительно перспективных проектах. Результатом становится четко установленная приоритетность проектов, а следствием - более быстрое исполнение (развитие) наиболее приоритетных проектов. Управленческая команда должна идентифицировать наиболее перспективные проекты на ранних этапах процесса и снабдить их ресурсами. В этом случае неудачи и провалы будут немногочисленны, нерациональный расход ресурсов сведен к минимуму, а экономическая отдача от проектов станет выше.
а)
б)
в)
Методы, рассмотренные в данной работе, позволяют производить оценку инновационного проекта в два этапа, в зависимости от сути и цели метода. На первом этапе рассчитываются показатели эффективности проекта в целом. Так же определяются источники финансирования. На втором этапе оценки эффективности проекта уточняется состав участников и определяется его реализуемость в увязке с набором критериев оценки каждого эксперта. В случае неудовлетворения ожиданий, некоторые моменты осуществления реализации проекта могут быть пересмотрены. Тем не менее, основываться только на определенной группе “популярных” показателей и подходов, по моему мнению, невозможно. Лишь формирование определенных взаимосвязанных логических блоков, по принципу BSC, позволит связать множество показателей в качественно простые и объективно отраженные стратегические сбалансированные карты.
Таким образом, выявляется необходимость формирования комплексной модели оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов, которая позволила бы сформировать сбалансированную технику оценки инвестирования инновационных проектов. Построение модели можно обозначить в виде блоков, которые содержат в себе определенные методики оценки эффективности, взаимодополняющие и обуславливающие друг друга.
Данную систему можно интерпретировать следующим образом, сгруппировав значения блоков в сводные данные определяемых показателей с указанием направления зависимости в оценке эффективности инвестирования инновационного проекта.
Таблица 1. Сводные данные в этапах оценки инвестированния инновационных проектов.
В результате получилась модель, которая, по моему мнению, может дать комплексное объективное описание инновационного проекта с точки зрения его инвестиционной привлекательности. Взаимосвязывание компонентов блоков, отраженных в таблице 1, позволяет комплексно и сбалансированно подойти к решению важной проблемы – оценки инвестиционной привлекательности иновационных проектов.
Copyright © 2009 Тюгаева М.Л.