Приглашаем всех желающих посетить бесплатные пробные занятия по курсам МВА и профессиональной подготовки. Занятия проходят в реальных группах, никаких постановочных занятий. Ознакомиться с расписанием пробных занятий, выбрать заинтересовавшее и зарегистрироваться на него можно здесь
Проект «Плов готов» – платформа мобильного маркетинга для ресторанов
Аъзамхужаев Н.З.
выпускник группы MBA CIO-33
Школы IT-менеджмента РАНХиГС
при Президенте РФ
Мобильный телефон и планшетный компьютер стали столь неотъемлемыми атрибутами современного человека, что скоро будут не только помогать при выборе ресторана, кафе или клуба, но и предугадывать вкусы и желания своего хозяина. С помощью мобильного телефона уже можно оплатить билеты в кино, купить цветы или подарок. Многие банки создают свои мобильные приложения, которые предоставляют доступ к услуге «интернет-банкинг». Мобильные устройства в купе с мобильным интернетом захватили буквально все виды взаимодействия людей друг с другом. Ключевой характеристикой мобильного интернета является его интерактивность. Мобильный интернет предоставляет больше методов взаимодействия с пользователем, чем традиционный интернет. Мобильная сеть предоставляет нам данные о потребителе, которые могут стать основанием для продолжения контакта с ним. Например, местоположение, загруженные им картинки или фотографии, заметки и тексты.
По мере распространения мобильных устройств и развития мобильного интернета становится актуальным использование методов мобильного маркетинга. Мобильный маркетинг является совокупностью процессов создания, продвижения ценностей и управления взаимоотношениями с клиентами осуществляемый с помощью мобильных устройств посредством сотовой связи и мобильного интернета. Мобильный маркетинг эффективно использует все возможности мобильного интернета.
Необходимо отметить широкое распространение технологии QR-кодов в наружной и полиграфической рекламе. QR-коды (quick-response-code) – специальные штрихкоды, предназначенные для компактного отображения информации (ссылки, текста, контактов) для чтения мобильными и другими устройствами. Данная технология широко распространена в Японии и используется быстрого предоставления доступа к информации мобильным устройствам. QR-коды можно разместить в рекламных материалах, тем самым предоставлять доступ к мобильному контенту: приложению, мобильному сайту, видео др.
Цель аттестационной работы – показать возможности применения современных мобильных платформ для продвижения и рекламы услуг ресторанов, кафе и других заведений общественного питания.
Проведенный анализ рынка смартфонов, позволил выделить три самые популярные мобильные операционные системы: Android, iOS и Windows Phone. Сравнительная таблица возможностей операционных систем, позволила определить преимущества рекламы в мобильных платформах против традиционной рекламы в интернете.
Рассмотрены основные функции и структура ресторанного бизнеса, приведена классификация ресторанов. Освещены задачи маркетинга ресторанов и рассмотрены особенности рекламных компаний. Анализ возможностей мобильных операционных систем и сопоставление их задачам маркетинга ресторанов и кафе, выявляет новые возможности для эффективной компании продвижения заведений общественного питания. Предложны следующие методы продвижения ресторанов и кафе:
- Создание специализированных мобильных приложений для ресторанов
- Публикация новостей и промо акций, размещение информации о ресторане (меню, развлекательные программы)
- Возможность заказа блюд (доставка)
- Вовлечение клиентов в деятельность ресторана
- Обратная связь с клиентом
В работе предложено техническое решение – проект «Плов готов», который позволяет реализовать вышеуказанные методы продвижения ресторанов, представляет собой систему публикации (конструктор мобильных приложений), построенную на стыке веб и мобильных технологий.
