Пробные занятия. Бесплатно!
Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь


Управление созданием больших технических и технологических комплексов

Лоховнин В.А.
выпускник группы MBA CIO-33
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ

Аттестационная работа, в основе которой лежит опыт участия в создании и эксплуатации систем наземной космической инфраструктуры, посвящена вопросу управления созданием больших технических и технологических комплексов. Затрагиваются проблемы, возникающие в процессе управления проектами, и способам их решения. Среди них в качестве основных выделяются временные задержки проектов и авральный тип работы, недостаточный уровень качества проработки проектов, повтор ошибок и несоответствующий задачам отрасли темп роста профессионализма. 

По мнению автора, исследуемый вопрос является актуальным по нескольким причинам. Так, долгие годы преобразования российской экономики не могли не сказаться на космической отрасли, что привело к значительным потерям в части преемственности поколений, поддержания и развития опыта ведения крупномасштабных и наукоемких проектов. В свою очередь появившиеся в последнее время международные стандарты, содержащие новые принципы и по-новому регламентирующие процессы управления, в том числе управления созданием больших социотехнических систем, не находят отражения в существующей нормативной документации. Еще одним обстоятельством, говорящим в пользу актуальности исследуемого вопроса, является недавно начавшаяся реализация проекта по созданию нового космодрома. Данный проект явился отправной точкой к написанию работы и служит в качестве наглядного примера.

В работе задается цель разработать проект процесса управления созданием больших комплексов, ориентируясь на существующие нормативные документы и международные стандарты. Таким образом, делается попытка решить рассматриваемые проблемы управления путем изучения опыта, накопленного отраслью, и привнесения лучшей мировой практики. Помимо основных задач, на процесс возлагается задача обучения участников процесса управления и обеспечение роста уровня компетентности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Проводится анализ проблемных зон в текущей системе управления созданием больших комплексов.
  2. Проводится анализ лучших практик.
  3. Предлагаются возможные варианты исправления сложившейся ситуации.
  4. Формализуются требования к системе управления. определяются роли участников и формализуется процесс создания больших комплексов.
  5. Разрабатывается функциональная модель системы управления.
  6. Разрабатывается структура и содержание регламента взаимодействия участников процесса.
  7. Формулируются требования к автоматизированной системе управления созданием больших комплексов.

Перейдем к характеристикам каждого раздела.
Первый раздел «Характеристика и состояние текущей системы управления, анализ лучших практик» посвящен описанию текущей системы управления, анализу лучших практик и поиску вариантов исправления текущей ситуации.

На примере проекта по строительству нового космодрома анализируется структура кооперации, задействованная в проекте, и описываются роли участников кооперации. Далее на примере проекта по созданию одной из космодромных систем анализируется схема взаимодействия с организациями кооперации, обсуждаются проблемы и влияние их на качество результата проектирования. Среди основных проблем выделяются временные задержки проектов, недостаточный уровень качества и авральный тип работы.  В качестве основных причин выступают отсутствие развитой практики планирования и макетирования среди менеджеров начального и среднего звеньев, четкого делегирования и разграничения ответственностей и другие.

Большое внимание уделяется изучению лучших практик управления и адаптации их для применения в качестве решений указанных проблем. В работе приведено краткое описание мировых стандартов управления и анализ их применимости. Среди низ PMBOK, ITIL, ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Основной акцент делается на необходимость внедрения процессного подхода к управлению, описываемого в стандартах, позволяющего не только определять цели и задачи, но и разрабатывать технологию ведения проекта от первого лица. Также автор говорит о важности централизованного управления, реализуемого путем организации проектных офисов.

В завершение раздела перечислены дополнительные методы, направленные на повышение эффективности управления проектами. Среди прочих – выработка системы показателей отчетности и форм внутренних отчетных документов, повышение профессиональных навыков участников, в том числе путем обсуждения и оценки результатов, проведения анализа возникших проблем.

