Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Методы оценки экономической эффективности внедрения биллинговой системы в энергосбытовом предприятии

Шубин П.С.
выпускник группы MBA CIO-26
Школа IT-менеджмента
РАНХиГС при Президенте РФ

Энергосбытовая деятельность - это передаточное звено между производителем и потребителем электроэнергии, позволяющее им взаимодействовать на правовой основе. Основное занятие сбытовой компании – закупка на оптовом рынке электроэнергии с последующей ее перепродажей. Деятельность подобных компаний находится под жестким контролем государства.
Непосредственно энергосбытовая деятельность при работе с потребителями включает в себя:

  • покупку электрической энергии с оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ);
  • продажу электрической энергии по установленным тарифам;
  • оказание услуг по реализации электроэнергии конечным потребителям (физическим и юридическим лицам);
  • договорную  работу (заключение,  переоформление  и  расторжение договоров);
  • организацию расчетов за потребленную электроэнергию;
  • деятельность по снижению коммерческих потерь (хищений);
  • ограничение    и    прекращение    подачи    энергии    потребителям-неплательщикам;
  • замену   и   модернизацию   приборов   учета   электрической   энергии (организацию данных работ);
  • юридическую работу (преддоговорные споры, правовое воздействие на потребителей-неплательщиков).

Целевой функцией энергосбытовой деятельности является 100%-ный сбор средств за реализуемую потребителям электрическую энергию: «купил-продал-получил деньги». Казалось бы,  что этот вид бизнеса вовсе не сложен. Но на самом деле не все так просто.

Энергосбытовые компании сталкиваются с множеством проблем: потери в  ЛЭП, хищения, недобросовестные абоненты, к которым постоянно высылаются наряды и т.д. Но главной проблемой является несвоевременная оплата услуг по поставке электроэнергии или вовсе неплатежи. Причем недобросовестные плательщики встречаются не только среди населения, но и среди бюджетов разных уровней, которые не выполняют свои обязательства перед финансируемыми за счет государства организациями. Что касается производственных компаний, то здесь тоже не все гладко. После выхода в свет постановления правительства Российской Федерации № 816 от 17.10.2009 года энергосбытовые компании могут полностью получать деньги с юридических лиц за свои услуги только после выставленияитогового счета-фактуры. Как правило, данный документ за период, подлежащий оплате, формируется в следующем за ним месяце и до получения данной «бумаги» компания-покупатель в праве не оплачивать поставленную ей электроэнергию. Вследствие этого энергосбытовые компании не дополучают прибыль, которую они могли бы инвестировать в доходные мероприятия.

В настоящее времяпроисходит регулирование сферы электроэнергетики со стороны государства, направленное на сокращение маржинальности данной отрасли. Так, постановлением правительства №877 от 04.11.2011 энергосбытовым компаниям запрещается взимать штрафы за отклонение в потреблении электроэнергии с 04.11.2011, а с 01.04.2012 энергосбытовые компании будут работать только за торговую надбавку. Из этого можно сделать вывод, что сбыты лишатся дополнительных источников прибыли, что должно привести к резкому снижению издержек, иначе бизнес станет попросту нерентабельным.

Подавляющее большинство проблем энергосбытовых компаний, а именно:

  • высокие издержки на заработную плату;
  • несвоевременные задания на работу на местах (наряды, контрольные проверки, отключение за неуплату и т.д.);
  • неоперативный обмен данными между филиалами и отделениями;
  • несвоевременное формирование счетов;
  • неполный сбор платежей;
  • неполная информация об объемах продаж и, как следствие,
  • недостаточная точность прогнозирования объемов закупок;

не могли не вынудить компании данной отрасли прибегнуть к помощи информационных технологий, учитывая к тому же их деятельность в условиях конкурентной борьбы за место на рынке сбыта. Компании занимались разработкой собственных учетных, платежных, биллинговых систем или обращались к интеграторам информационных систем. В итоге, с момента реформирования энергетической отрасли каждой сбытовой компании, как правило, достался в наследство «зоопарк» информационных систем, которые морально устарели, требуют постоянной доработки или попросту не справляются с новыми требованиями  в условиях быстрой изменяемости конкурентной среды.

Появилась необходимость в едином продукте, который мог бы автоматизировать основную деятельность предприятия, был бы готов к постоянно изменяющейся внешней среде, имел бы средства для быстрой доработки нового функционала, наконец, поддержка которого могла бы осуществляться как силами внутренних специалистов, так и путем привлечения сертифицированных внешних консультантов, имеющих опыт работы с данным продуктом.

С появлением такой необходимости стали появляться предложения. Сейчас существует немало программных продуктов, которые стремятся занять свое место в секторе сбыта электроэнергии. Как правило, данные информационные системы сами по себе недешевы, а учитывая региональную или даже международную специфику, требуют дополнительных затрат напривлечение внешних специалистов с соответствующей квалификацией для внедрения.

Принимая решение об инвестициях в подобные проекты, владельцы бизнеса видят и могут оценить затратную часть:

  • стоимость оборудования;
  • стоимость лицензий ПО;
  • затраты на внедрение.

Но как увидеть эффект от внедрения, в чем заключается его доходная часть? Имея предложения от различных интеграторов по той или иной системе, компании требуют предоставить экономическое обоснование эффективности от возможного внедрения.

Целью данной работы является определение положительных эффектов от внедрения биллинговой системы Oracle Utilities Customer Care and Billing, автоматизирующей основную деятельность энергосбытового предприятия.

В работе рассмотрены методы оценки экономической эффективности,
выполнен анализ этих методов, составлена система из наиболее востребованных, понятных и эффективных методов, построена методика, отражающая эффекты от внедрения в различных проблемных местах компании, и приведена оценка экономической эффективности внедрения информационной системы с помощью разработанной методики на примере ОАО «Мосэнергосбыт».

Рубрика: 
Другое
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009