Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Формирование образовательной среды для подготовки специалистов в условиях инновационно-технологического кластера региона (на примере лицея КФУ)
Галимов Р.Р.
выпускник группы MBA CIO-33
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Одними из приоритетных задач Татарстана является развитие региона как центра создания новаторских технологий и интеллектуальных ресурсов. На данный момент происходит формирование инновационно-технологического сектора, проектами которого являются IT-парки, Технопарки «Идея» и «Химград», Smart City. Очень важная роль и ключевую позицию в кластера отводится Иннополису - умному городу, расположенному близ Казани с разветвленной бизнес-инфраструктурой (технопарки, центры разработок и т.д.), первым в России университетом, специализирующимся в области информационных технологий (в партнерстве с Carnegie Mellon University, CША). Потребность Иннополиса на ближайшие 10 лет - 60 000 высококвалифицированных специалистов.
Выбор темы исследования был вызван наличием противоречия между потребностью IT-отрасли в квалифицированных кадрах и результатом обучения таких специалистов в школе и ВУЗах.
На сегодняшний день по заявлению руководителей ведущих IT-компаний региона, только 20-30% выпускников вузов из общего числа (из 1000 IT-специалистов в год) соответсвует необходимому уровню подготовки. Т.е. квалификация и подготовка не достаточна для потенциальных работодателей. Причина возможна в том, что вузы дают общенаучную подготовку, но не дают соответствующую подготовку по специализации. Но на самом деле реальная проблема возникает еще раньше и начинается она со школы.
Будущее потребует высококвалифицированных специалистов в различных областях (наука, производство, медицина, искусство и др.), способных использовать навыки программирования и IT-компетенции. Обучение таких людей предъявляет особые требования системе образования. Для этого обучать и воспитывать IT-специалитов необходимо с детства. В образовательной деятельности учитывается принцип сбалансированности интересов учащихся, родителей, преподавателей, будущих работодателей и учредителей как основных участников образовательного процесса.
Непрерывная образовательная деятельность обеспечивает постоянное вовлечение каждого ученика IT-лицея в изучение нового. Данное решение реализуется за счет создания виртуального образовательного пространства (школьная социальная сеть) в дополнение к реальному. Это, например, позволит учащемуся, сменив IT-лицей на другое образовательное учреждение быть причастным к прежней индивидуальной траектории и продолжать ее.
Центральным звеном исследования стало образовательное учреждение IT-лицей КФУ, где обучение проходит с 7 по 11 класс. IT-лицей является опорным элементом непрерывной системы специализации и профессиональной ориентации личности, обеспечивающей разностороннее развитие, ценностно-ориентировочную деятельность, полноценную подготовку молодого поколения к жизни и профессиональному труду. Принцип паритетности обучения и воспитания, понятия воспитанный и образованный в IT-лицее неразрывны. Является значимым гендерный подход в обучении.
IT-лицей КФУ развивает международное партнерство с образовательными учреждениеми и организациями, такими, как Educare (Сингапур), t-MBA (Турция), School of Science and Technology (Сингапур); технопарками: IT-парк, "Идея"; вузами: Высшей школы ИТИС, Carnegie Mellon University и др..
Такие известные компании, как Samsung, CISCO и др., открыв свои лаборатории на базе лицея, формируют рабочие образовательные программы и занимаются практической работой с учащимися, включающая в себя учебные программные проекты, которыми руководят не только сотрудники компании, но и специалисты других компаний и центров.
IT-образование в лицее реализуется с проекциями на другие науки. Специализация в лицее базируется на предметах: математика, физика, биология химия. В IT-лицее - полилингвальное обучение. Преподавание основных предметов в IT-лицее осуществляется на английском языке. Учащиеся изучают русский язык, татарский язык, английский язык и один дополнительный иностранный язык по выбору. Таким образом, полилингвальное обучение способствует развитию жизненно важной коммуникативной компетенции IT-специалиста. Образовательная деятельность в IT-лицее построена на основе лучшего отечественного и зарубежного опыта в образовательном и воспитательном процессе.