Второй раздел «Разработка процесса управления созданием больших комплексов» является продолжением первого раздела. Проводится обзор основных отраслевых ГОСТ и положений, непосредственно касающихся управления. Формулируются требования к системе управления созданием больших комплексов. В заключительной части на основании описания ролей, результата, ресурсов, целей и задач, проведена разработка функциональной модели управления.

Раздел начинается с описания структуры документов, дается их характеристика. Среди положительных сторон отраслевых стандартов отмечается хорошая проработка технических аспектов, правил оформления документов и наличие шаблонов документов. К слабым сторонам относятся недостаточность проработки вопросов планирования, поверхностное описание методов ведения проектов и отсутствие ссылок на соответствующие документы. Еще раз делается вывод о необходимости применения процессного подхода к управлению.

Далее формулируются требования к системе управления и составляются основные исходные данные для моделирования процесса управления по методологии IDEF0. Сформированы исходные данные для моделирования. Целями моделирования являются аудит и формализация основных процессов, определение участников процесса и их взаимодействия, создание универсального шаблона модели бизнес-процесса. Формируются требования к композиционной диаграмме. Приведено описание результата процесса управления, векторов взаимодействия модели с внешней средой, целей и задач, ресурсов и роли ответственного за управление. На основании полученных данных разрабатывается функциональная модель управления. Моделирование ведется для менеджера проекта с точки зрения вышестоящего руководства. Внимание уделяется обязательности управления согласно нормативным документам, использованию и совершенствованию знаний и опыта и процессному подходу к управлению.

В конце раздела говориться о возможности масштабирования получившегося шаблона, применения его к проектам любой величины, сложности и продолжительности, а также о возможности адаптации шаблона под определенный проект.

Третий и четвертый разделы посвящены выработке практических предложений по реализации предложенных принципов управления.
Третий раздел «Разработка структуры и содержания регламента взаимодействия участников создания больших комплексов» целиком посвящен созданию регламента взаимодействия. Исходными данными для разработки регламента служат результаты моделирования, полученные в третьем разделе. Разработанная структура регламента приводится в приложении.

В заключительном четвертом разделе формируются требования к автоматизированной системе управления. Дается краткая характеристика применяемости в настоящий момент систем автоматизации. На основании результатов, полученных в предыдущих разделах, выдвигаются требования к системам автоматизации проектной деятельности, предлагаются варианты введения таких систем в структуру организации.

В заключении подводится итог проделанной работы. Говорится о проблематике исследовавшегося вопроса, поставленной цели и задачах, решавшихся на пути к ее достижению. Автор настаивает на том, что решения перечисленных проблем лежат в области организации проектной деятельности, совершенствовании методов управления и решаются через аудит и формализацию бизнес-процессов с последующим внедрением новых принципов управления. Еще раз особо подчеркивается важность совершенствования основ успешной проектной деятельности – нормативной документации, методов обучения и повышения квалификации. Необходимость возвращения к практике централизованного управления, являвшейся основой в период рассвета российской космонавтики.

Результатами работы являются:

  1. Проведен анализ проблемных зон в текущей системе управления, а также анализ лучших практик управления, в числе которых появившиеся в последнее время международные стандарты.
  2. Предложен вариант исправления сложившейся ситуации. Основной акцент сделан на применение процессного подхода к управлению, обеспечение баланса между централизацией и децентрализацией.
  3. Проведен сравнительный анализ основных отраслевых документов и лучших практик. Формализованы требования к системе управления и определены роли участников. На основании требований разработана функциональная модель системы управления, ориентируясь на существующие нормативные документы и международные стандарты.
  4. Разработана структура и содержание регламентов взаимодействия.
  5. Проведен анализ применяемости автоматизированных систем в существующей системе управления и сформулированы требования к автоматизированной системе управления созданием больших комплексов.
Рубрика: 
Другое
Ваша оценка: Пусто Средняя: 10 (2 голосов)
Школа IT-менеджмента Экономического факультета АНХ, 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 корп. 2, офис 207, тел.: +7 (495) 933-96-00, Copyright @ 2008-2009