Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Проект сорсинговой стратегии предприятий электроэнергетики РФ. Влияние и роль ИТ при ее формировании.

Мазуренко Ю.Н.
выпускник группы MBA CIO-33
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ

В данной  работе излагается подход к анализу и проектированию сорсинговой стратегии предприятий электроэнергетики РФ.

Предметом проектного исследования является  текущая операционная деятельность компаний электросетевого комплекса РФ, а также Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации, принятая распоряжением №511-Р от 3 апреля 2013 г.  Правительством РФ.

Цель данной работы – разработка проекта сорсинговой стратегии предприятий электроэнергетики РФ с учетом присутствия и влияния ИТ в данной отрасли экономики.

Объект проектного исследования – компании, входящие в электросетевой комплекс РФ.

Задачи данной работы:

  • во-первых, проанализировать и обобщить мировой опыт сорсинговых стратегий распределительных сетей;
  • во-вторых, определить наиболее актуальные и применимые методы и стратегии сорсинга, подходящие для российской специфики;
  • в-третьих, предложить  теоретическую модель сорсинга исходя из экономических и технологических соображений;
  • в-четвертых, показать навыки и умения полученные в ходе обучения;

Результаты данного проектного исследования могут быть использованы как при создании внутренних стратегий развития компаний электросетевого комплекса РФ, так и при создании концепций развития ИТ подразделений этих компаний.

Методологической и теоретической основой исследования явились концептуальные положения отечественных и зарубежных ученых.

Информационной базой проекта послужили нормативные и правовые акты РФ, данные государственной статистической отчетности, информационные и аналитические материалы энергокомпаний находящиеся в свободном доступе, органов исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов, материалы исследовательских организаций, научно-практических  конференций.

В настоящее время, в российской электроэнергетике завершена реформа в части перехода ее от организации административно-командной к организации, основанной на чисто рыночных отношениях между всеми субъектами электроэнергетической системы страны. Аналогичные реформы по организации рынков электроэнергии проводились и проводятся во многих странах мира, начиная с 80-х годов прошлого столетия. В мировом опыте имеются и различаются четыре основные модели организации управления электроэнергетикой:

  • монополия на всех уровнях;
  • единственный покупатель;
  • конкуренция на оптовом рынке;
  • конкуренция на розничных рынках.

Модель 1. Регулируемая естественная монополия (отсутствие конкуренции). Одна компания имеет монополию на производство электроэнергии и на ее доставку по передающим сетям к распределительным компаниям (РК) и (или) конечным потребителям (например, бывшее Минэнерго СССР или РАО «ЕЭС России» до реформирования).

Модель 2. Единственный покупатель. В этой модели имеется один покупатель (покупающее агентство), который выбирает производителей электроэнергии из ряда генерирующих источников (генерирующих компаний – ГК), осуществляя конкуренцию между ними. Единственный покупатель имеет монополию на передающие сети и продажу электроэнергии распределительным компаниям (РК) и (или) конечным потребителям.

Модель 3. Конкуренция на оптовом рынке. В третьей модели распределительно сбытовые компании, занимающиеся розничной торговлей, покупают электроэнергию непосредственно у производителей и доставляют ее через передающие сети потребителям. РК имеют монопольное право на электроснабжение конечных потребителей на определенной территории. Однако имеется свободный доступ к передающей сети производителей энергии и РК. Все ГК могут продавать электроэнергию непосредственно многим потребителям, а не только РК.

Модель 4. Конкуренция на оптовом и розничном рынках. В четвертой модели свободно конкурируют друг с другом, как производители, так и потребители электроэнергии (конкурентный рынок). Данная модель предполагает свободный доступ как к передающим, так и к распределительным сетям и конкуренцию на оптовом и розничном уровнях.

В таблице 1  приведены основные характеристики рассматриваемых моделей.

Модель электроэнергетики

Определение модели

Конкуренция для производителей электроэнергии

  • Монополия на всех уровнях

Монополия на каждом уровне

есть

  • Единственный покупатель

Конкуренция среди производителей электроэнергии

Единственный покупатель

нет

  • Конкуренция на оптовом рынке

Выбор для распределительно-сбытовых компании

есть

  • Конкуренция на оптовом и розничном рынках

Выбор для распределительно-сбытовых компании и для потребителей

есть

Данная работа будет в основном затрагивать интересы электросетевого комплекса и проблем связанных с ним. Будет рассмотрена  ИТ составляющая комплекса.

Электрическая сеть — совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии[1]. Электрическая сеть обеспечивает возможность выдачи мощности электростанций, её передачи на расстояние, преобразование параметров электроэнергии (напряжения, тока) на подстанциях и её распределение по территории вплоть до непосредственных электроприёмников.

Основной целью (миссией) деятельности электросетевого комплекса РФ является долгосрочное обеспечение надежного, качественного и доступного энергоснабжения потребителей Российской Федерации путем организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам сетевой инфраструктуры по тарифам на передачу электрической энергии, обеспечивающим приемлемый уровень затрат на электрическую энергию для российской экономики и инвестиционную привлекательность отрасли через адекватный возврат на капитал.

Основной доход РК получает от своей деятельности по распределению электроэнергии. Этот доход формируется и определяется исходя из объёма, качества поставляемой электроэнергии и рассчитывается на основании  тарифа на ее передачу. В свою очередь тариф определяется регулятором (государством), метод и условия тарифа находятся в зависимости от территориальной принадлежности РК к конкретному субъекту РФ.

Исходя из глобальных целей, поставленных перед электросетевым комплексом страны можно выделить одну из важнейших составляющих  это повышение операционной эффективности в компаниях.  Пути решения этой задачи лежат в области менеджмента компании.

В Части 1 работы будет проведен обзор теоретических методов в области менеджмента компаний и стратегий сорсинга в области ИТ,

В Части 2 будут рассмотрен российский и иностранный опыт  реформирования электроэнергетической отрасли и опыт государственного регулирования в отрасли распределения электроэнергии и роль ИТ в этом процессе.

В Части 3 дается описание данных по электросетевым  РФ и будет произведена оценка величины рынка сорсинговых услуг в данном сегменте рынка, с учетом рассмотренных в Части 2 методов регулирования.

В Части 4 будет предложен концептуальный  проект сорсинговой стратегии предприятий электроэнергетики РФ с учетом роли ИТ в этом процессе.

В заключении будут даны выводы по данной работе  и приведена оценка полученных результатов.

Рубрика: 
Аутсорсинг и инсорсинг
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (1 голос)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009