Благодаря разработанным информационным системам построена индивидуальная программа обучения и график профессионального развития каждого учащегося IT-лицея, учитывающий все промежуточные результаты и события. Таким образом, формируемое профессиональное портфолио учитывает необходимые условия и педагогические средства дальнейшего обучения, профессионализации, практического использования профессиональных навыков будущими IT-специалистами. Владение навыками программирования и IT-компетенция, знание языков и широкая эрудированность, способность к глобальной коммуникации и критическое мышление – это качества успешного человека нашего времени.
В информационно-образовательной среде IT-лицее реализуется принцип интеграции образования, науки и бизнеса. В образовательном процессе реализуются принципы сотрудничества ВУЗов, предприятий, технопарков с учащимися и IT-лицеем КФУ; учащихся, педагогов, IT-специалистов.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности обеспечивает решений следующих задач: обеспечивает успешную адаптацию учащегося в социуме; оптимизирует учебную и внеучебную деятельность обучающихся; улучшает психолого-педагогические условия развития личности; учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Проектная деятельность будет стимулом для ведения научно-исследовательской деятельности и изучением фундаментальных наук по проблемам проекта. Результаты учебно-воспитательной, научно-исследовательской и проектной деятельности будут представляться на международных научно-практических конференций, республиканских и всероссийских конкурсах, где проекты учеников IT-лицея, рассматриваются с точки зрения практической значимости представителями реального сектора экономики.
Для формирования и развития образовательной среды используются результаты виртуального отображения информационной аналитики образовательно-воспитательного процесса. Является актуальным и значимым принцип прозрачной системы учебно-воспитательной аналитики в IT-лицее. В IT-лицее учащихся формируется индивидуальная траектория обучения. Траектория строится на основе способностей, стремлений и желаний ученика.
Используются экономико- и практико-ориентированные рабочие программы для того, чтобы полученные учеником знания были актуальны и применимы на практике.
В модель превентивной подготовки IT-специалистов входит: образовательный процесс и образовательная программа направлена на непрерывное развитие и образования личности до 19 лет в школе трех ступеней; формат взаимодействия образовательной и проектной деятельности в школе; взаимодействие школ, ВУЗов и реального сектора экономики в реализации проектной деятельности (приложение №12); экономико- и практико-ориентированный подход в обучении в системе непрерывного образования и профессионализации.
Таким образом, в исследовании сформулирована модель становления учащегося как высококвалифицированного специалиста инновационно-технологического кластера региона.
Определены организационно-педагогические условия по превентивной подготовке высококвалифицированного специалиста на базе IT-лицея КФУ, представленные в содержании аттестационной работы:
- мониторинг отбора учащихся 6-х классов на основе математических и логических тестов;
- преподавание профессионально значимых предметов на английском языке;
- мониторинг учебной и внеучебной деятельности учителей, разработки и реализации проектов, исследовательской деятельности;
- оснащение компьютерным и специальным лабораторным оборудованием кабинетов при работе с новыми технологиями и устройствами;
- использование информационных систем сотрудниками IT-лицея КФУ для виртуального отображения воспитательного и образовательного процесса;
- создание информационно-образовательной среды и организация практической деятельности в условиях IT-лицея КФУ;
- модель становления учащегося как высококвалифицированного специалиста.
Организационно-педагогические условия обеспечивают, что результатами учебно-воспитательной работы в IT-лицее будут выпускники с необходимыми компетенциями и навыками 21 века.
Определены функции становления учащегося как высококвалифицированного специалиста.
Выявлены основные принципы обучения в IT-лицее КФУ.
Выявлены критерии становления учащегося как высококвалифицированного специалиста.
Раскрыто содержание этапов траектории профессионального развития учащихся, создания образовательной среды и организации практической деятельности в условиях школы.
IT -лицей стал катализатором нового подхода к IT-образованию. Он закладывает тот базовый интеллектуальный потенциал, который позволит воспитанникам непрерывно адаптироваться к новым социально-экономическим и социокультурным условиям жизни.
От того, в какой мере закреплены компетенции и навыки на всех «этажах» системы непрерывного образования, зависит качество жизни и социально-экономическое развитие региона.
- Войдите на сайт для отправки комментариев