Серверное решение представляет собой систему управления мобильным контентом, с возможностью коллективной работы и публикации через доступные форматы и инструменты. Данные могут быть экспортированы в мобильные приложения двумя способами:
- Через компактные мобильные базы данных, встроенные в мобильные приложения
- Через веб-сервисы для публикации данных в сети интернет
Публикуемые данные можно комбинировать, используя оба способа публикации. Быстро изменяемую информацию (новости, обзоры, оценки) можно передавать через интернет, а справочную информацию через компактные базы данных, с возможностью обновления в новых релизах мобильного приложения.
Предложена трехуровневая архитектура с возможностью масштабирования и массового обслуживания клиентов. Современные приложения в коммерческих интернет-проектах являются распределёнными, так как в их архитектуре можно выделить как минимум три слоя: веб-сервер; бизнес-логика (приложение); данные (СУБД, статика).
На рисунке 1 приведена схема архитектуры серверной части проекта «Плов готов».
Рисунок 1. Архитектура серверной части сервиса «Плов готов»
В технической части работы рассмотрены методы масштабирования приложения, для возможности массового обслуживания.
Построена бизнес-модель и рассмотрены методы монетизации. Бизнес-модель любого коммерческого проекта должна дать ответ на следующие вопросы:
- Как создаются ценности для внешних клиентов;
- Как проект зарабатывает деньги;
- Как руководство проекта обеспечивает стратегический контроль над цепочками создания ценности.
Выделена целевая аудитория – это небольшие рестораны и кафе, которые не могут потратить большие средства для создания специализированного приложения для разных мобильных платформ. Но при этом для средних и малых заведений, также актуальны реклама и продвижение через смартфоны и планшетные компьютеры. Для них предлагается несколько основных программных продуктов и услуг:
Редактор мобильного контента и баз данных – бесплатно
- Обновляемый контент для приложений – подписка
- Модуль сбора статистики – подписка
- Публикация одного мобильного приложения – разовая услуга
- Создание специального рекламного контента – договорная услуга
В работе рассмотрены организационно-правовые вопросы создания проекта: виды деятельности; учреждение компании; подбор персонала. Предложена организационная структура.
Финансовая часть проекта посвящена расчету окупаемости и прибыльности проекта. По расчетам, проведенным в аттестационной работе, общая потребность в капитале составила 850 000 рублей.
Финансовый анализ по проекту был произведен из расчета срока реализации проекта – 2 года. Были рассчитаны следующие финансовые показатели:
- Период окупаемости – 6 месяцев
- Внутренняя ставка доходности проекта – 76,27%
- Доходности по инвестициям – 212%
Согласно проведенным расчетам, прибыль за первый год после всех выплат, составит 6 122 394 рублей, а точка безубыточности будет преодолена при достижении прибыли 2 618 345 рублей. Для проекта «Плов готов» доля постоянных издержек значительно больше, чем доля переменных, в связи с этим компания имеет очень высокий операционный рычаг. Проведен анализ изменения показателей при изменении объема продаж и цен на оказываемые услуги:
Таблица 1. Изменение показателей при уменьшении объема продаж на 20%
Показатели |
Исходные данные |
При объеме продаж -20% |
Изменение |
Объем продаж за 2014 год |
9 131 530 |
7 305 224 |
1 826 306 |
Чистая прибыль за 2014 год |
6 123 394 |
4 405 667 |
1 717 727 |
Доходности по инвестициям |
211,7% |
209,3% |
2,4% |
NPV |
9 420 239 |
6 813 959 |
2 606 280 |
IRR |
76,27% |
67,94% |
8,33% |
По итогам работы сделаны следующие выводы:
- Проект «Плов готов» подтверждает возможность сокращения расходов на создание и публикацию мобильных приложений для рекламы и применения методов мобильного маркетинга путем создания SAAS-сервиса
- Проект является прибыльным
- Технические и методологические решения примененные в проекте можно использовать в других отраслях бизнеса для создания мобильных приложений
В работе также рассмотрены юридические и организационные вопросы, связанные с регистрацией предприятия на первом этапе развития, взаимодействия с государственными регулирующими органами.
- Войдите на сайт для отправки комментариев